Оздоровительно-закаливающие процедуры

Осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. В групповых помещениях поддерживать постоянную температуру воздуха (+21–22 °С). Одежда детей в помещении должна быть двухслойной.

Во время сна поддерживать в спальне прохладную температуру (+15–16 °С). Осуществлять закаливание детей во время одевания после сна и при переодевании в течение дня.

Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 4 часов (в зимнее время — до температуры –15 °С). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры (зайчики скачут на лужайке, мышки убегают от кота в норки и др.).

В теплое время года на прогулке предусмотреть кратковременное (3–5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца. В конце прогулки разрешать походить 2–3 минуты босиком по теплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности).

После окончания прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, при этом учитывать состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды.

Вопрос о характере специальных закаливающих процедур должен решаться администрацией и медицинским персоналом дошкольного учреждения с учетом пожеланий родителей.

ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ ДО ШКОЛЫ

Примерный режим дня

Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Следует стремиться к тому, чтобы приблизить режим дня к индивидуальным особенностям ребенка.

В таблице приведены примерные режимы дня для различных возрастных групп. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. При выборе иной длительности пребывания ребенка дошкольная организация самостоятельно составляет режим дня.

В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки.

В середине занятий статического характера рекомендуется проводить физкультминутки.

Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т. п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Распорядок дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы конкретного дошкольного учреждения (контингента детей, климата в регионе, наличия бассейна, времени года, длительности светового дня и т. п.).

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.

Примерный распорядок дня

Режимные моменты Вторая группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.25 7.00–8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.25–8.50 8.30–8.50
Игры, самостоятельная деятельность детей 8.30–8.40; 8.40–9.10 (по подгруппам) 8.55–9.20 8.55–9.10 8.50–9.00 8.50–9.00
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами1 8.40–9.10 (по подгруппам) 9.20–10.00 9.10–10.00 9.00–10.30 9.00–10.50
Второй завтрак (рекомендуемый)2 9.10–9.20 10.00–10.10 10.00–10.10 10.30–10.50 10.50–11.00
Подготовка к прогулке, прогулка 9.20–11.30 10.10–12.05 10.10–12.15 10.50–12.30 11.00–12.40
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 11.30–11.55 12.05–12.20 12.15–12.30 12.30–12.40 12.40–12.50
Подготовка к обеду, обед 11.55–12.30 12.20–12.50 12.30–13.00 12.40–13.10 12.50–13.15
Подготовка ко сну, дневной сон 12.30–15.00 12.50–15.00 13.00–15.00 13.10–15.00 13.15–15.00
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность 15.00–15.15 15.00–15.25 15.00–15.25 15.00–15.25 15.00–15.25
Полдник3 15.15–15.25 15.25–15.50 15.25–15.50 15.25–15.40 15.25–15.40
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность 15.25–16.15 15.50–16.30 15.50–16.30 15.40–16.30 15.40–16.40
Подготовка к прогулке, прогулка 16.15–17.30 16.30–17.50 16.30–17.50 16.30–18.00 16.40–18.00
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность 17.30–18.00 17.50–18.15 17.50–18.15 18.00–18.20 18.00–18.20
Подготовка к ужину, ужин 18.00–18.30 18.15–18.45 18.15–18.45 18.20–18.45 18.20–18.45
Самостоятельная деятельность, уход домой 18.30–19.00 18.45–19.00 18.45–19.00 18.45–19.00 18.45–19.00

1 Указана общая длительность, включая перерывы.

2 Второй завтрак не является обязательным элементом режима и проводится по желанию администрации и при наличии соответствующего решения. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, второй завтрак включает напиток или сок и (или) свежие фрукты.

3 При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотненного полдника с включением блюд ужина (см. СанПиН 2.4.1.3049-13).

Наши рекомендации