Педагогика физической культуры как учебно-научная

дисциплина

Физическая культура как элемент социальной реальности. Основные категории педагогики. Педагогика физической культуры как самостоятельная отрасль педагогических знаний. Объект и предмет научного изучения педагогика физической культуры.

Физическая культура как элемент социальной реальности

Физическая культура представляет собой элемент социальной реальности. Социальная реальность большинством авторов рассматривается как сложный многомерный, многоуровневый феномен. Исходя из вышесказанного, физическая культура может рассматриваться на разных уровнях социально - гуманитарного и естественно - научного знания. В том числе:

- на культурологическом уровне - как область культуры, регулирующая деятельность человека, связанную с формированием, развитием и использованием телесно-двигательных и сопряженных с ними качеств [1].

- на социологическом уровне – как социокультурный феномен (культурный и деятельностный компоненты); социальное явление (сфера физической культуры и спорта) и социальный институт.

- на педагогическом уровне -как педагогический процесс формирования телесно - двигательных и сопряженных с ними личностных качеств.

Взгляды на физическую культуру с выделенных уровней не только не исключают, но и дополняют друг друга

Педагогический уровень анализа физической культуры возникает в связи с тем, что в процессе антропогенеза в дополнение к спонтанному изменению возникает социально-контролируемое целенаправленное воздействие на телесно-двигательные и спряженные с ними качества человека. В обществе создавались специализированные практики: афинская и спартанская системы физического воспитания; рыцарская система военно-физической подготовки; немецкая, шведская системы гимнастики, йога, цигун, системы единоборств в странах Востока и т.д. Осмысление этих практик в отечественной теории физической культуры привело к формированию классификации практик в зависимости от целей применения двигательных действий (физических упражнений). Этообразовательное направление (физическое воспитание), спорт, физическая реабилитация, физическая рекреация, физическая подготовка.

Авторы учебника «Теория и методика физической культуры» подготовленного под редакцией Ю.Ф. Курамшина отмечают что, структура физической культуры характеризу­ется не только строением (т.е. количеством элементов или частей), но и взаимосвязями. Эти связи могут носить либо координационный характер (взаимодействие «по горизонтали», на одном уровне), либо подчиненный, субординационный («по вертикали»). Все вышеперечисленные виды но­сят однопорядковый характер. Другими словами, они выросли из одного корня, являются в рамках физической культуры ее органическими компонентами и не подчинены друг другу. В то же время каждая из этих относительно самостоятельных частей несет в себе отдельные элементы других видов физической культу­ры, в силу чего они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, в процессе неспециального физкультурного образования широко использу­ются спортивные состязания, эстафеты, рекреативные формы занятий физическими упражнениями. В спортивной тренировке имеет место обучение, образование, широко применяются формы и методы физической рекреации, а последняя пользуется элементарными формами спортивных соревнований, спортивным инвентарем и оборудованием, содействует решению задач физического образования и спорта.

Главным, «сквозным» средством для всех форм физической куль­туры являются физические упражнения. Однако каждая из них решает, прежде всего, свои конкретные задачи посредством не только общих, но и специфических методов и форм организации [6].

Основные категории педагогики

В обществе существует передача и приём социально-культурного опыта от старших поколений к младшим.

Передача и прием социально-культурного опыта, формирование человека как особая функция общества является объектом познания и исследования ряда гуманитарных наук.

Это явлениемногоаспектно и с точки зрения гуманитарных наук представлено в различных понятиях:

ü социология: социализация;

ü педагогическая психология: учебная деятельность, учение, преподавание, научение;

ü психология: формирование качеств личности, развитие эмоционально-волевой сферы, когнитивно-операциональной сферы, мотивационно-ценностной сферы;

ü психофизиология: формирование условного рефлекса (И. П. Павлов), формирование «функционального органа психики» (Ухтомский);

ü педагогика: образование, обучение, воспитание, развитие.

Данный процесс происходит и в сфере физической культуры. Он может носить как стихийный, так и целенаправленный характер.

Исходя из этого, объектом изучения педагогики можно определить познание процесса передачи и приема социально-культурного опыта от поколения к поколению.

Предмет педагогики. В понятиях, составляющих аппарат конкретной науки, можно выделить одно центральное понятие. Остальные понятия отражают части или элементы этого стержневого понятия. Сформированная таким образом система взаимосвязанных понятий есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки.

Исходным пунктом анализа является понятие «социализация», которое в последние годы приобрело статус междисциплинарного понятия и широко используется в педагогике.

Социализация –это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация –это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, включения в социальную среду.

Некоторые авторы две стороны это процесса называют социальной адаптация и социальной автономизацией (индивидуализацией) личности.

Результат

индивидуализации социальной адаптации
есть развитие личности.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке.

Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека.

Деятельность, общение, самопознание – это три сферы, в которых происходит процесс становления личности.

В деятельности личность осваивает всё новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При этом речь идёт о личностно значимой доминанте, т. е. об определении главного, сосредоточении внимания на нём. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать, как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации – самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространённая схема самопознания своего «Я» включает три компонента:

ü познавательный (знание себя);

ü эмоциональный (оценка себя);

ü поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование (усвоение).

Частично управляемым процесс социализации может становиться при педагогически целенаправленном семейном образовании, образовании в учреждениях системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, службе в Вооруженных силах.

Под образованием мы понимаем процесс обучения и воспитания, организованный в семье и образовательных учреждениях, направленный на развитие личности. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование представлено как процесс «… единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» и как результат «… а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [7].

Обучение, в соответствии с трактовкой закона об образовании,-целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [7].

Воспитание- деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Процесс развития - это количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере обусловлен влиянием внешних и внутренних факторов. Соотношение этих понятий графически представлено на рисунке 1.

Обучение   Воспитание
Образование
Относительная управляемая социализация
Социализация
=
=
Развитие личности

Рисунок 1- Соотношение основных категорий педагогики

Таким образом, можно констатировать, что предметом педагогики является педагогический (образовательный) процесс как особый вид взаимодействия людей по передаче и приёму социально-культурного опыта.

Педагогический процесс – это системное взаимодействие учителя и ученика, направленное на передачу и усвоение социокультурного опыта поколений. Отсюда выводится и определение педагогики как науки.

Педагогика физической культуры как самостоятельная отрасль

педагогических знаний

Одной из ведущих тенденций развития современной педагогической науки является - все усиливающаяся дифференциация областей педагогического знания. Одним из проявления данной тенденции является появление новой отрасли педагогических знаний - педагогики физической культуры, теоретическое оформление которой началось в начале70-х годов ХХ века.

Предпосылками выделения педагогики физической культуры в самостоятельную отрасль науки о воспитании послужили философские и прогрессивные педагогические традиции в области физического воспитания, а также то, что знания о педагогических закономерностях спортивной деятельности логически не умещались в рамках теории физического воспитания. Зарождение и формирование педагогики физической культуры и спорта шло в неразрывной связи с процессом развития физкультурного движения и обуславливалось развитием других наук, в частности, спортивной психологии.

В начале 70-х годов на основе проведенных фундаментальных исследований педагогических проблем спорта (на уровне докторских и кандидатских диссертаций) определилась возможность сформулировать предмет педагогики физической культуры и спорта. В 1974 году было предложено рассматривать педагогику спорта как отрасль педагогической науки, занимающуюся изучением закономерностей формирования человека в процессе и под влиянием занятий физической культурой и спортом.

В учебном пособии, изданном в ГДР в 1978 г., дано определение спортивной педагогики как научной дисциплины, исследующей закономерности сознательного, целенаправленного, планомерного и организованного руководства процессом развития личности спортсмена в условиях спортивной деятельности. Более подробно со становлением педагогики физической культуры можно ознакомиться в учебнике Б.А. Карпушина «Педагогика физической культуры и спорта» [2].

Как отрасль педагогической науки педагогика физической культуры решает задачи:

1) исследование закономерностей использования средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения;

2) изучение и обобщение опыта лучших спортивных педагогов;

3) разработка наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, можно констатировать, предметом педагогики физической культуры является педагогический процесс, осуществляемый в сфере физической культуры и спорта.

Педагогика физической культуры – учебно-научная дисциплина, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического (учебно-воспитательного) процесса, проходящего в сфере физической культуры и спорта.

Как учебная дисциплина «Педагогика физической культуры» является профилирующей общепрофессиональной дисциплиной в системе профессионального физкультурного образования. Ведущее положение данной дисциплины обусловлено тем, что деятельность спортивного педагога имеет, прежде всего, педагогическую направленность:

- изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека;

- разработка и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическая реализация средствами физической культуры и спорта;

- формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта.

Цель изучения педагогики физической культуры – создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогического процесса в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска.

Задачи изучения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать сущность целостного педагогического процесса, акцентируя внимание на особенностях воспитания в области физической культуры и спорта; ориентироваться в многообразии педагогических концепций;

- выделять условия оптимизации процесса воспитания и самовоспитания; знать методы воспитания спортсмена; особенности работы с детским спортивным коллективом, с семьей воспитанника; знать закономерности и возрастные особенности развития личности;

- уметь ориентироваться в проблемах педагогики, обусловленных спецификой физической культуры и спорта;

- уметь четко формулировать основные педагогические понятия;

- анализировать и осознанно осуществлять выбор воспитательных средств в построении единого педагогического процесса;

- владеть основными методами, средствами и формами воспитания;

- оценивать и интерпретировать различные педагогические факты и явления;

- применять на практике знания о формировании и сплочении детского коллектива [2,3,4].

Практические задания

1.Установите правильное соотношение понятий (I – 3…)

Объектная область педагогики Педагогический (образовательный) процесс как особый вид взаимодействия людей по передаче и приёму социально-культурного опыта.
Объект педагогики     Человек
Предмет педагогики Процесспередачи и приема социально-культурного опыта от поколения к поколению.  

2. Исходя из выполнения задания 1, определите объект и предмет педагогики физической культуры.

3. Укажите связь педагогики физической культуры и спорта с другими научными дисциплинами.

Научная дисциплина В чём проявляется
Философия  
Социология ФК  
Психология ФК  
Физиология  
История ФК  
Теория и методика ФК и С  

4. Назовите основные причины возникновения педагогики физической культуры.

5.Установите правильное соотношение понятий (I –3…)

I. Категории педагогики 1. Аналитическая 2. Изучение закономерности в области обучения и воспитания 3. Конструктивная 4. Воспитание 5. Развитие 6. Разработка и внедрение новых методов, форм, средств 7. Проективная 8. Образования 9. Прогностическая 10. Обучение 11. Образование
II. Задачи педагогики
III. Функции педагогики

6. В чем отличие педагогического процесса от социализации?

Литература

1. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы. / И.М.Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.-№2.- С.19-27.

2. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб. Изд-во «Олимп-СПб», 2010. -296 с.

3. Педагогика физической культуры: учебник для студ. высш.учеб. заведений / под ред. С.Д. Неверковича. — 2­е изд., перераб. и доп.— М.: Издательский центр «Академия», 2013. —368 с.

4.Педагогика физической культуры: учебник /под общей редакцией В.И. Криличевского. – М.: Кнорос, 2012. – 320 с.

5. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры. - М.: Альянс, 2006. – 288 с.

6.Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. -464 с.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Приложение «Новые законы и нормативные акты». 2013. № 5.

Наши рекомендации