Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет
ДЕТСТВО
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Санкт-Петербург
ДЕТСТВО-ПРЕСС
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
УДК 373.21
ББК 74.102
Д38
Авторский коллектив
Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы:
кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.
Авторы:О.В.Акулова,Т.И.Бабаева,Т.А.Березина,А.М.Вербенец,А.Г.
Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К.
Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О.
В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
Д38 Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.
И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.
ISBN 978-5-906750-00-0
Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена представляет новый вариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство».
Данный вариант программы «Детство» разработан на основе и в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
ISBN 978-5-906750-00-0
ББК 74.102
Ó Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В.
Солнцева, 2014
Ó ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», оформление, 2014
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
[Z3]Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста Методические рекомендации по проектированию основной образовательной
программы
Основы проектирования образовательной программы
Основы проектирования основной образовательной программы Планируемые результаты освоения программы
Раннее детство
Дошкольное детство
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет
Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет
Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Особенности образовательной деятельности разных видов Культурные практики
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга Педагогическая диагностика в детском саду Мониторинг образовательного процесса в детском саду
Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет
Распорядок и режим дня
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Методический комплект к «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Примерная парциальная образовательная программа«Детство сродным городом» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений
Приложение 2.Примерная парциальная образовательная программа«Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений
Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников Приложение 3.Примерная парциальная образовательная программа«Детство с
английским языком» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
[EP]Светлой памяти Веры Иосифовны Логиновой
— автору идеи программы «Детство» — посвящается
[Z1]Целевой раздел программы
[Z3]Пояснительная записка
Уважаемые педагоги, родители и все взрослые, заинтересованные в полноценном развитии и дошкольном образовании ребенка от рождения до 7 лет! Перед вами — программа «Детство», которая является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.
И. Герцена.
В основе программы «Детство» — теоретические идеи петербургской (ленинградской) научной школы дошкольной педагогики.
Идея создания программы «Детство» принадлежит Вере Иосифовне Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года. Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство» была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Татьяны Игоревны Бабаевой.
В 90-е гг. авторским коллективом интенсивно велась работа над концептуальными идеями и содержанием образовательной программы «Детство», которая в 1997 году получила гриф Министерства образования РФ и рекомендована как комплексная программа для дошкольных учреждений России. Издается серия методических пособий под общим названием «Библиотека программы „Детство“».
В 2011 году авторский коллектив представил обновленный, соответствующий Федеральным государственным требованиям, вариант программы дошкольного образования «Детство».
Программа «Детство» 2014 года — это вариативная примерная образовательная программа дошкольного образования (Примерная программа), которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года).
Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать ее при разработке основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО).
Физкультурные занятия
2.1. | 3 раза в | 3 раза в | 2 раза в | 2 раза в неделю по |
Физкультурные | неделю по 15 | неделю по 20 | неделю по 25 | 30 минут |
занятия в | минут | минут | минут | |
спортивном зале | ||||
2.3. | — | — | 1 раз в | 1 раз в неделю 30 |
Физкультурные | неделю 25 | минут | ||
занятия на | минут | |||
свежем воздухе | ||||
2.4. Ритмическая | 1 раз в | 1 раз в | 1 раз в | 1 раз в неделю 30 |
гимнастика | неделю 15 | неделю 20 | неделю 25 | минут |
минут | минут | минут |
3. Спортивный досуг | ||||
3.1. | Ежедневно под руководством воспитателя (продолжительность | |||
Самостоятельная | определяется в соответствии с индивидуальными особенностями | |||
двигательная | ребенка) | |||
деятельность | ||||
3.2. Спортивные | — | Летом 1 раз в | 2 раза в год | |
праздники | год | |||
3.3. | 1 раз в | 1 раз в месяц | ||
Физкультурные | квартал | |||
досуги и | ||||
развлечения | ||||
3.4. Дни здоровья | 1 раз в квартал |
Календарный учебный график определяет продолжительность учебного года, сроки перерывов в организации непосредственно образовательной деятельности, продолжительность недели, сроки проведения праздничных и традиционных (для конкретного детского сада) мероприятий. Данные особенности организации
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
образовательной деятельности зависят от региона, местонахождения детского сада, особенностей традиций и проводимых в детском саду мероприятий.
Содержательный разделможет быть оформлен в ООП ДОО в виде ссылки насоответствующую примерную программу (в соответствии с требованием ФГОС ДО) (схема 2).
<РИС. 2>
Схема 2.Структура содержательного раздела программы
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую часть образовательной программы «Детство» и рекомендуемую методическую литературу. Это позволяет отобрать содержание парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
В содержательном разделе программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы. Например, здесь может иметь место диагностический инструментарий, необходимый для обеспечения индивидуального подхода к развитию и воспитанию детей.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образованиявключается в программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел должен показать специфику использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным.
Организационный раздел образовательной программывключает рядподразделов:
— описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
— распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
— особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Данный подраздел в соответствии с требованием ФГОС ДО также может быть
оформлен как ссылка на примерную образовательную программу. При этом данный раздел программы в большей степени отражает специфику организации образовательной деятельности в конкретной дошкольной организации. Поэтому содержание раздела целесообразно уточнить в соответствии с особенностями конкретного детского сада.
Подраздел «Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания» должен содержать перечень необходимых для осуществленияобразовательного процесса программ, технологий, методических пособий. При проектировании данного подраздела важно стремиться к разумному минимуму, не перегружать образовательный процесс большим количеством программ и пособий,
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
которые невозможно использовать параллельно.
Подраздел «Распорядок / Режим дня» составляется с учетом холодного итеплого периодов года, климатических особенностей региона, в котором реализуется программа.
Подраздел «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий» представляет собой модель образовательного процесса на учебный год, отражает тематику образовательной деятельности (темы недели, дня) на конкретный период времени, особенности подготовки и проведения праздников и традиционных событий, сроки мероприятий.
При составлении данного подраздела важно представить краткое обоснование выбора тематики проектируемой на учебный год образовательной деятельности в соответствии с особенностями интересов, типичными достижениями, проблемами воспитанников по данным мониторинга, а также сохранить возможность дополнения, замены тем на основе детских интересов. Необходимо выделить итог освоения каждой темы для ребенка — интересный продукт проектной деятельности, обстановка для новой сюжетно-ролевой игры, мини-музей, коллекция и пр. — и мероприятия для получения и презентации данного продукта. Необходимо продумать, каким образом созданный детьми продукт будет использоваться в образовательном процессе.
При проектировании ООП разработчикам важно увидеть повторяемость тем в разных возрастных группах, их усложнение, а также повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении новых тем, что обеспечивает возможность прочного усвоения образовательного содержания в дошкольный период детства. При проектировании образовательной деятельности важно учитывать интересы и особенности воспитанников детского сада. Это значит, что должна быть предусмотрена возможность для организации работы по темам, которые возникают в течение учебного года на основе вопросов и пожеланий самих детей или родителей (законных представителей). Примерное описание «Особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий» представлено в организационном разделе программы «Детство» и может быть уточнено в конкретном детском саду на основе специфики организации образовательной деятельности.
Возможна интеграция содержания обязательной части образовательной программы и части, формируемой по выбору ДОО. Это обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса и способствует реализации комплексного подхода.
Подраздел «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» показывает,как структурируется среда детского сада наоснове требований ФГОС ДО и рекомендаций примерной программы.
Таким образом, проектирование ООП должно привести к созданию рабочего документа,дать представление о содержании и организации образовательногопроцесса в конкретной ДОО, показать специфику осуществления образовательной деятельности в данной организации в отличие от аналогичной, подчеркнуть сильные стороны образовательной деятельности.
[Z3]Планируемые результаты освоения программы
[Z4]Раннее детство
К трем годам:
— ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
— использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
— владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
— проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает
им;
— обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
— у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазание, перешагивание и пр.).
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
[Z4]Дошкольное детство
К четырем годам | К пяти годам | К шести годам | К семи годам |
Ребенок может спокойно, не | Ребенок может применять | Ребенок проявляет | Ребенок овладевает |
мешая другому ребенку, играть | усвоенные знания и способы | самостоятельность в | основными культурными |
рядом, объединяться в игре с | деятельности для решения | разнообразных видах | способами деятельности, |
общей игрушкой, участвовать в | несложных задач, поставленных | деятельности, стремится к | проявляет инициативу и |
несложной совместной | взрослым. Доброжелателен в | проявлению творческой | самостоятельность в разных |
практической деятельности. | общении со сверстниками в | инициативы. Может | видах деятельности — игре, |
Проявляет стремление к | совместных делах; проявляет | самостоятельно поставить цель, | общении, познавательно- |
положительным поступкам, но | интерес к разным видам | обдумать путь к ее достижению, | исследовательской |
взаимоотношения зависят от | деятельности, активно | осуществить замысел и оценить | деятельности, |
ситуации и пока еще требуют | участвует в них. Овладевает | полученный результат с позиции | конструировании и др.; |
постоянного внимания | умениями | цели | способен выбирать себе род |
воспитателя. | экспериментирования и при | занятий, участников по | |
Активно участвует в | содействии взрослого активно | совместной деятельности; | |
разнообразных видах | использует их для решения | ребенок обладает установкой | |
деятельности: в играх, | интеллектуальных и бытовых | положительного отношения к | |
двигательных упражнениях, в | задач. | миру, к разным видам труда, | |
действиях по обследованию | Сформированы специальные | другим людям и самому себе, | |
свойств и качеств предметов и | умения и навыки (речевые, | обладает чувством | |
их использованию, в рисовании, | изобразительные, музыкальные, | собственного достоинства | |
лепке, речевом общении, в | конструктивные и др.), | ||
творчестве. Принимает цель, в | необходимые для | ||
играх, в предметной и | осуществления различных | ||
художественной деятельности | видов детской деятельности | ||
по показу и побуждению | |||
взрослых ребенок доводит | |||
начатую работу до | |||
определенного результата. | |||
Понимает, что вещи, предметы | |||
сделаны людьми и требуют | |||
бережного обращения с ними | |||
Проявляет эмоциональную | Откликается на эмоции близких | Понимает эмоциональные | Способен договариваться, |
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
отзывчивость, подражая | людей и друзей. Испытывает | состояния взрослых и других | учитывать интересы и |
примеру взрослых, старается | радость от общения с | детей, выраженные в мимике, | чувства других, сопереживать |
утешить обиженного, угостить, | животными и растениями, как | пантомимике, действиях, | неудачам и сорадоваться |
обрадовать, помочь. Начинает в | знакомыми, так и новыми для | интонации речи, проявляет | успехам других, адекватно |
мимике и жестах различать | него. Сопереживает | готовность помочь, сочувствие. | проявляет свои чувства, в том |
эмоциональные состояния | персонажам сказок. | Способен находить общие черты в | числе чувство веры в себя, |
людей, веселую и грустную | Эмоционально реагирует на | настроении людей, музыки, | старается разрешать |
музыку, веселое и грустное | художественные произведения, | природы, картины, скульптурного | конфликты |
настроение сверстников, | мир природы | изображения. Высказывает свое | |
взрослых, эмоционально | мнение о причинах того или иного | ||
откликается на содержание | эмоционального состояния людей, | ||
прочитанного, сопереживает | понимает некоторые образные | ||
героям | средства, которые используются | ||
для передачи настроения в | |||
изобразительном искусстве, | |||
музыке, в художественной | |||
литературе | |||
Охотно включается в | Проявляет стремление к | Дети могут самостоятельно или с | Активно взаимодействует со |
совместную деятельность со | общению со сверстниками, | небольшой помощью воспитателя | сверстниками и взрослыми, |
взрослым, подражает его | нуждается в содержательных | объединяться для совместной | участвует в совместных играх |
действиям, отвечает на вопросы | контактах со сверстниками по | деятельности, определять общий | |
взрослого и комментирует его | поводу игрушек, совместных | замысел, распределять роли, | |
действия в процессе совместной | игр, общих дел, налаживаются | согласовывать действия, | |
игры, выполнения режимных | первые дружеские связи между | оценивать полученный результат | |
моментов. | детьми. По предложению | и характер взаимоотношений. | |
Проявляет интерес к | воспитателя может | Ребенок стремится регулировать | |
сверстникам, к взаимодействию | договориться со сверстником. | свою активность: соблюдать | |
в игре, в повседневном | Стремится к самовыражению в | очередность, учитывать права | |
общении и бытовой | деятельности, к признанию и | других людей. Проявляет | |
деятельности | уважению сверстников. | инициативу в общении — делится | |
Охотно сотрудничает со | впечатлениями со сверстниками, | ||
взрослыми не только в | задает вопросы, привлекает к | ||
практических делах, но и | общению других детей | ||
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
активно стремится к | |||
познавательному, | |||
интеллектуальному общению со | |||
взрослыми: задает много | |||
вопросов поискового характера. | |||
Начинает проявлять уважение к | |||
старшим, называет по имени и | |||
отчеству | |||
Владеет игровыми действиями | В играх наблюдается | Может предварительно | Обладает развитым |
с игрушками и предметами- | разнообразие сюжетов. | обозначить тему игры, | воображением, которое |
заместителями, разворачивает | Называет роль до начала игры, | заинтересован совместной игрой. | реализуется в разных видах |
игровой сюжет из нескольких | обозначает свою новую роль по | Согласовывает в игровой | деятельности, прежде всего в |
эпизодов, приобрел первичные | ходу игры. Проявляет | деятельности свои интересы и | игре; владеет разными |
умения ролевого поведения. | самостоятельность в выборе и | интересы партнеров, умеет | формами и видами игры, |
Способен предложить | использовании предметов- | объяснить замыслы, адресовать | различает условную и |
собственный замысел и | заместителей, с интересом | обращение партнеру. | реальную ситуации, умеет |
воплотить его в игре, рисунке, | включается в ролевой диалог со | Проявляет интерес к игровому | подчиняться разным |
постройке | сверстниками. | экспериментированию, к | правилам и социальным |
Выдвигает игровые замыслы, | развивающим и познавательным | нормам | |
инициативен в развитии | играм; | ||
игрового сюжета. | в играх с готовым содержанием и | ||
Вступает в ролевой диалог. | правилами действуют в точном | ||
Проявляет интерес к игровому | соответствии с игровой задачей и | ||
экспериментированию с | правилами | ||
предметами и материалами. | |||
Проявляет творчество в | |||
создании игровой обстановки, в | |||
театрализации. | |||
В играх с правилами принимает | |||
игровую задачу, проявляет | |||
интерес к результату, | |||
выигрышу | |||
Значительно увеличился запас | Речевые контакты становятся | Имеет богатый словарный запас. | Достаточно хорошо владеет |
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
слов, совершенствуется | более длительными и | Речь чистая, грамматически | устной речью, может |
грамматический строй речи, | активными. | правильная, выразительная. | выражать свои мысли и |
ребенок пользуется не только | Для привлечения и сохранения | Значительно увеличивается запас | желания, может использовать |
простыми, но и сложными | внимания сверстника ребенок | слов, совершенствуется | речь для выражения своих |
предложениями | использует средства | грамматический строй речи, | мыслей, чувств и желаний, |
интонационной речевой | появляются элементарные виды | построения речевого | |
выразительности (силу голоса, | суждений об окружающем. | высказывания в ситуации | |
интонацию, ритм и темп речи). | Ребенок пользуется не только | общения, может выделять | |
Выразительно читает стихи, | простыми, но и сложными | звуки в словах, у ребенка | |
пересказывает короткие | предложениями | складываются предпосылки | |
рассказы, передавая свое | грамотности | ||
отношение к героям. | |||
Использует в речи слова | |||
участия, эмоционального | |||
сочувствия, сострадания для | |||
поддержания сотрудничества, | |||
установления отношений со | |||
сверстниками и взрослыми. С | |||
помощью образных средств | |||
языка передает эмоциональные | |||
состояния людей и животных | |||
Сформирована | Движения стали значительно | Проявляет интерес к физическим | У ребенка развита крупная и |
соответствующая возрасту | более уверенными и | упражнениям. Ребенок правильно | мелкая моторика; он |
координация движений. | разнообразными. Ребенок | выполняет физические | подвижен, вынослив, владеет |
Ребенок проявляет | испытывает острую | упражнения, проявляет | основными движениями, |
положительное отношение к | потребность в движении, | самоконтроль и самооценку. | может контролировать свои |
разнообразным физическим | отличается высокой | Может самостоятельно придумать | движения и управлять ими |
упражнениям, стремится к | возбудимостью. В случае | и выполнить несложные | |
самостоятельности в | ограничения активной | физические упражнения | |
двигательной деятельности, | двигательной деятельности | ||
избирателен по отношению к | быстро перевозбуждается, | ||
некоторым двигательным | становится непослушным, | ||
действиям и подвижным играм | капризным. Эмоционально | ||
E:\!!!TANYA\!!!RABOTA\!!!nabor\!!!ДЕТСТВО_ФГОС\01\Детство_1.doc
окрашенная деятельность | |||
становится не только средством | |||
физического развития, но и | |||
способом психологической | |||
разгрузки | |||
Владеет элементарной | Выполняет доступные возрасту | Самостоятельно выполняет | Способен к волевым усилиям, |
культурой поведения во время | гигиенические процедуры, | основные культурно- | может следовать социальным |
еды за столом, навыками | соблюдает элементарные | гигиенические процессы | нормам поведения и |
самообслуживания: умывания, | правила здорового образа | (культура еды, умывание, | правилам в разных видах |
одевания. Правильно | жизни: рассказывает о | одевание), владеет приемами | деятельности, во |
пользуется предметами личной | последовательности и | чистки одежды и обуви с | взаимоотношениях со |
гигиены (полотенцем, носовым | необходимости выполнения | помощью щетки. Самостоятельно | взрослыми и сверстниками, |
платком, расческой) | культурно-гигиенических | замечает, когда нужно вымыть | может соблюдать правила |
навыков. Самостоятелен в | руки или причесаться. Освоил | безопасного поведения и | |
самообслуживании, сам ставит | отдельные правила безопасного | личной гигиены | |
цель, видит необходимость | поведения, способен рассказать | ||
выполнения определенных | взрослому о своем самочувствии | ||
действий. | и о некоторых опасных | ||
В привычной обстановке | ситуациях, которых нужно | ||
самостоятельно выполняет | избегать. | ||
знакомые правила общения со | Проявляет уважение к взрослым. | ||
взрослыми здоровается и | Умеет интересоваться состоянием | ||
прощается, говорит «спасибо» и | здоровья близких людей, ласково | ||
«пожалуйста». | называть их. Стремится | ||
По напоминанию взрослого | рассказывать старшим о своих | ||
старается придерживаться | делах, любимых играх и книгах. | ||
основных правил поведения в | Внимателен к поручениям | ||
быту и на улице | взрослых, проявляет | ||
самостоятельность и | |||
настойчивость в их выполнении, | |||
вступает в сотрудничество | |||
Проявляет интерес к миру, | Отличается высокой | Проявляет интелле |