По формированию культуры поведения
Проект
По формированию культуры поведения
И основ речевого этикета
у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в страну вежливости».
Провела: воспитатель
Плема О. М.
Актуальность: Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Цель: Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.
Задачи:
1. Формирование этического поведения.
2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.
3. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
4. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
5. Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
6. Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.
Тип проекта: групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат.
1. Сформировать у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Работа с родителями:Консультации «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста», «Влияние праздника на формирование личности». Индивидуальные рекомендации. Создание фотоальбома «Семейные праздники», «День рождения в семье»
Перспективный план работы по проекту:
«Путешествие в страну вежливости».
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Октябрь | Беседа «Что такое вежливость?» Беседа «Будь всегда вежливым» Беседа «Мой друг Мойдодыр». Работа с родителями: - консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» | Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Неизвеняйка». Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек». Загадки о вежливости. Разбор ситуаций по картинкам. Сюжетно – ролевые игры «Семья», « Магазин», « Салон красоты» |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Ноябрь | Беседа «Правила поведения за столом», Беседа «Правила поведения в общественном месте». Работа с родителями: Создание фотоальбома «Семейные праздники» | Чтение художественной литературы: С. Мирошниченко « Случай в городе едоков», «Женина беда». Дидактические игры: «Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет». Разбор проблемных ситуаций. Сервировка стола по схеме. Изготовление разных видов салфеток. Сюжетно – ролевые игры «Гости», « Семья», «День рождения». |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Декабрь | Беседа «Правила поведения в транспорте». Беседа «Как вести себя в театре» Работа с родителями: - консультация «Поход в театр – большой праздник» - правила для родителей. | Чтение художественной литературы: Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак « Светофор». Дидактические игры: «Азбука пешехода» «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», « Как избежать неприятностей». Разбор ситуаций, изображённых на карточках. Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Театр», «Библиотека» |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Январь | Беседа «Умеешь ли ты дружить?» Знакомство с правилами дружбы Беседа «Всегда помогай людям» Работа с родителями: - совместная работа детей с родителями – составление рассказов «Мой лучший друг» - фото стенд «Я и мой друг» - консультация для родителей «Научите детей дружить» | Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек». Разучивание и пение песен о дружбе « Если с другом вышел в путь», « Улыбка», «Настоящий друг». Разбор проблемных ситуаций. Дидактические игры: «Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья». Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе. |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Февраль | Беседа «Как вести себя в гостях» Беседа «Путешествие в страну подарков» Развлечение (итоговое) «В мире вежливых слов». Работа с родителями: - консультация «Влияние праздника на формирование личности» - совместная работа родителей и детей « Подарок для друга» - фото стенд «День рождения в семье» | Чтение художественной литературы: С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире». Дидактические игры: - «Гости» - «Правильно или нет» - ситуации на карточках - «Чтобы гости не скучали» Рисование «Подарок для друга» Рассматривание альбома «Подарки, сделанные своими руками» Сюжетно – ролевые игры «День рождение куклы Даши», «Гости». |
Используемая литература:
1. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2012
2. Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева « Новые правила поведения для воспитанных детей» М.:Слово; Эксмо, 2006
3. В. Г. Алямовская «Беседы о поведении ребенка за столом» М.: ТЦ Сфера, 2008
4. Аудиоэнциклопедия «Как себя вести» Детское издательство «Елена»
Содержание.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
- Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.
-Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?
Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.
Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.
Воспитатель подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.
- Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?
- Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
- А прощаясь?
- Сказать не только "до свидания", но и "всего доброго".
- Надо здороваться с взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем "здравствуйте".
Дети повторяют правила.
Пользуйся словами вежливого обращения, - говорит воспитатель.
- "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры", "Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.
- Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
- Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
- На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.
- Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
- Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
- Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
- Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
- Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п. .
- Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
- Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
- Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
- Умей признать, что был неправ.
- Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.
КАЖДОМУ ДОШКОЛЬНИКУ НАДО ЗНАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯТЬ ИХ!
БЕСЕДА «МОЙ ДРУГ МОЙДОДЫР»
ЦЕЛЬ: Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида - создание единства внешнего и внутреннего состояния маленького человека.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Встреча с доктором Айболитом
- Рассказ доктора Айболита: Личная гигиена - это поддержание чистоты своего тела. Она необходима не только для сохранения своего тела, здоровья, но и для развития хороших, доброжелательных отношений с окружающими людьми.
Кто опрятен - тот опрятен.
Рассказывает о позиции этикета, о правилах ухода за телом и лицом, руками и ногами, о необходимости личных предметов гигиены: носового платка, зубной щетки, расчески, мочалки или губки, полотенец для лица и тела.
- Загадывает загадки о предметах личной гигиены.
- Беседа с детьми.
Примерные ВОПРОСЫ:
1 .Что вы делаете для того, чтобы внешне выглядеть
красиво?
2. Что такое "личная гигиена*? Почему необходимо быть чистым и опрятным человеком?
3.Чистые ли у вас руки, лицо, уши, шея, зубы?
4.Когда их следует мыть?
5 Почему необходимо стричь ногти на руках и ногах?
6.Что значит «принимать душ"? Когда это следует делать?
7.Для чего человеку служит нос? Когда и где мы можем его чистить.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Чтение К.ЧуковскийМойдодыр» А.Барто «Девочка чумазая»
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
В домашних условиях необходимы три важных условия воспитания гигиенической культуры: постоянная индивидуальная работа с ребенком, личный пример старших в семье, наличие красивых предметов личной гигиены в ванной комнате. С раннего детства приучать детей к душу, позволяя самостоятельно его принимать. Следует говорить о необходимости содержания в чистоте половых органов, не делая при этом страшного или смущенного лица. Ребенок сам должен следить за чистотой трусиков. Надо постоянно говорить о правилах пользования туалетом, о соблюдении в нем чистоты и порядка.
Проект
по формированию культуры поведения
И основ речевого этикета
у детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в страну вежливости».
Провела: воспитатель
Плема О. М.
Актуальность: Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Цель: Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.
Задачи:
1. Формирование этического поведения.
2. Овладение детьми правилами хорошего тона, для построения межличностных отношений.
3. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
4. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
5. Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям.
6. Формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях.
Тип проекта: групповой, среднесрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат.
1. Сформировать у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.
2. Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе.
3. Появление способности разрешать конфликтные ситуации.
4. Повысить уровень культуры детей и педагогический уровень родителей.
5. Беседы родителей с детьми и чтение книг по данной теме.
Работа с родителями:Консультации «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста», «Влияние праздника на формирование личности». Индивидуальные рекомендации. Создание фотоальбома «Семейные праздники», «День рождения в семье»
Перспективный план работы по проекту:
«Путешествие в страну вежливости».
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Октябрь | Беседа «Что такое вежливость?» Беседа «Будь всегда вежливым» Беседа «Мой друг Мойдодыр». Работа с родителями: - консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» | Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ежели вы вежливы», Осеева «Волшебное слово», Сухомлинский « Для чего говорят спасибо», С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Неизвеняйка». Дидактические игры: «Умеешь ли ты знакомиться», «Волшебный клубочек». Загадки о вежливости. Разбор ситуаций по картинкам. Сюжетно – ролевые игры «Семья», « Магазин», « Салон красоты» |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Ноябрь | Беседа «Правила поведения за столом», Беседа «Правила поведения в общественном месте». Работа с родителями: Создание фотоальбома «Семейные праздники» | Чтение художественной литературы: С. Мирошниченко « Случай в городе едоков», «Женина беда». Дидактические игры: «Что ждёт неряху», «Что правильно, а что нет». Разбор проблемных ситуаций. Сервировка стола по схеме. Изготовление разных видов салфеток. Сюжетно – ролевые игры «Гости», « Семья», «День рождения». |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Декабрь | Беседа «Правила поведения в транспорте». Беседа «Как вести себя в театре» Работа с родителями: - консультация «Поход в театр – большой праздник» - правила для родителей. | Чтение художественной литературы: Богданович «Вежливый трамвайчик», «Стасик идёт в кино», «Кавардак на улице», С. Маршак « Светофор». Дидактические игры: «Азбука пешехода» «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», « Как избежать неприятностей». Разбор ситуаций, изображённых на карточках. Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Театр», «Библиотека» |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Январь | Беседа «Умеешь ли ты дружить?» Знакомство с правилами дружбы Беседа «Всегда помогай людям» Работа с родителями: - совместная работа детей с родителями – составление рассказов «Мой лучший друг» - фото стенд «Я и мой друг» - консультация для родителей «Научите детей дружить» | Чтение художественной литературы: Кузнецов «Мы поссорились с подружкой», Г. Цыферов» Когда не хватает игрушек». Разучивание и пение песен о дружбе « Если с другом вышел в путь», « Улыбка», «Настоящий друг». Разбор проблемных ситуаций. Дидактические игры: «Хорошие и плохие поступки», «Как поступают друзья». Заучивание пословиц, поговорок о друзьях и дружбе. |
Сроки | Содержание работы | Методы и приёмы |
Февраль | Беседа «Как вести себя в гостях» Беседа «Путешествие в страну подарков» Развлечение (итоговое) «В мире вежливых слов». Работа с родителями: - консультация «Влияние праздника на формирование личности» - совместная работа родителей и детей « Подарок для друга» - фото стенд «День рождения в семье» | Чтение художественной литературы: С. Иващенко «Артём в гостях», «Подарки на день рождение», Маша идёт на день рождение к Ире». Дидактические игры: - «Гости» - «Правильно или нет» - ситуации на карточках - «Чтобы гости не скучали» Рисование «Подарок для друга» Рассматривание альбома «Подарки, сделанные своими руками» Сюжетно – ролевые игры «День рождение куклы Даши», «Гости». |
Используемая литература:
1. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4 – 7 лет» М.: Мозаика-Синтез, 2012
2. Г. П. Шалаева, О. М. Журавлева « Новые правила поведения для воспитанных детей» М.:Слово; Эксмо, 2006
3. В. Г. Алямовская «Беседы о поведении ребенка за столом» М.: ТЦ Сфера, 2008
4. Аудиоэнциклопедия «Как себя вести» Детское издательство «Елена»