Балахонкина наталья илларионовна
Педагогический проект
«Почему берёза – символ России?»
Выполнила:
Балахонкина Наталья Илларионовна,
воспитатель
Введение.
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
О. Шестинский
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю.
Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн и гордиться своей страной.
Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат. Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.
А ещё, Родина – это прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России.Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы - посвятили березке свои лучшие песни.
Актуальность проекта «Почему берёза - символ России?»
Актуальность заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
Цель:
Развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе.
Задачи:
Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России.
Расширять знания детей о дереве березе, его качествах, свойствах.
Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов
связанных с русской березой.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом
Погружение в проект
Идею с темой проекта дали сами дети, так как, смотря познавательную передачу по телевизору, один мальчик узнал, что берёзы растут в России, а на Кипре нет, а одна девочка сказала, что берёзу считают символом России. Отсюда сам собой и возник вопрос: «Почему берёза- символ России?».
Хотя зачастую и многие взрослые не могут сразу дать ответ на этот вопрос.
Цель:
Вызвать интерес детей к изучению берёзы - как символа России.
Задачи:
* Вспомнить с детьми все знакомые им символы России.(флаг, герб, гимн)
*Познакомить с деревьями –символами других стран (Канада-клён, Латвия- липа и дуб, Австралия- эвкалипт и т.п.)
* Вызвать желание сравнивать и изучать берёзу с другими деревьями.
2.Планирование деятельности:
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о берёзе?
Провести беседы «Россия - наша Родина», « Клён символ –Канады», «Берёза-дерево жизни», "Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой».
Просмотр презентации « Берёза – глазами великих художников».
Выяснить, где можно найти информацию для работы над проектом
* Прочитаем в энциклопедиях , журналах и художественной литературе.
* Посещение библиотеки.
* Посмотрим в интернете.
*Узнаем на занятии.
*Узнаем на экскурсии.
*Спросим у родителей, у воспитателей, старшего воспитателя.
Составлен план работы с детьми и родителями:
• Сбор информации.
• Подбор иллюстративного материала.
• Отбор художественной литературы, историко – публицистического материала.
• Организованная и неорганизованная деятельность.
• Совместная и самостоятельная деятельность.
• Создание в группе мини- музея « Русская берёзка- символ России»
• Презентация проекта.
3.Осуществление деятельности по решению проблемы
Работа с родителями
1. Задание для родителей (совместно с детьми):
изготовить книжки-малышки «Берёза- символ России»».
2. Конкурс рисунков и поделок «Белая берёза под моим окном..».
3. Совместная экскурсия с родителями в большой парк г. Отрадного.
4. Сбор книжек для оформления книжной выставки «Белая берёза».
5. Подготовить спилы берёзы, для детского творчества
6. Папка-передвижка «Все о русской березе».
7. Изготовление дидактических игр по теме.
Оформление и презентация проекта
1. Самодельные дидактические игры
2. Оформление фотовыставки «Берёзы нашего города».
3. Оформление книжек- малышек «Русская берёзка»
4. Оформление мини-музея «Русская берёзка –символ России».
5. Литературная гостиная « Белая берёза под моим окном…»
6. Участие в акции «Посади деревце»
Этап
Оценка результатов и процесса проектной деятельностиВ ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей возросла познавательная активность и творческая самостоятельность.
Заключение
Внедрение данного проекта обеспечило:
Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и придти к выводу, что «Берёза символ-России».
Создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Дети рассказывали о том, что они часто стали выходить на прогулки по родному городу, многие родители занялись облагораживанием территории родного двора, а все это укрепляет семьи и воспитывает в детях бережное отношение к родному городу и гордость за свою малую Родину.
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности при изготовлении книг, альбомов и презентаций о берёзе.
У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание.
Дети приобрели навыкинеобходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
Литература
1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе: «Учитель». Воронеж, 2001.
2. Н. Т. Брыкина. Нестандартные и интегрированный уроки. М.: Вако, 2004
3. А. А. Рутковская. Рисование в начальных классах. С-П: Дон Нева,2001
4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.
5. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
6. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
7. Е. М. Тихомирова. Сценарии школьных праздников. М.: Экзамен 2006.
8. О. А. Шаповалова. Сценарии праздников в начальной школе. Саратов: Лицей, 2005.
Приложение № 1
Приложение №2
Дидактические игры:
Приложение №3
Русские народные игры
Хороводная игра «Березка».
(Дети ставновятся в круг и поют)
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
(Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают)
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-
«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» — девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Эта старинная хороводная игра Калужской области.
Педагогический проект
«Почему берёза – символ России?»
Выполнила:
Балахонкина Наталья Илларионовна,
воспитатель
Введение.
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
О. Шестинский
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю.
Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн и гордиться своей страной.
Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат. Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.
А ещё, Родина – это прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России.Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы - посвятили березке свои лучшие песни.