Чайковский государственный институт физической культуры
Чайковский государственный институт физической культуры
МУХАМИТЯНОВ Ф.Д.
ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие
для студентов очной и заочной форм обучения
по направлению подготовки 49.04.01Физическая культура и49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)
Чайковский, 2017
Рецензенты: Батакова Н.В. к.п.н., доцент
Мухамитянов Ф. Д.Педагогика физической культуры: учебное пособие для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 49.04.01Физическая культура и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК).- Чайковский, 2017.
Печатается по решению учебно-методического Совета
Чайковского государственного института физической культуры.
Протокол № __от «__» _______20__ г.
В учебном пособии изложены основные понятия в области педагогики физической культуры, дана характеристика актуальных вопросов обучения и воспитания, показаны особенности психолого-педагогической деятельности спортивного педагога и организации единого педагогического процесса в сфере физической культуры и спорта.
Учебное пособие соответствует профессиональной образовательной программе и предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 49.04.01Физическая культура и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК).
Мухамитянов Ф.Д.
Чайковский государственный институт физической культуры, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль физической культуры и спорта в развитии личности… | |
1.1 Педагогика физической культуры и спорта как учебно-научная дисциплина ……………………………………… 1.2 Педагогический процесс в сфере физической культуры, и его структура …………………………………………………… 1.3 Цель, задачи и содержание педагогического процесса в сфере физической культуры 1.4 Содержание воспитания в едином педагогическом процессе в сфере физической культуры 1.4.1 Формирование базовой культуры личности – основа содержания воспитания в сфере физической культуры……. 1.4.2 Формирование культуры жизненного самоопределения (самовоспитания)…………………………………………… 1.4.3 Формирование основ нравственной культуры личности ……. 1.4.4 Формирование эстетической культуры личности…… ……. 1.4.5 Формирование культуры межнациональных отношений личности и патриотизма ……………………………………………. 1.4.6 Формирование физической культуры личности…………….. 1.5 Методы осуществления педагогического процесса в деятельности спортивного педагога………………………………. 1.5.1 Механизм воспитания в едином педагогическом процессе в сфере физической культуры и спорта … ………… 1.5.2 Методы осуществления педагогического процесса…… 1.6 Формы организации педагогического процесса в сфере физической культуры……………………………………………….. 1.7. Принципы педагогического процесса………………………… | |
2 Система воспитательной работы в сфере физической культуры и спорта…… | |
2.1. 2.1 Воспитательная система тренера .………………………………….. 2.2 Спортивный коллектив как среда и фактор формирования личности, учащихся при занятиях физической культурой…… 2.3 Воспитательная деятельность спортивного педагога в учебно - тренировочном процессе 2.3.1.Воспитательные возможности урока физической культуры и учебно-тренировочного занятия………….. 2.3.2. Соревнования как фактор решения воспитательных задач 2.4 Вспомогательные формы организации педагогического процесса как элемент воспитательной работы…………… | |
3. Специфика деятельности и требования к личности специалиста в области физической культуры и спорта… ………. | |
3.1 Структура педагогической деятельности…………. 3.2 Компетентностный подход в оценке профессионализма спортивного педагога…………………… 3.3. Компетентностный подход в подготовке спортивных педагогов……………………………………………………… Заключение……………………………………………………….. |
Роль физической культуры и спорта в развитии личности
Литература
1. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы. / И.М.Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996.-№2.- С.19-27.
2. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб. Изд-во «Олимп-СПб», 2010. -296 с.
3. Педагогика физической культуры: учебник для студ. высш.учеб. заведений / под ред. С.Д. Неверковича. — 2е изд., перераб. и доп.— М.: Издательский центр «Академия», 2013. —368 с.
4.Педагогика физической культуры: учебник /под общей редакцией В.И. Криличевского. – М.: Кнорос, 2012. – 320 с.
5. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры. - М.: Альянс, 2006. – 288 с.
6.Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. -464 с.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Приложение «Новые законы и нормативные акты». 2013. № 5.
Литература
1.Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. - СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010.-296 с.
2. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: учеб.пособие /под ред. О.Т. Лебедева. - СПб.: ИД «МиМ»,1998.-192 с.
3.Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под ред. С.Д. Неверковича. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 336 с.
4. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры. - М.: Альянс, 2006. – 288 с.
5. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М.: Прометей, 1997. -200 с.
1.3 Цель, задачи и содержание педагогического процесса в сфере
Физической культуры
Ведущие парадигмы образования. Цели педагогического процесса в сфере физической культуры. Образовательные задачи, задачи физического развития, воспитательные задачи. Понятие содержания образования. Содержание предмета «Физическая культура». ФГОС по предмету «Физическая культура». Содержание педагогического (учебно-тренировочного) процесса в спортивных школах. Стандарт спортивной подготовки.
Ведущие парадигмы образования
Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является "порождающей моделью", идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными вопросами при определении специфических черт той или иной образовательной парадигмы являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время.
Понятие "парадигма» означает наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в определенном научном сообществе.
В современной педагогике выделяют три ведущих парадигмы образования: традиционалистско-консервативная, рационалистическая, феноменологическая.
• Традиционалистско-консервативная (когнитивная, знаниевая) парадигма. Слово «консервативный» употребляется здесь в позитивном смысле (сохранение, стабилизация культуры с помощью образования).
Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Обучающийся рассматривается как объект (а не личность), который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится.
Учебный предмет рассматривается как своеобразная "проекция" науки, учебный материал - как дидактически интерпретированные научные знания.
• Рационалистическая (функционалистическая, технократическая) парадигма, которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Она исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры.
Рационалистическая парадигма предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание.
Четкую функциональную направленность имеет профессиональное образование - подготовить личность к профессиональному труду.
• Феноменологическая (гуманистическая, личностно ориентированная) парадигма, относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования.
В отечественной педагогической науке и образовательной практике происходит смена образовательной парадигмы. По мнению отечественных исследователей в современных условиях существующая «знаниевая» парадигма образования полностью себя изжила.
Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы и др. Они явились предпосылкой утверждения личностно ориентированной парадигмы образования в конце 1980-х годов. Большую роль в становлении личностно ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и др.). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения и другие. Разработанные ими практико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и отличались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении. Системообразующим фактором их методов выступала уникальная и неповторимая личность учащегося.
Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Это значит, что в педагогическом процессе учащийся является не пассивным объектом воздействия, а субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности.
Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Если говорить о личностном подходе как методологии, то это образование, которое ставит своей целью развитие внутренних структур обучающегося на основе реализации его потенциальных возможностей и базируется на принципах признания самоценности личности, обеспечения ее субъективности и успешности в различных видах деятельности.
Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания. На основе личностного подхода создаются различные модели личностно-ориентированного образования:
- технология личностно-ориентированного образования (И.С. Якиманская);
- педагогика сотрудничества (С.И. Соловейчик, В.Ф. Шаталов);
- технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко);
- гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
- технология уровневой дифференциации (В.В. Фирсов);
- формирование универсальных личностных способностей ребенка (В.В. Сериков);
- системно-деятельностный подход;
- ….и другие.
Аналогично существуют различные модели системно-деятельностного подхода. Например, теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и другие.
Деятельностный подход исходит из положения, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Механизмом обучения становится не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
При реализации требований ФГОС следует иметь в виду, что деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями.
В результате обучения в рамках деятельностного подхода учащийся должен стать субъектом деятельности, то есть человеком, который сам может ставить цели, мотивировать себя на их достижение, подбирать средства для получения запланированного результата, действовать, контролируя правильность своих действий, получать результат и соотносить его с тем, что планировалось (оценивать) и рефлексировать. Рефлексировать - это значит провести самоанализ и самооценку своих действий.
Цели и задачи педагогического процесса в сфере физической культуры
В учебнике «Теория и методика физической культуры» под редакций Ю.Ф. Курамшина, высказывается идея рассмотрения сферы физической культуры как социально-педагогической системы.
Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы направлена на формирование физической культуры человека в качестве неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей. Конкретизация данной цели происходит по трем направлениям с соответствующими им задачам.
Образовательные задачи:
ü формирование и доведение до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных действий;
ü овладение целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных действий, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья и т.п.
Задачи физического развития:
ü оптимальное развитие физических качеств (способностей) – кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных;
ü совершенствование телосложения и гармоничное физическое развитие;
ü укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней, травм;
ü многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.
Воспитательные задачи:
ü формирование мировоззрения, убеждений, установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры;
ü формирование волевых, эстетических и других личностных качеств, отражающих социально-психологические особенности личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность [6].
На рисунке 3 изображена схема, иллюстрирующая конкретизацию общих задач по направлениям использования средств физической культуры.
Цель функционирования физической культуры в обществе – формирование физической культуры человека |
задачи |
Образовательные |
Физического развития |
Воспитательные |
Конкретизация задач по направлениям |
спорт |
профессионально-прикладное |
образовательное |
Оздоровитель-но-досуговое |
реабилитационное |
Рисунок 3 - Конкретизация задач, решаемых в сфере физической
культуры (по Ю.Ф. Курамшину)
Под содержанием образования понимают ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Содержание в первую очередь связано с целью педагогического процесса
В. В. Краевский и А. В. Хуторской считают, что содержание образования выступает как педагогически адаптивный социальный опыт, точнее человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта, во всей его структурной полноте. В этом случае содержание оказывается изоморфным, т. е. аналогичным по структуре, социальному опыту, и включает в себя все элементы, присущие человеку, приобщённому ко всему богатству современной культуры [1].
Такое содержание включает, помимо «готовых» знаний и опыта осуществления известных способов деятельности: опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
Содержание предмета «Физическая культура». ФГОС по предмету «Физическая культура».
Основные факторы, определяющие содержание образования предмета «Физическая культура»:
– социальный заказ государства системам образования и физического воспитания;
– состояние физического развития, здоровья и двигательной подготовленности населения;
– потребности личности в физическом самосовершенствовании, саморазвитии;
– идеал формируемой личности;
– потребности экономики и обороны страны;
– возможности государства для реализации формируемого содержания образования и др.
В Российской Федерации в соответствии с законом «Об образовании» 1992 года введены государственные образовательные стандарты.
Государственный образовательный стандарт – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах.
Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности.
В настоящее время в системе общего образования действует два государственных стандарта:
ü Государственный образовательный стандарт (ГОС) первого поколения (действует с 2004 года);
ü Федеральныйгосударственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения (действует с 2010 года).
Государственный образовательный стандарт (ГОС) первого
поколения
Необходимость в разработке ГОС «первого поколения», принятого в 2004 г., возникла в условиях сложившейся в начале 90-х годов прошлого века ситуации многообразия образовательных систем и была вызвана потребностью в решении актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах (федерального компонента государственного стандарта общего образования) за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.
Целью введения ГОС «первого поколения» было создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, определенного Конституцией РФ. Стандарт утверждал современные приоритеты в целях, содержанииобразования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определял характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества.
Государственный образовательный стандарт (ГОС) по предмету «Физическая культура» предусматривает два компонента: 1) федеральный (базовый) и 2) региональный (вариативный). Первый отражает ту часть области образования «Физическая культура», которая ориентирована на удовлетворение конкретно-исторических потребностей общества (государства) в сфере физического совершенствования учащихся учреждений общего образования в целом.
Базовая и вариативные части ГОСпо физической культуре соотносятся друг с другом: 70–80 и 20–30 % (начальная школа), 60–70 и 30–40 % (основная школа), 50–60 и 40–50 % (полная средняя школа).
Федеральный компонент ГОС по физической культуре составляет основу для достижения исторически обусловленного уровня двигательной подготовленности подрастающего поколения, адекватного потребностям социального заказа государства, национальным системам образования и физического воспитания, который в совокупности с духовно-нравственными качествами представляет идеал, формируемый в процессе образования личности.
Федеральный компонент ГОС по физической культуре дифференцируется на такие разделы, как:
ü основы знаний о физкультурной деятельности - физическая культура человека и общества; социально-психологические основы физического развития и воспитания личности; основы развития психофизических способностей человека и формирования здорового образа жизни;
ü способы физкультурной деятельности различной направленности - общеразвивающие (начальная школа), общеприкладные, спортивно-рекреационные (основная школа) и спортивно-прикладные (полная средняя школа). Подразделы: практические умения, двигательные действия и навыки (по видам физкультурно-спортивной деятельности – гимнастике, акробатике, легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию, спортивным играм, единоборствам); физические упражнения (общеразвивающие, специально-развивающие по видам спорта) и двигательные качества;
ü требования к уровню подготовленности обучающихся - что надо знать, уметь и демонстрировать.
Вариативный компонент ГОС направлен на удовлетворение индивидуально-дифференцированных потребностей субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей учащихся, общественности). Вариативная часть выражает особенности культурно-исторического развития, климатогеографического и социально-экономического своеобразия мест функционирования учреждений общего образования. Вариативная часть ГОС содержит в себе элемент этнического наследия субъектов Федерации в сфере физической культуры и спорта, может соответствовать направленности физкультурных и спортивных интересов школьников, этническим традициям конкретных населенных пунктов, способностям и уровню профессионально-педагогической подготовленности учителя, сезонным колебаниям осадков, температуры, особенностям рельефа местности и другим факторам.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [8].
Стандарт включает в себя требования:
ü к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
ü к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
ü к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общегообразования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по предмету «Физическая культура» определяет цель школьного образования по физической культуре- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
ü укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
ü формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
ü освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
ü обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
ü воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела:
ü «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности);
ü «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности);
ü «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности»
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура».
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения предмета «Физическая культура» |
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
Знания и способы двигательной деятельности, умение творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой |
Положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью. Умение использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. |
Уровень сформированности универсальных способностей учащихся, продолжающихся в активном применении знаний и умений в познавательной и практической деятельности (умение учиться). |
Области культуры, в которых проявляются результаты |
Познава-тельная |
Нравст-венная |
Трудовая |
Эстетическая |
Коммуни-кативная |
Физкуль-турная |
Рисунок 4 - Результаты освоения предмета «Физическая культура»
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами (см. рисунок 3).
Метапредметные, предметные и личностные результаты проявляются в различных областях культуры, творческой двигательной деятельности, которые приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». В качестве примера показано проявления результатов в области познавательной культуры.
Таблица 1 - Проявление метапредметных, предметных и личностных
результатовв области познавательной культуры
Метапредметные результаты | Предметные результаты | Личностные результаты |
•понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности; • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения. | • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. | • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности. |
Метапредметные результаты обеспечиваются через формирование универсальных учебных действий (УУД). Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» невозможно сформировать все УУД.
Таблица 2 - Виды универсальных учебных действий, формируемых на уроках физической культуры
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1. Самоопределение | 1. Целеполагание 2. Планирование 3. Самоконтроль 4. Самооценка 5. Способность к волевому усилию | 1. Формулирование цели 2. Выделение необходимой информации 3. Структурирование 4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5. Рефлексия 6. Анализ и синтез 7. Сравнение 8. Классификации | 1. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2. Постановка вопросов 3. Разрешение конфликтов |
На Основании ФГОС разрабатываются учебные программы разного уровня.
Примерная (или типовая) учебная программа по предмету «Физическая культура» – это документ, который детально раскрывает обязательный компонент содержания образования и параметры качества усвоения учебного материала по данной дисциплине. Примерные программы служат ориентиром для составления авторских программ, разработки документов перспективного, оперативного и текущего программирования учебного процесса на уроках физической культуры. Такие программы создают условия для развития творческого потенциала учителя, свободы выбора им форм организации и методов реализации учебной деятельности школьников на уроках.
Учебная, или авторская, программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание и логику изучения учебного предмета.
Рабочая учебная программа – это документ, который определяет особенности обучения по предмету «Физическая культура» в конкретном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается учителем физической культуры на базе примерных (типовых) учебных программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ.
Содержание педагогического (учебно-тренировочного) процесса в
спортивных школах. Стандарт спортивной подготовки.
В насто