Основные модели коммуникации

Профессиональная школа отличается от обычной школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм и методов. Система педагогического общения в звене «преподаватель–студент» отличается от школьного фактом приобщения к общей профессии, а это в значительной степени способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности. Без осознания партнерства в деятельности трудно вовлечь студентов в самостоятельную работу, сформировать профессиональную направленность. Основным каналом развивающего взаимодействия преподавателя и студента становится творческое отношение педагога к коммуникации. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами, формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности, использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитательным процессом составляют эмоциональную продуктивность обучения в профессиональной школе.

Если исходить из права коммуникантов на передачу сообщений и возможной направленности распространения информации в образовательном пространстве, выделяются четыре основные модели.

1.Иерархическая (линейная) модель характеризуется однонаправленностью передачи сообщения и информационным неравенством ее участников.

2.Горизонтальная (параллельная) модель основана на параллельном обмене информацией, своеобразном коммуникативно-информационном равенстве.

3.Интерактивная (круговая) модель представляет собой систему двусторонней связи, внутри которой складывается информационно-коммуникативная взаимозависимость.

4.Резонансная модель обеспечивает информационную сопричастность, одновременный и равный доступ к информации всех участников коммуникации.

Иерархическая модель. В ходе линейной передачи сообщения качество коммуникации обуславливается исходным объемом информации, мощностью и надежностью коммуникационного канала, точностью кодирования сообщения, наличием или отсутствием помех. Сообщения в рамках представленной модели посылаются в тех случаях, когда надо проинформировать, т. е. просто передать некие конкретные сведения, не предполагающие их обсуждения; проинструктировать, дать четкий образец действия; доказать, убедить основе логических построений. Убеждение как форма коммуникации требует особого отбора содержания сообщений и последовательности их ввода. В ходе убеждения отправитель должен обеспечить не только восприятие информации, но и ее влияние на систему мышления, установки, позицию. Это достигается за счет строго логического построения сообщения, его доказательности и значимости для получателя, достоверности.

С линейной схемой коммуникации связано немало педагогических предрассудков и стереотипов ее оценки. Считается, что она является атрибутом авторитарной педагогики, где основным достоинством преподавателя является способность аудитории тебя слушать, где царят дисциплинарное давление и психологическая манипуляция, а учащийся лишен права голоса. Любая из моделей коммуникации продуктивна или нет в зависимости от качества исполнения и целевого назначения. Хорошо исполненный монолог может вызвать ничуть не меньшую встречную внутреннюю активность слушателя, чем бурная, но хаотичная дискуссия.

Горизонтальная модель, или модель свободной коммуникации равноправного диалога. Диалог «на равных» возможен, если его участники обладают примерно одной и той же информацией по проблеме или, напротив, разной, но открыты навстречу коммуникации и готовы формировать совместно новое знание. Диалог в любом его проявлении предполагает наличие осознанных целевых запросов одной стороны к другой и ситуацию, в которой эти запросы и ответы будут услышаны.

Интерактивная модель. Интерактивный режим обучения позволяет формировать на стороне источника информации «образ адресата» (анализ его потребностей, запросов, готовность работать на определенном уровне), в соответствии с которым корректируется ход учебной коммуникации, создаются более комфортные условия обучения. Интерактивные обучающие программы реагируют на ввод новых данных пользователем и корректируют свое дальнейшее выполнение в зависимости от введенных указаний. Они позволяют преподавателю выбирать стратегически целесообразный сценарий организации взаимодействия учащегося с программным продуктом.

Резонансная модель. Понятие резонанса, исходно имеющее физическую природу, последнее время стало часто встречаться в образовательном контексте. Это связано с обращением к пониманию человеческого организма как многоуровневой системы с разнообразными взаимодействующими, резонирующими частотами, откликающейся на схожие сигналы от внешних источников. Резонировать можно на уровне природных состояний, эмпатии, эстетических чувств, концептуальных позиций и др. Своеобразным видом резонанса становится сопереживание как разделение эмоционального состояния собеседника.

Резонанс может быть использован преподавателем в коммуникативных целях для приобщения к принципиально новой информации, эмоциональной и умственной активизации.

В образовательном пространстве степень профессиональной и личностной свободы во многом задается через систему коммуникации. Тотальный коммуникативный контроль и коммуникативный хаос одинаково губительны для педагогического взаимодействия. Свобода действий педагога в значительной степени связана со способностью правильно использовать, передавать и интерпретировать имеющуюся у него и полученную по обратной связи информацию. Это относится в равной мере к предметному содержанию и к знаниям о своих подопечных, условиях их жизни, своих коллегах, социальной политике в области образования.[5]

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В профессионально-педагогической деятельности коммуникативная культура превращается в кардинальный, профессионально значимый фактор, выступает как категория функциональная, становится инструментом воздействия, и все ее функции и задачи усложняются, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

В педагогической деятельности идет интенсивный процесс профессионализации коммуникации. Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Коммуникативная составляющая имеет очень важное значение в системе профессиональной подготовки учителя. Профессионально-педагогическая коммуникация – это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которой является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Эффективность этого процесса определяется уровнем коммуникативной культуры педагога. Коммуникация в целостном педагогическом процессе выступает как средство решения учебных задач, социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. При решении учебных задач мы можем констатировать зависимость активизации обучения не только и не столько от собственно дидактических и методических резервов, сколько от социально-психологических. Создание верного социально-психологического климата на уроке положительно сказывается и на мотивации обучения, и на реализации методов, и на эффективности использования приемов и средств обучения. Весь процесс обучения опосредуется правильно организованной коммуникативной ситуацией.

Некоторые учителя считают, что достаточно знать предмет, методы обучения, чтобы профессионально-педагогическая деятельность стала эффективной. Но в процессе обучения коммуникативная деятельность имеет профессионально-значимую нагрузку, и каждый компонент дидактической подсистемы должен быть опосредован адекватным ему компонентом подсистемы коммуникативной, каждое дидактическое действие должно иметь определенное коммуникативное обеспечение. Нарушение этой зависимости ведет к снижению продуктивности всего учебно-воспитательного процесса.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.[3]

Один из ключевых факторов – подмена личностных отношений формальными.

Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, на всероссийской видеоконференции 12 октября 2011 года раскрыл причины возникновения психологических масок. С его слов, маска возникает, когда есть ограничения:

- функциональные (педагог должен войти в класс безупречным, забыв о личных переживаниях и проблемах);

- конвенциальные (что принято в обществе, а что – нет, например, педагогу нельзя обсуждать с учениками своих коллег, в то же время неразумно авторитарно запретить ученикам поднимать подобные темы);

- насильственные (часто, когда педагог приходит к начальству с личностным, а ответ получает формальный, т.к. директор тоже в психологической маске);

- эмоциональные (есть любовь с первого взгляда, но есть и ненависть с первого взгляда; неосознание эмоциональной неприязни приведет к конфликту).

Маска может заменить учителю лицо, его профессиональное мастерство будет расти, а личностное, эмоциональное «выгорает».

Другой фактор – низкая эмоциональная саморегуляция Исследования ученых выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке. Психологические нагрузки приводят к развитию у учителей профессионального стресса. Санкт-Петербургским научно-исследовательским центром интегрально-синергетической психотерапии, директором которого является А.В. Осницкий, было проведено исследование эмоционального здоровья учителей. Результаты неутешительны: эмоционально здоровы оказались учителя со стажем до пяти лет, у всех учителей с большим стажем отмечаются личностные, эмоциональные проблемы.

Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье, на коммуникативную культуру и, как следствие, на весь учебно-воспитательный процесс. [6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», - писал советский педагог-новатор, писатель В.А.Сухомлинский.

В целостном педагогическом процессе именно на взаимоотношения с детьми накладывается вся многоступенчатая структура учебно-воспитательных усилий педагога, поэтому подготовка к коммуникативной деятельности и целенаправленное формирование коммуникативной культуры будущего учителя является важнейшей составляющей его профессиональной подготовки. Коммуникативная культура специалиста занимает,центральное место в общей, педагогической, профессиональной и индивидуально-личностной культуре, и целенаправленное формирование коммуникативной культуры должно быть приоритетным направлением для педагога.

Таким образом, коммуникативная культура педагога - один из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения со студентами, их родителями, коллегами. Профессия обязывает педагога быть коммуникативно грамотным и помнить, что не только он «строит свой собственный мир, но и… другие строят его.

Наши рекомендации