Эстафеты и упражнения с диском
Список упражнений
В таблице названия упражнения, количество человек и дисков, необходимое для его выполнения, и навыки, которые они тренируют. Большая часть упражнений может применяться в качестве эстафет. (Описание упражнений приведено в следующем разделе).
№ | Упражнение | Кол-во человек | Кол-во дисков | Что тренирует |
«Мишень» | ³2 | Точность броска | ||
«Молния» | ³4 | Точность короткого паса. «Кинул – побежал» | ||
«Сом» | ³4 | Умение рассчитать время и силу броска. Пас на ход. Прием диска в движении | ||
«Броски с маркером» | Уверенность при игре с маркером. Способность играть против форса. Правильные действия маркера | |||
«Челнок» | Точный короткий пас на ход. «Кинул – побежал». Выносливость. Быстрый выбор броска (бэкхенд или форхенд) | |||
«Ромб» (базовый) | >4 | Точность паса. Расчет скорости выбегающего. Обманные движения при выбегании. Прием в движении. | ||
«Ромб с выбеганием в центр» | >4 | То же, что и в упражнении «Ромб». Выбегание НА раскидывающего | ||
«Встречные колонки» | >4 | Прием диска в движении. Выбегание на раскидывающего. Точный короткий пас. | ||
«Хлеб с маслом» | >5 | >4 | Точный пас средней дальности. Выбегание с обманным движением. Прием диска в движении. Игра против маркера | |
«Тренировочный стек» | ³3 | >2 | Понимание базовой тактики. Согласованность действий в атаке. Точный расчет времени выбегания | |
«Квадрат» | Умение эффективно открываться в ограниченном пространстве. Точный короткий пас. «Кинул – побежал» | |||
«Длинный пас – короткий пас» | ³5 | Точный пас любой дальности. Умение рассчитать время выбегания. Умение рассчитать силу и дальность броска. Прием диска в движении | ||
«Пас в зону» | >3 | Дальний пас. Пас на ход. Умение открыться в зоне с обманным движением. | ||
«Дальний пас» | >3 | Дальний пас. Умение догнать пас в зоне | ||
«Догонялки» | >4 | ³2 | Грамотное преследование атакующего. Умение атакующего «поставить корпус» |
ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ
Условные обозначения
Мишень»
Игроки стоят в колоннах. Бросают диск в цель (ворота, рамку и т.п.) на точность. (Для бросков бэкхенд и форхенд больше подходит вертикальная цель, для хаммера – горизонтальная.)
Побеждает команда, попавшая в цель больше раз.
Молния»
Игроки располагаются в двух разомкнутых шеренгах друг напротив друга. Передают диск «змейкой» стоящему напротив игроку, затем бегут в конец своего ряда.
Побеждает команда, все игроки которой быстрее переместились в другой конец ряда.
Сом»
Игроки стоят в двух колоннах. Первый игрок выбегает вперед, передавая пас выбегающему из следующей колонки. Затем возвращается в соседнюю колонку.
Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами.
Броски с маркером»
Два игрока располагаются друг напротив друга. Третий стоит защитником с раскидывающим. Раскидывающий (1) отдает пас и бежит к игроку (2), принявшему диск. Становится его защитником. Защитник (3) становится на место второго игрока и принимает диск.
Каждый игрок выполняет 10 бэкхендов и 10 форхендов.
Челнок»
Два игрока. Один – раскидывающий, стоит на небольшом расстоянии (3-7 м) от другого. Второй игрок делает выбегание под пас (форхенд). Возвращает диск (бэкхенд) первому игроку, разворачивается и снова бежит под пас (бэкхенд), возвращает диск (форхенд) и бежит снова.
Через 60-90 секунд раскидывающий и выбегающий меняются ролями.
Ромб»
Игроки стоят в четырех колонках. Игрок выбегает из колонки справа от раскидывающего, огибает следующую колонку и выбегает под пас (бэкхенд). Затем отдает пас дальше по ходу и сам встает в колонку, которая впереди него. Игрок, бросавший диск, сразу начинает движение.
Через некоторое время направление выбегания изменяется на противоположное, а пас – на форхенд.
Ромб с выбеганием в центр»
В целом упражнение аналогично «Квадрату». Разница в том, что игрок выбегает в центр, отдает диск направо и продолжает движение в колонку перед собой.
Встречные колонки»
Игроки располагаются в две колонки. Первый игрок выбегает в сторону второй колонки. Получает пас. Сразу отдает пас выбегающему из второй колонки и уходит в конец второй колонки.
Хлеб с маслом»
Игроки стоят в двух колонках навстречу друг другу. Игрок первой колонки делает обманное движение назад, затем выбегание вперед, на раскидывающего. Получает пас, убегает в другую колонку.
Усложнение: второй игрок в колонке становится маркером, затем берет диск и становится раскидывающим. Следующий игрок становится маркером и т.д. В простом варианте маркер вытесняет на бросок. В более сложном – необходимо прокинуть форс.
Тренировочный стек»
Игроки стоят в четырех колонках: одна вдоль площадки, три другие – поперек. Первый игрок 1й колонки – раскидывающий, первые игроки остальных трех колонок последовательно выбегают (предваряя выбегание обманным движением), чтобы получить пас и отдать его дальше. Затем игроки уходят в следующую колонку.
Вариант: проводить диск по другой стороне площадки. В этом случае бросают форхенд.
Квадрат»
Четыре игрока. Размечают квадрат со стороной 4-5 м, два игрока в одной команде, два игрока – в другой. Игра происходит внутри квадрата по правилам Алтимат-фризби. Игроки стараются передать друг другу максимальное количество пасов. При потере диск переходит другой команде. Побеждает та команда, которая первой совершит 30 пасов (суммарно).
Длинный пас – короткий пас»
Игроки стоят в двух колонках – одна перед другой. Один игрок с диском стоит лицом к колонкам.
Выбегание начинает последний игрок второй колонки, получает пас (1). В это время бросавший игрок выбегает на фланг по прямой и получает пас обратно (2). В это время на его место выбегает первый игрок первой колонки и получает пас (3). Следующий тур повторяется в другую сторону.
Пас в зону»
Игроки стоят в колонке, первый из нее выбегает вперед (на 20-30 м), затем резко меняет направление и выбегает под пас второго игрока в колонке. Затем возвращается в колонку. Кинувший игрок совершает следующее выбегание.
Дальний пас»
Игроки стоят в колонках в разных углах зала или площадки. Первый игрок делает дальнее выбегание и принимает пас, тут же бросает игроку, выбегающему из другой колонки и становится в нее.
Догонялки»
Игроки стоят в колонке, раскидывающий на произвольном расстоянии (в зависимости от дальности броска) от колонки лицом к ней. В стороне и чуть ближе к раскидывающему – конус. От него стартует атакующий игрок. Одновременно с ним стартует первый игрок из колонки, он выполняет роль защитника – его цель опередить нападающего и не дать ему открыться под пас. Как только пас выполнен, атакующий становится на место раскидывающего, защитник возвращается, огибает конус и становится нападающим. Первый игрок колонки стартует как защитник.
СТРУКТУРА ТРЕНИРОВКИ
В общем виде игровая тренировка состоит из 5 частей:
1) Разминка
2) Броски
3) Упражнения
4) Игра
5) Заминка
Общефизическая подготовка и тактические занятия могут быть частью игровой тренировки, а могут проводиться отдельно. Продолжительность и содержание частей может варьироваться в соответствии с целями тренировки и общим временем тренировки [1,3,4,5].
Рекомендации
1) Разминка обязательно должна включать упражнения на гибкость и растягивания. Необходимо уделять внимание разминке рук (особенно кистей), а также голеностопного сустава.
2) Броски обычного выполняют по 10 раз каждого типа (всего 80 бросков каждый). Считать броски игроки должны самостоятельно, при этом отмечать для себя сколько бросков из 10 был удачными.
3) Упражнения подбираются из приведенных выше или разрабатываются самостоятельно. Обычно проводятся 1-3 упражнения по 5-10 минут.
4) Игра продолжительностью от 20 до 90 минут, в зависимости от числа игроков и целей тренировки.
5) Заминка проводится стандартная на усмотрение тренера.
СЛОВАРИК
(более подробно термины объясняются в главах «Броски» и «Базовые тактики»)
Блэйд – вертикальный бросок.
Брик – точка на поле, на расстоянии 9 метров от линии защиты атакующей команды.
Бэкхенд – бросок тыльной стороной ладони вперед.
Выбегание (кат) – направленное движение с целью получить пас.
Линия защиты – передняя линия зоны.
Лонг (диппер) – игрок, атакующий в зоне соперника.
Маркер – защитник у игрока с диском.
Мидл – точка, равноудаленная от обоих боковых аутов, на перпендикуляре от места выхода диска в аут.
Миддлер – игрок, атакующий в середине поля.
Столл – отсчет вслух 10(8) секунд, в течение которых раскидывающий должен выпустить диск.
Стэк – тактика нападения, при которой игроки располагаются «в очередь» и последовательно выбегают с целью получить пас.
Фол – любое нарушение правил.
Форс (вытеснение) – способ командных действий в защите, предполагающий направление и предотвращение определенных бросков атакующих.
Форхенд – бросок ладонью вперед.
Фриз – объявление остановки игры в случае, когда кто-либо из игроков не может нормально продолжать игру.
Чек – объявление возобновления игры после остановки. Маркер убеждается, что все игроки на своих местах и готовы, громко объявляет: «Три, два, один, ЧЕК», после чего игра возобновляется.
Хаммер – бросок над головой.
Хэндлер (разводящий, раскидывающий) – игрок, осуществляющий начало атаки.
Список литературы:
1. Вуден Ф.Р. Современный баскетбол. М.: 1987.
2. Дамбиеникс Д. Фризбий.1999.
3. Спортивные игры. Отв. ред. Марущак В.В. М.: 1985.
4. Спортивные игры и методика преподавания (учебник для институтов физической культуры). М.: 18986.
5. Чанади А. Футбол: тренировка. М.: 1985.
6. Parinella, J., Zaslow, E. Ultimate: techniques and tacktics, 2004.
7. http://www.rfdf.ru
8. http://wfdf.org
9. http://www.ultimatehandbook.com