Гигиенические и закаливающие процедуры
В помещении и на прогулке детей одевают так, чтобы они не перегревались и не переохлаждались. Одежда должна быть просторной, не сковывающей движений, чистой, аккуратной, из натуральных тканей. Сменная обувь — удобной, легкой, с задником, точно соответствовать размеру ноги.
В холодный период года дети гуляют при температуре не ниже –15°С в безветренную погоду.
Закаливание может быть общим и местным, воздушным и водным. При закаливании обязателен индивидуальный подход к ребенку: учет его эмоционального и
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
физического состояния, индивидуально-типологических особенностей. В период адаптации и после перенесенных заболеваний закаливание можно начинать только по рекомендации медицинского персонала.
Необходимо помнить, что все гигиенические и закаливающие процедуры,
осуществляемые воспитателем, должны проводиться при эмоционально положительном отношении к ним ребенка.
[Z5]Третий год жизни. 1-я младшая группа
Задача воспитателя младших групп состоит в том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада. Это требует прежде всего продуманной организации всей жизни ребенка. Недостатки нарушают положительное эмоциональное состояние малышей, побуждают к конфликтам, капризам, и в результате появляется негативная реакция на посещение детского сада.
Особое внимание следует уделить режиму пребывания детей в детском саду, изменяя его в зависимости от потребностей детей, климатических особенностей региона, сезона и т. д.
[CE]Примерный режим дня в детском саду в 1-й младшей группе
Содержание | Время |
Холодный период года (сентябрь—май) | |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика | 7.00—8.00 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00—8.30 |
Игры, подготовка к образовательной деятельности | 8.30—9.00 |
Образовательная деятельность, развивающие подгрупповые | 9.00—9.35 |
образовательные ситуации на игровой основе (НОД) | |
Игры, подготовка к прогулке прогулка | 9.40—11.20 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.20—11.40 |
Подготовка к обеду, игры, обед | 11.40—12.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.10—15.00 |
Постепенный подъем детей, воздушные процедуры, игровой | 15.00—15.30 |
массаж | |
Полдник | 15.30—15.45 |
Игры, досуги, совместная деятельность с детьми, | 15.45—16.20 |
самостоятельная деятельность по интересам | |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.20—18.00 |
Возвращение с прогулки, игры. | 18.00—19.00 |
Уход детей домой | |
Теплый период года (июнь—август) | |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика на участке детского | 7.00—8.00 |
сада | |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.00—8.30 |
Игры, подготовка к прогулке, к образовательной деятельности и | 8.30—9.00 |
выход на прогулку | |
Игры, наблюдения, воздушные, солнечные процедуры, | 9.00—11.10 |
образовательная деятельность (на участке) | |
Возращение с прогулки, игры, водные процедуры | 11.10—11.30 |
Подготовка к обеду, обед | 11.30—12.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.00—15.00 |
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
Подъем детей, игровой массаж, игры | 15.00—15.20 |
Полдник | 15.20—15.45 |
Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку | 15.45—16.30 |
Прогулка | 16.30—18.00 |
Возращение с прогулки | 18.00—18.45 |
Игры, уход детей домой | 18.45—19.00 |
[Z3]Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В раннем возрасте используется тематическое планирование содержания образовательного процесса. Темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта: предметный мир, социальный мир, мир природы и пр. Например, могут быть такие темы: «Наш детский сад», «Игрушки», «Я и мои друзья», «Домашние животные», «Мы едем, едем, едем», «Мама, папа и я» и т. п. Тема планируется на 3—5 дней. Она объединяет содержание, методы и приемы из разных образовательных областей.
Для работы с детьми 2—3-х лет эффективно сюжетно-тематическое планированиеобразовательного процесса.В этом случае образовательный процессстроится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы на некоторый отрезок времени «сюжет» и содержание детской жизни. Например, в гости к детям приходит из леса мишка Топтыжка или приезжает из цирка веселая обезьянка. Они в течение недели становятся инициаторами интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. Игровые персонажи учат детей правильно общаться, показывают новые способы действий с игрушками и другими предметами, участвуют в музыкальной и изобразительной деятельности, помогают малышам проявлять заботу и внимание к близким и пр.
В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.
Детям раннего возраста доступно понимание ярких сезонных изменений. Они не просто наблюдают, но и отражают их в своей деятельности: рисуют падающий снег; изображают в движении, как кружатся снежинки; делают аппликацию снеговиков; слушают стихи и сказки о зиме; строят домик из снега для мишки и пр. Тема «Времена года» находит отражение как в планировании образовательных ситуаций и занятий, так
и в свободной игровой деятельности детей.
В содержании планирования учитываются также доступные пониманию детей праздники, такие как Новый год, день рождения и т. п. Например, в декабре планируются образовательные ситуации и занятия, отражающие предновогоднее время, тема «Мы встречаем Новый год».
· Ситуация «Поможем куклам Маше и Пете собраться на праздник» предусматривает подбор нарядной одежды с учетом пола и развитие эмоциональных переживаний, связанных с праздником (направление — окружающий мир: предметы и люди).
· Ситуация «Дети на празднике елки» — рассматривание картины (направление
— развитие речи).
· Ситуация «Мы зажигаем на елке огоньки» — рисование на силуэте елки огоньков при помощи тампонов с краской (направление — изобразительная деятельность: рисование).
· Ситуация «Мы готовим праздничное угощение для кукол» — коллективная лепка (направление — изобразительная деятельность: лепка).
· Ситуация-инсценировка «Здравствуй, Дедушка Мороз» — диалог с Дедом
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
Морозом, рассматривание подарков и группировка их по цвету и форме (направления
— окружающий мир: предметы и люди; первые шаги в математику).
· Ситуация «Какие мы нарядные сегодня» (направления — окружающий мир: люди; развитие речи).
На музыкальных и физкультурных занятиях предусматривается включение игровых образов, связанных с предстоящим праздником (музыкальные игры, песенки, хороводы, подвижные игры и т. п.). Естественно, что в этот период происходит и знакомство детей с соответствующими новогодними стихами и сказками (направление
— детская литература).
На прогулках воспитатель вовлекает детей в образные игры-имитации («Кружатся снежинки», «Веселые зайчата»), в эмоциональные моменты типа «Здравствуй, зимушка-зима», включающие любование красотой белого снега или катание кукол на саночках, в общие практические дела («Сделаем в снегу дорожку для Дедушки Мороза» и т. п.). В игровом уголке создается обстановка новогоднего праздника игрушек и семьи за праздничным столом (куклы).
Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сфер детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и давало каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
[Z3]Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды