Социально-психологические особенности совместной деятельности дошкольников

Совместная игровая деятельность характеризуется принципом "вместе". Для того, чтобы достичь общей, коллективной цели, каждый участник должен выполнять свою определенную функцию.. В процессе совместной игровой деятельности, дошкольники тесно взаимодействуют друг с другом. В свою очередь, воспитатель воздействует на коллектив в целом, а не на каждого ребенка по отдельности. Дошкольник, участвуя в такой игре, накапливает свой личный опыт. Совместная игровая деятельность сплачивает детей, способствует формированию товарищеских отношений между ними.. Совместную деятельность следует отличать от деятельности "рядом, но не вместе". Совместная деятельность рассматривается как синоним или форма организации и протекания процесса взаимодействия по отношению к терминам сотрудничество, общение, совместно-распределенная деятельность, при этом каждый термин имеет свою историю развития. В.П.Зинченко и Б.Г.Мещеряков, рассматривают совокупную деятельность как генетически исходную единицу развития (19). В совместной целенаправленной деятельности со сверстниками важный момент - умение ребенка применять определенные способы организации и управления. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. При всем многообразии видов деятельности (игровой, продуктивной.трудовой, учебной), в каждом из них можно выделить основные структурные единицы: - мотивы - все то, что побуждает человека к поступкам и различным видам деятельности; - цели, прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность: - средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа, с помощью различных психических процессов и являющиеся показателем уровня развития последних. Мотивы порождают действия путем формирования цели. Цели всегда осознаются человеком, но сами мотивы могут быть разделены на два больших класса: - осознаваемые - жизненные цели; - неосознаваемые мотивы деятельности, которые проявляются в сознании в особой форме - эмоциях и личностных смыслах. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность происходит успешно, возникают положительные эмоции, если не успешно - отрицательные. Таким образом, эмоции выступают в качестве первичных регуляторов деятельности человека. Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий - типичное явление. Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие - второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Р. С. Немов. указывает, что деятельность - это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности (18). Вопросы совместной деятельности старших дошкольников рассматриваются в работах С. Ахунджаровой. Ф.А. Сохина. Е. И. Тихеевой (25). Понятие «совместная деятельность» стало активно разрабатываться начиная с 70-х годов XX века, прежде всего в исследованиях Т. Сергиевой, а также в работах Т.А. Репиной, что было вызвано объективно возникшими потребностями в изменении организации взаимодействия между детьми. Совместная деятельность детей - это процесс группового достижения целей. Общие знания и представления образуют групповое сознание детского коллектива, которое отражает существенные черты совместной деятельности. Д. Н. Исаев (24) выделяет следующие отличительные признаки совместной деятельности: - пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также взаимной перцепции; - наличие единой цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников; - наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных: - разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; - возникновение в процессе деятельности межличностных отношений на основе предметно-заданных функционально-ролевых взаимодействий, приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Таким образом, в ситуации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста возникает оптимальная зона реализации всех возможностей развития ребенка, содержащихся в сотрудничестве детей между собой.






Выводы по I главе

Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Она является потребностью растущего организма и условием становления личности.В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость

В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр.Совместная деятельность детей - это процесс группового достижения целей.

Наши рекомендации