Коммуникативная культура педагога профессиональной школы

РЕФЕРАТ

по дисциплине:«Психология профессионального образования»

тема: «Роль коммуникативной культуры педагога профессиональной школы»

Выполниластудентка:гр. ЗЭ-202С Гвоздева Н.А

Проверил преподаватель: Лебедева Е. В.

Екатеринбург

РГППУ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 3

1.1 Основные понятия. 3

1.2 Коммуниативные умения педагога. 5

1.3 Уровень развития коммуникативной культуры.. 5

1.4 Культура речи. 5

2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.. 7

3. ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Родовой чертой педагогической деятельности является общение. Для учителя общение, коммуникативная деятельность из фактора сопутствующего, составляющего фон любой человеческой деятельности, превращается в фактор профессионально значимый, без которого эта деятельность невозможна.

В профессионально-педагогической деятельности коммуникативная культура превращается в кардинальный, профессионально значимый фактор, выступает как категория функциональная, становится инструментом воздействия, и все ее функции и задачи усложняются, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессиональнотворческие.

Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность.

Цель данной работы состоит в раскрытиироли коммуникативной культуры в деятельности педагога профессиональной школы.

Задачи: изучить и расскрыть основные теоретические аспекты понятия «коммуникативной культуры» в деятельности педагога; определить и расскрыть значение коммуникативной культуры системе профессиональной подготовки учителя; рассмотреть различные факторы положительно и отрицательно влияющие на уровень эффективности коммуникативной культуры педагога.

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основные понятия

Коммуникативная культура–совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.[4

Коммуникацияорганично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это – два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.

Культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизводства социально ценного опыта и развития всей общественной жизни. Единствообразования и культуры является условием становления и развития коммуникативной культуры.

Обязательные компоненты коммуникативной культуры учителя:

¾ аксиологический (духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы);

¾ деятельностный (знания, умения, навыки осуществления

профессиональной деятельности, основой которой является коммуникативная деятельность);

¾ личностный (личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе и другому).

Целенаправленное формирование коммуникативной культуры - это перспективное направление повышения качества профессиональной подготовки учителя.[1]

Коммуникативная деятельность – сложная многоканальная система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, живой обмен информацией, выработку единой стратегии общения, принятие решений, преодоление конфликтов. Известный специалист в области культуры педагогического общения В.А. Кан-Калик, принимая во внимание стадии педагогического процесса, определяет специфику содержания коммуникативной деятельности педагога на каждом этапе:

1. Моделирование предстоящего общения с аудиторией в процессе подготовки занятия (прогностический этап). На этом этапе коммуникативная культура проявляется в работе с источниками информации, в способности обоснованного отбора и целесообразного структурирования учебного материала.

2. Организация непосредственного общения (начальный этап коммуникации). Здесь коммуникативная культура проявляется в способности привлечь внимание, настроить на продуктивное учебное взаимодействие, в умении преодолеть барьеры, возникающие между позицией педагога и настроем воспитанников. Основная задача педагога – завоевать инициативу.

3. Управление ходом общения (этап педагогического взаимодействия). Коммуникативная культура проявляется в способности вести диалог, поддерживать интерес и активность учащихся, ориентироваться на обратную связь, быть гибким, мобильным, открытым, доброжелательным.

4. Анализ состоявшейся коммуникации и формулирование выводов на будущее (рефлексивный этап). Коммуникативная культура проявляется в самокритичности, способности к рефлексии и стремлении совершенствования своего мастерства [2].

Культура речи

Культура речи –это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики,

словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержаниемречи.[1]

Педагогическая речь должна обеспечить:

¾ продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

¾ положительное воздействие педагога на сознание, чувства обучаемых с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

¾ полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;

¾ рациональную организацию учебной и практической

¾ деятельности учащихся.

Эти компоненты культуры пронизывают профессиональную подготовку, профессиональную деятельность и профессионально -личностное развитие специалиста. Коммуникативная культура является важнейшей составляющей общей культуры личности. [4]

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В профессионально-педагогической деятельности коммуникативная культура превращается в кардинальный, профессионально значимый фактор, выступает как категория функциональная, становится инструментом воздействия, и все ее функции и задачи усложняются, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

В педагогической деятельности идет интенсивный процесс профессионализации коммуникации. Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Коммуникативная составляющая имеет очень важное значение в системе профессиональной подготовки учителя. Профессионально-педагогическая коммуникация – это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которой является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Эффективность этого процесса определяется уровнем коммуникативной культуры педагога. Коммуникация в целостном педагогическом процессе выступает как средство решения учебных задач, социально-психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. При решении учебных задач мы можем констатировать зависимость активизации обучения не только и не столько от собственно дидактических и методических резервов, сколько от социально-психологических. Создание верного социально-психологического климата на уроке положительно сказывается и на мотивации обучения, и на реализации методов, и на эффективности использования приемов и средств обучения. Весь процесс обучения опосредуется правильно организованной коммуникативной ситуацией.

Некоторые учителя считают, что достаточно знать предмет, методы обучения, чтобы профессионально-педагогическая деятельность стала эффективной. Но в процессе обучения коммуникативная деятельность имеет профессионально-значимую нагрузку, и каждый компонент дидактической подсистемы должен быть опосредован адекватным ему компонентом подсистемы коммуникативной, каждое дидактическое действие должно иметь определенное коммуникативное обеспечение. Нарушение этой зависимости ведет к снижению продуктивности всего учебно-воспитательного процесса.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.[3]

Один из ключевых факторов – подмена личностных отношений формальными.

Анатолий Викторович Осницкий, кандидат психологических наук, доцент, психотерапевт, на всероссийской видеоконференции 12 октября 2011 года раскрыл причины возникновения психологических масок. С его слов, маска возникает, когда есть ограничения:

- функциональные (педагог должен войти в класс безупречным, забыв о личных переживаниях и проблемах);

- конвенциальные (что принято в обществе, а что – нет, например, педагогу нельзя обсуждать с учениками своих коллег, в то же время неразумно авторитарно запретить ученикам поднимать подобные темы);

- насильственные (часто, когда педагог приходит к начальству с личностным, а ответ получает формальный, т.к. директор тоже в психологической маске);

- эмоциональные (есть любовь с первого взгляда, но есть и ненависть с первого взгляда; неосознание эмоциональной неприязни приведет к конфликту).

Маска может заменить учителю лицо, его профессиональное мастерство будет расти, а личностное, эмоциональное «выгорает».

Другой фактор – низкая эмоциональная саморегуляция Исследования ученых выявили, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке. Психологические нагрузки приводят к развитию у учителей профессионального стресса. Санкт-Петербургским научно-исследовательским центром интегрально-синергетической психотерапии, директором которого является А.В. Осницкий, было проведено исследование эмоционального здоровья учителей. Результаты неутешительны: эмоционально здоровы оказались учителя со стажем до пяти лет, у всех учителей с большим стажем отмечаются личностные, эмоциональные проблемы.

Профессиональный долг обязывает учителя принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога: раздражительности, тревожности, пессимизма, что, в свою очередь, негативно влияет на здоровье, на коммуникативную культуру и, как следствие, на весь учебно-воспитательный процесс. [6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Учение – это не механическая передача знаний. Это сложнейшие человеческие взаимоотношения», - писал советский педагог-новатор, писатель В.А.Сухомлинский.

В целостном педагогическом процессе именно на взаимоотношения с детьми накладывается вся многоступенчатая структура учебно-воспитательных усилий педагога, поэтому подготовка к коммуникативной деятельности и целенаправленное формирование коммуникативной культуры будущего учителя является важнейшей составляющей его профессиональной подготовки. Коммуникативная культура специалиста занимает,центральное место в общей, педагогической, профессиональной и индивидуально-личностной культуре, и целенаправленное формирование коммуникативной культуры должно быть приоритетным направлением для педагога.

Таким образом, коммуникативная культура педагога - один из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения со студентами, их родителями, коллегами. Профессия обязывает педагога быть коммуникативно грамотным и помнить, что не только он «строит свой собственный мир, но и… другие строят его.

РЕФЕРАТ

по дисциплине:«Психология профессионального образования»

тема: «Роль коммуникативной культуры педагога профессиональной школы»

Выполниластудентка:гр. ЗЭ-202С Гвоздева Н.А

Проверил преподаватель: Лебедева Е. В.

Екатеринбург

РГППУ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.. 3

1.1 Основные понятия. 3

1.2 Коммуниативные умения педагога. 5

1.3 Уровень развития коммуникативной культуры.. 5

1.4 Культура речи. 5

2. ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.. 7

3. ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ КОММУНИКАТИВНУЮ КУЛЬТУРУ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Родовой чертой педагогической деятельности является общение. Для учителя общение, коммуникативная деятельность из фактора сопутствующего, составляющего фон любой человеческой деятельности, превращается в фактор профессионально значимый, без которого эта деятельность невозможна.

В профессионально-педагогической деятельности коммуникативная культура превращается в кардинальный, профессионально значимый фактор, выступает как категория функциональная, становится инструментом воздействия, и все ее функции и задачи усложняются, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессиональнотворческие.

Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность.

Цель данной работы состоит в раскрытиироли коммуникативной культуры в деятельности педагога профессиональной школы.

Задачи: изучить и расскрыть основные теоретические аспекты понятия «коммуникативной культуры» в деятельности педагога; определить и расскрыть значение коммуникативной культуры системе профессиональной подготовки учителя; рассмотреть различные факторы положительно и отрицательно влияющие на уровень эффективности коммуникативной культуры педагога.

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основные понятия

Коммуникативная культура–совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.[4

Коммуникацияорганично связана с культурой, ее материальной («внешней») и духовной («внутренней») составляющей. Это – два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода.

Культура выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизводства социально ценного опыта и развития всей общественной жизни. Единствообразования и культуры является условием становления и развития коммуникативной культуры.

Обязательные компоненты коммуникативной культуры учителя:

¾ аксиологический (духовные и нравственные ценности, идеалы, нормы);

¾ деятельностный (знания, умения, навыки осуществления

профессиональной деятельности, основой которой является коммуникативная деятельность);

¾ личностный (личностные качества, способности и отношения человека к природе, себе и другому).

Целенаправленное формирование коммуникативной культуры - это перспективное направление повышения качества профессиональной подготовки учителя.[1]

Коммуникативная деятельность – сложная многоканальная система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, живой обмен информацией, выработку единой стратегии общения, принятие решений, преодоление конфликтов. Известный специалист в области культуры педагогического общения В.А. Кан-Калик, принимая во внимание стадии педагогического процесса, определяет специфику содержания коммуникативной деятельности педагога на каждом этапе:

1. Моделирование предстоящего общения с аудиторией в процессе подготовки занятия (прогностический этап). На этом этапе коммуникативная культура проявляется в работе с источниками информации, в способности обоснованного отбора и целесообразного структурирования учебного материала.

2. Организация непосредственного общения (начальный этап коммуникации). Здесь коммуникативная культура проявляется в способности привлечь внимание, настроить на продуктивное учебное взаимодействие, в умении преодолеть барьеры, возникающие между позицией педагога и настроем воспитанников. Основная задача педагога – завоевать инициативу.

3. Управление ходом общения (этап педагогического взаимодействия). Коммуникативная культура проявляется в способности вести диалог, поддерживать интерес и активность учащихся, ориентироваться на обратную связь, быть гибким, мобильным, открытым, доброжелательным.

4. Анализ состоявшейся коммуникации и формулирование выводов на будущее (рефлексивный этап). Коммуникативная культура проявляется в самокритичности, способности к рефлексии и стремлении совершенствования своего мастерства [2].

Наши рекомендации