Формирующийся эксперимент – разработка и реализация программы «Здоровячок» по формированию культуры здоровья

С целью повышения уровня культуры здоровья нами был проведён формирующий этап эксперимента. В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

- включение детей и их родителей в специальные занятия по овладению знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье;

- использование активных методов обучения (мозгового штурма,

эвристических и проблемно-поисковых бесед, ролевых игр и т.п.);

- широкое применение методов эмоционального воздействия.

ООД, направленная на овладение знаниями о физическом, психическом, социальном здоровье и воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста мы условно разделили на 3 блока: «Физическое

здоровье», «Психическое здоровье», «Социально здоровье». Формирующий эксперимент начали с проведения ООД по физическому развитию с элементами поисковой работы «В здоровом теле здоровый дух» (Приложение 7). Целью ООД является воспитание основ культуры здоровья; приобретение навыков его сбережения. Мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Закрепить правила ухода за глазами, разучить гимнастику для глаз.

2. Уточнить значение дыхания в жизни человека, провести тренировку носового дыхания.

3. Формировать своды стоп, правильную осанку; развивать координацию движений.

4. Закрепить правила “здоровья”, развивать чувство ритма.

5. Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

ООД проходила в игровой форме, с приходом сказочных героев. В ходе ООД детям в доступной форме была изложена суть культуры здоровья. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, выполняли задания и различные движения, действия. Для более углубленного понимания необходимости вести здоровый образ жизни, детям предлагалось решать проблемные ситуации по вопросам охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности.

Далее нами было проведено физкультурное развлечение на тему «Путешествие в страну здоровья», с целью сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеют большое

значение для него; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы; воспитывать бережное отношение к своему организму (Приложение 8). На данном мероприятии с детьми уточнили знания о разных частях тела и их функциях, проводили различные опыты для доказательства того, что все части тела жизненно необходимы и нужно с детства беречь свое здоровье. Развлечение детям очень понравилось, все принимали активное участие и считаем, поставленные цели достигнуты. Также нами было проведено анкетирование для родителей на тему «Культура здоровья в семье» с целью ознакомления с направлениями работы с детьми по формированию культуры здоровья и укреплению здоровья дошкольников (Приложение 9).

С целью формирования культуры здоровья у детей, нами ежедневно использовались такие здоровьесберегающие технологии, как точечный массаж, физкультминутки, гимнастика после сна, прогулки с использованием активных игр. Также 2 раза в неделю дети посещали бассейн, что не только укрепляет здоровье, но и мотивирует детей к заботе о своем здоровье.

Следующим этапом нашей работы стало проведение семейного досуга «Витаминная карусель» с целью формирования у детей культуры здоровья и привлечения родителей к совместному воспитанию культуры здоровья старших дошкольников. Успешному проведению досуга и достижению поставленных целей стали подключение родителей к подготовке мероприятия и привлечение детей изготовлению необходимых атрибутов. В ходе мероприятия использовались не муляжи овощей, фруктов, но и настоящие овощи и фрукты, из которых дети с родителями делали различные салаты. Также в ходе досуга использовалась пальчиковая гимнастика, точечный массаж, релаксационные упражнения, дети с родителями показывали элементы йоги.

Вечернее время в учреждении предназначено для снятия утомления.

Поэтому логичным было проведение мероприятий на расслабление: минутки радости, смеха, юмора, любования, тишины; минутки музыко-сказкотерапии, изотерапии. Особой популярностью в группе использовались мини-походы по «Тропе здоровья». Увлекательные игровые сценарии походов способствовали упражнению детей в различных видах движений и упражнений. Оборудованные разнообразные препятствия

помогли решать двигательные задачи, способствовали развитию нервно-мышечный тонус, укреплению мышц нижних конечностей, увеличению выносливости организма.

Далее мы провели ООД на тему «Пять органов чувств» (Приложение 10). Мы поставили перед собой следующие задачи:

· обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов, уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования, формировать умение объяснять полученные данные;

· развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения», осязания, расширять кругозор;

· закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств;

· воспитывать любознательность, логическое мышление,

сообразительность, умение внимательно слушать. Для уточнения представлений и закрепления знаний детей о роли различных органов чувств использовались такие методы и приёмы, как беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Далее нами было проведена познавательная ООД с показом диафильма на тему «Съедобные и несъедобные грибы» (Приложение 11). Целями занятия стали: дать детям представление о съедобных и несъедобных

грибах; сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки; развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. В ходе занятия уточнялись и расширялись знания детей о видах грибов, показывали диафильм о способах употребления грибов и их обработки. Также в конце занятия была оформлена коллективная картина «Осенний лес» с

нетрадиционным рисованием, лепкой и аппликацией.

Также нами были проведен тренинг, направленный на воспитание культуры психического и социального здоровья (Приложение 12). Цели тренинга: дать детям представление о душевном здоровье человека; учить мыслить позитивно; развить желание укреплять свое здоровье; положительно настраиваться. При проведении тренинга дети становятся дружнее, меняется общение между ними, меняются и отношения детей к родителям в диалоговую сторону, а так же происходят следующие положительные изменения: повышается умственная активность на занятиях; улучшается физическая активность и уменьшается утомляемость на занятиях по физической культуре; дети и взрослые обучаются не сжигать и не расходовать необдуманно жизненные силы своего организма, а восстанавливать и сохранять их для создания добрых мыслей, слов и дел, которые помогают каждому думающему человеку быть здоровым.

Проведение индивидуальных работ и лекций по темам: «Здоровые родители - здоровые дети», «Мир семьи», «Здоровье и развитие ребенка», «Мир здоровья - жизнь без лекарств», «Формирование культуры здоровья

детей в семье», «Здоровье и этика родителей - здоровье детей»

способствовали получению родителями представлений о факторах риска (нарушении психологического и физического) здоровья у детей и о возможностях объединения их собственных усилий с работой воспитателей и педагогов (Приложение 13).

Нами была проведена спортивная эстафета «Весёлые старты» в форме

олимпийской игры (Приложение 14). Перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Формирование навыков о культуре здоровья;

2. Развитие физических качеств личности и укрепление здоровья детей; целеустремлённость, личную ответственность за команду;

3. Воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества, умение проигрывать достойно.

Практические задания проводились с целью восстановления функций организма, формирования здорового образа жизни, обучение жизнесберегающим технологиям, поддержание жизненного тонуса, формирование и укрепление мышечного корсета, предупреждение патологий осанки, предупреждение болезней, обучение детей принципам и методам профилактики заболеваний.

Таким образом, на ООД и мероприятиях дети овладели знаниями о культуре здоровья, о пользе физического (физические упражнения, здоровая пища, полноценный отдых, чистоплотность, безопасность), психического (возможность делиться своими чувствами, радоваться, узнавать что-то новое, сознавать свою ценность, одаренность), социального здоровья (внимательно относиться к выбору друзей, сотрудничать с другими, быть другому помощником и т. п. ) . Некоторые дети испытывали трудности при

выполнении заданий, требующие умения делиться своими чувствами, осознание своей ценности, умение давать положительную оценку. Также мероприятия, проведённые на этапе формирующего эксперимента, позволили

научить детей пониманию того, что физически их тела принадлежат им, и они

могут сами устанавливать свои собственные физические границы, определять разницу между приемлемыми и неприемлемыми прикосновениями и тому, что они имеют право контролировать прикосновения к себе, а также говорить «нет» когда к ним прикасаются недопустимым образом. Физически надежные друзья помогают жить здоровым образом,

психически – здоровый образ жизни - выбирать надежных и заслуживающих

доверие друзей, социально здоровый образ жизни - быть надежным другом - вот неполный перечень вопросов, которые обсуждались вместе с детьми в процессе тренинговых занятий на темы «Дружба», «Мой мир». Практически все дети смогли ответить на вопросы и пересказать близко к тексту рассказ «Три товарища», но и выполнить упражнение «Кто такой настоящий друг». Обсуждение вопросов, связанных с физической уникальностью каждого

человека, признанием уникальности других позволило всем испытуемым детям получить представления о том, что каждый имеет особенные качества и таланты и важно не только любить, и уважать себя, но и признавать уникальность другого. После обучения дети стали любознательнее, приобрели и закрепили навыки саморегуляции, стали достаточно быстро перерабатывать новую информацию и работать с ней. Также мы заметили, что дети реально и мудро стали ориентироваться в различных ситуациях, не вредя себе и другим, принимая верное решение.

Цель программы: Программа «Здоровячок» направлена на сохранение укрепления здоровья детей, на формирование культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста, пропаганда культуры здоровья с использованием нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников.

Задачи:

1. Содействовать сохранению здоровья каждого дошкольника.

2. Сформировать у дошкольника представления об ответственности за

собственное здоровье и здоровье окружающих.

3. Приобщение детей к культуре здоровья. Используя нетрадиционные

методы укрепления здоровья (игротерапия, сказкотерапия, фитотерапия, хождение по «по тропе здоровья», пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика).

4. Внедрять культуру здоровья в каждую семью.

Ожидаемые результаты:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровья» и влияние культуры здоровья на состояние здоровья.

2. Овладение навыками самооздоровления.

3. Снижение уровня заболеваемости.

Разработанная нами программа включала 12 тем, которые распределены соответственно сезонно-климатическим особенностям и связанным с ним

проблемами в состоянии здоровья. К примеру, осенью по теме «Осенние неприятности» предлагались советы-рекомендации профилактического характера, которые позволяют сохранить здоровье в условиях перепадов температуры: носить многослойную одежду (на футболку надеть кофту, а сверху ветровку или куртку); если потеплело, снять верхнюю одежду; при ветре уже ранней осенью ходить в легкой шапочке, чтобы не надуло в уши; пошел дождь –защищаться от сырости при помощи резиновых сапог, плаща и зонта. Простуды можно избежать, если ежедневно выполнять дыхательную гимнастику, промывать нос водой с морской солью, ежедневно заниматься закаливанием: хождение босиком по «дорожкам здоровья», хождение по нетрадиционному оборудованию.

На ООД по данной теме был предложен такой сюжет: «Позвонили зайчата в службу спасения, им срочно требуется помощь. Они построили себе

избушку, но медведь ее нечаянно раздавил, а скоро холода. Нужно построить себе новых дом, иначе зайчата простудятся. Поможем зайчатам? Нужно спешить, поэтому будем использовать все способы передвижения:

- ходьбу (с мешочками на голове);

- греблю (качаем брюшной пресс);

- езду на велосипеде (развиваем мышцы ног и сердечно-сосудистую систему);

- плавание (лежа на животе, приподнять плечевой пояс и «грести» разными способами и т.д.).

Далее проводили эстафету «Строим дом». На расстоянии 5-7 метров от

каждой команды лежит обруч. Дети, тренируясь, строят дом на стартовой линии, а затем по сигналу воспитателя первые участники команд берут по одному «кирпичику» и бегут до обруча – «сооружают стену».

Предлагая ООД по теме «Зимние неприятности», дети освоили приемы оказания первой помощи при травмах, использовали двигательные действия, укрепляющие силу мышц, связочный аппарат, а также корригирующие упражнения. Способствующие профилактики травм опорно-двигательного аппарата.

ООД по физическому развитию, проводимая в течение двух недель, тематически объединена одним игровым сюжетом. Знакомство с темой осуществляется в форме постановки проблемы, поиска и анализа предполагаемых действий по ее решению, освоения знаний и практических умений по указанию конкретной помощи пострадавшему, закрепления и совершенствования изученного материала.

Комплексы сюжетной ООД были направлены на поэтапное формирование представлений о культуре здоровья.

Предлагаемая нами ООД в форме игр-путешествий, требуют знаний, умений и навыков, а также двигательных способностей.

Сюжетная ООД дает возможность использование упражнений

различной направленности, позволяющих разносторонне воздействовать на организм и одновременно решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи (развивать воображение, мышление, находчивость, познавательную активность, лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия, формировать навыки культуры здоровья).

В процессе формирования культуры здоровья мы рекомендовали использовать комплекс, как традиционных, так и нетрадиционных методов по укреплению здоровья детей.

Традиционные формы – совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностного отношения к культуре здоровья.

Поэтому с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста нами разработаны специальные игры и игровые упражнения (использовали метод игротерапии). К их числу можно отнести игры, используемые для формирования

представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – эстафеты и специально игровые занятия. В старшей группе мы познакомили детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека. В игровой форме узнали, чем отличаются люди друг от друга (высокие, низкие, худые, толстые, старые, молодые и т.д.) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела).

Изучать организм мы начали с главного органа человека - сердца. На занятии стояла задача объяснить, для чего человеку необходимо сердце, что случится, если его не будет. Второй частью занятия были игры по укреп­лению работы сердца. Например, «Выбери продукты, полезные для работы сердца». В конце занятия дети нарисовали сердце.

В свободное время разучивали пословицы и поговорки о здоровье: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть».

Ежедневно проводили пальчиковую гимнастику, которая служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений

рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию. Проводили дыхательные упражнения в форме игры (имитация за­дувания свеч, согревания озябших на морозе рук и т.д.).

В отличие от ООД , проводимой по традиционной форме, все ме­тоды используемые на предлагаемой нами ООД, подчинены определен­ному

сюжету. Например, на ООД «Лечим дыхательную систему» (дети спешат на помощь русалке) используются упражнения дыхательной гимна­стики («Парус», «Волны шипят»), общеразвивающие упражнения («Рыбка», «Русалочка», «Медуза»), подвижные игры («Цунами», «Невод», «Водяной»). Использование имитаций и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс

запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятии, способст­вует развитию психических процессов, творчества, познавательной активно­сти. После закрепления темы проводили встречу со сказочным персонажем (метод сказкотерапии), в процессе которой использовали освоенные на заня­тиях упражнения, игры и эстафеты. Подготовка к встрече является для детей хорошим стимулом для тщательной проверки своих умений и знаний, способствует формированию таких черт характера, какнастойчивость, трудолю­бие и целеустремленность.

На сюжетной ООД использовали стихи, загадки, песни, соответствующие сюжету. Например, перед путешествием к Морскому царю за­гадали загадку: «Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала». (Река). При выполнении несложных по структуре упражнений небольшой интенсивности «Морская волна» и «Я на солнышке лежу» предлагали детям прочитать вслух отрывок из сказки А.С.Пушкина «Ты волна моя, полна» или спеть песенку из мультфильма «Как Львенок и Черепаха пели песню». Посоветовали детям выполнить дома или в группе рисунки, тематически связан­ные с сюжетом занятия (нарисовать море, рыбку, чайку, кораблик и т.п.), прочитать рассказы, сказки, соответствующего содержания (например, сказку Г.Х.Андерсена «Русалочка»).

Знания о культуре здоровья давали в стихотворной, легкой для запоминания форме (например, «Раны надо мазать йодом, а бутерброды - маслом с медом»).

Приобщая детей к культуре здоровья, объясняли, что вокруг нас очень много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми. Рассказывали и показывали, какие лекарственные растения растут у нас в Башкортостане. Играли в игру «Что где растет». Ведущий называет рас­тения, а ребенок - место, где чаще оно встречается. Объяснили детям, что ле­карственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть и комнатные растения: алоэ, каланхоэ. Предложили детям за лето насушить лекарственные

растения, а зимой устроить фитобар (метод фитотерапии).

Фитотерапию используем при заболеваниях всех органов систем человека, а также как профилактическое средство и одно из средств повышения физической активности человека.

Важную роль в решении задач, предлагаемой нами программы иг­рает семья, которая совместно с ДОО является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, формирова­ние и приобщение к культуре здоровья.

Разработанная нами программа формирования культуры здоровья с использованием нетрадиционных методов укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, экспериментально апробирована на базе МАДОУ Детский сад № 311 в контрольной группе детей старшего дошкольного возраста и МАДОУ Детский сад № 320 в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста города Уфы Республики Башкортостан.

Наши рекомендации