Понятие физического развития, возрастные особенности
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….......5
1.1.Понятие физического развития, его возрастные особенности…...5
1.2. Взаимосвязь физических качеств в подготовке
занимающихся сложнокоординационными видами спорта…..…….10
1.3. Особенности физического развития детей
занимающихся сложнокоординационными видами спорта…………12
1.4. Основные тесты физической подготовленности детей
младшего школьного возраста……………………….………………..17
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….20
2.1. Основные методы исследовани……………....................................20
2.2. Организация исследования……………………………………….22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………..…………………..….......25
3.1. Исследование и оценка физического развития юных
Акробатов………………………………………………………………..25
3.2. Сравнительная характеристика физической подготовленности юных акробатов за время исследования……………………………....27
3.3. Половой диморфизм………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Фундамент высоких спортивных результатов закладывается в детском и юношеском спорте. Всестороннее развитие спортсменов, их высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоничное развитие физических качеств, высокая работоспособность, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа спортивной специализации [12].
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных [22].
В занятиях с юными спортсменами принцип всесторонности приобретает особое значение, поскольку, в возрасте 7-9 лет организм находится в стадии формирования. Воздействие физических упражнений в этом возрасте особенно заметно может проявляться как положительно, так и отрицательно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей. Важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки спортсменов играет физическая подготовка, воспитание физических качеств, необходимых в спортивной деятельности [15:23].
Проблеме физического развития и физической подготовленности юных спортсменов многие авторы посвятили свои исследования и свои труды. В дипломной работе использованы данные из работ: Филина В.П., Баршая В.М., Мехнина Ю.В., Зациорского В.М., Соколова Е.Г., Болобана В.М., Курыся В.Н., Сулейманова И.И. и др.
Возросший интерес к акробатике, как виду спорта и существующей проблемы возрастного развития и совершенствования физических качеств юных акробатов обусловило выбор темы данной дипломной работы.
Объект: тренировочный процесс юных акробатов.
Предмет: динамика физического развития и физической подготовленности юных акробатов.
Цель работы: исследование динамики физической подготовленности и физического развития детей 7-9 лет, занимающихся акробатикой.
При подготовке к исследованию и написанию дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет.
2. Выявить динамику физической подготовленности юных акробатов.
3. Определить динамику физического развития юных акробатов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Основные методы исследования
Для решения постановленных задач применялись следующие методы исследования:
1. теоретический анализ и обобщение литературы
2.педагогическое контрольное исследование (тестирование);
3.метод сравнительного анализа;
4. статистическо-математический метод измерения.
Организация исследования
Для проведения данного исследования мы ознакомились с литературными источниками, освещающими теоретические основы и проблемные вопросы, проанализировали и изучили вышеуказанные методы проведения исследований.
Мы выбрали наиболее оптимальный анализ показателей антропометрических данных и результатов тестирования детей, разбив их на две группы:
· занимающиеся спортивной акробатикой мужского пола;
· занимающиеся спортивной акробатикой женского пола
В ходе проведения исследования мы выполнили сравнительный анализ выявленных результатов и определили особенности и закономерности физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет.
В исследованиях приняли участие 20 детей младшего школьного возраста (7-9 лет), разбитые на две группы по половому признаку занимающиеся спортивной акробатикой. Исследования проводились на учебно-тренировочных занятиях по спортивной акробатике в Курганской спортивной школе №1. Исследования проводились в соответствии с составленным планом-графиком с сентября 2009 по март 2010 года в спортзале. В процессе проведённой работы было обследовано 20 детей одного возраста (7-9 лет), условно разделённых на 2 группы (№1, №2) по 10 человек в каждой. В группе№1 мальчики; в группе №2 – девочки.
Выбор испытуемых проводился с учётом специфики, особенностей выбранной тематики исследований и поставленных задач.
Исследования проводились на тренировочных занятиях (в группах №1 и №2).
Перед проведением измерений было кратко и понятно рассказано испытуемым, что именно они должны сделать, их будущие действия.
В исследовании мы проводили измерение антропометрических и функциональных данных (рост стоя, вес, окружность грудной клетки, частота сердечных сокращений). Окружность грудной клетки измерялась при вдохе, паузе и выдохе. Частота сердечных сокращений измерялась до нагрузки и после нагрузки (испытуемые должны были выполнить 20 приседаний).
На основе педагогического наблюдения за юными акробатами, нами были выявлены наиболее информативные тесты для измерения уровня развития основных физических качеств. Все упражнения выбирались с учётом особенностей возрастного развития детей 7-9 лет.
1. Мальчики подтягивание на перекладине выполняют из исходного положения «вис», девочки – подтягивание на низкой перекладине из исходного положения «вис лежа». Требования, предъявляемые к выполнению упражнения: одновременное и равномерное сгибание рук до касания грифа перекладины грудью на максимальное количество раз.
2. Бег на 30 м. для выявления уровня развития быстроты. Бег выполняется с высокого старта. Старт дается одновременно для двух испытуемых. Результаты фиксируются двумя секундомерами и заносятся в протокол.
3. Для определения выносливости использовали следующее упражнение. Запрыгивание на возвышение высотой 40 см. Требования: прыжок должен производиться с места, без интервалов отдыха между запрыгиваниями. Выполняется на наибольшее количество раз.
4. Для определения гибкости у детей мы использовали следующее упражнение: тестируемый ребенок, стоя на скамейке, с прямыми ногами, выполняет наклон вперед, максимально сгибаясь. Измеряется расстояние от точки опоры (скамейки) до кончиков пальцев рук при помощи измерительной линейки.
5. Для измерения ловкости и быстроты реакции используется следующий тест: тестирующий держит линейку; пальцы тестируемого (указательный и большой) находятся возле нулевой отметки линейки на расстоянии 2-3 см. от нее. Суть теста заключается в том, что тестирующий отпускает линейку, а тестируемый пытается ее поймать. Измеряется расстояние от «ноля» до той отметки, на уровне которой ребенок поймал линейку.
Выбор именно этих тестов обусловлен ещё и тем, что они наиболее подходят для двух групп испытуемых детей и выявляют особенности их физической подготовленности путём несложных упражнений.
Определив дату и время, для каждой из групп детей мы составили подробный план проведения тестирования, который содержал подробные описания упражнений, ход назначенного тестирования и измерений.
Во время проведения тестовых заданий и измерений, результаты заносились в протокол. Затем были составлены таблицы данных для расчета среднего арифметического значения в каждой группе по каждому показателю антропометрических данных и по каждому тесту.
Обобщение и анализ собранного материала, сравнение результатов по группам, внутри каждой группы по различным показателям позволил выяснить насколько существенно различие между физическим развитием и физической подготовленностью мальчиков и девочек.
Практика проведения тренировочных занятий позволила сделать выводы об эффективности тренировок в развитии уровня физической подготовленности акробатов и нахождения путей совершенствования методик тренировок на этапе начальной подготовки в спортивной акробатике детей 7-9 лет.
ГЛАВА III.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Половой диморфизм
Существуют глубинные по своему существу различия между полами во внешности, в способности к адаптации, в жизнеспособности, стиле мышления, поведении, в характере психических и эмоциональных реакций. Сказанное позволяет обозначить подход о целесообразности дифференциации средств и методов воспитания и обучения, организации тренировочного процесса по половому признаку, учете своеобразия развития организма мальчиков и девочек, что позволит не только прогнозировать, но и управлять им.
Нами была предпринята попытка провести сравнительный анализ физического развития и физической подготовленности юных акробатов по половому признаку. Мы провели антропометрическое исследование мальчиков и девочек, определили гармоничность физического развития и оценили физическую подготовленность в динамике в течении учебного года под влиянием специализированного тренировочного процесса. Были получены следующие результаты: не выявлено особых различий в уровне физического развития между мальчиками и девочками (рис.6), а так же в реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку (рис.7).
Оценивая физическую подготовленность младших школьников достоверные различия были обнаружены только в показателях силы (рис.8), что обусловлено разным тестовым заданием; а также в показателях гибкости, возможно, обусловленная морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата и большей амплитудой выполнения заданий на гибкость девочками занимающимися спортивной акробатикой (рис.9).
Рис.6. Сравнительная характеристика физического развития мальчиков и девочек
Рис.7. Сравнительная характеристика реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку мальчиков и девочек
Примечание: * - различия достоверны на уровне значимости р<0,05
Рис.8. Сравнительная характеристика показателей силы девочек и мальчиков
Примечание: * - различия достоверны на уровне значимости р<0,05
Рис.9. Сравнительная характеристика показателей гибкости девочек и мальчиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительный рост спортивных результатов, высших спортивных достижений в сложнокоординационных видах спорта привели к тому, что занятия акробатикой начинают с 4-5 лет. Начало же специализированных занятий акробатикой обычно начинаются в 10-11 лет. Однако до этого возраста необходимо создать предпосылки для спортивной специализации. Этой цели служит этап предварительной подготовки, основная задача которого – укрепление здоровья и всестороннее гармоническое развитие [12].
В связи с этим для акробатов-новичков разных возрастов продолжительность периода подготовки и содержание его могут оказаться разными. Современная спортивная акробатика отличается не только высочайшей сложностью упражнений, но и большими объёмами тренировочных нагрузок. Поэтому именно в зависимости от уровня физического развития новичков определяется возможность и целесообразность постановки задачи физической подготовки.
Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости – имеет большое значение для тренировочного процесса юных акробатов. У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести такие качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств [31].
В ходе проведения нашего исследования мы выполнили сравнительный анализ выявленных результатов и определили особенности и закономерности физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет занимающихся на начальном этапе спортивной акробатикой.
Нами были получены следующие результаты: обследуемая группа мальчиков и девочек, как в начале, так и в конце эксперимента соответствовали гармоничному уровню развития. Достоверных различий между исследуемыми группами по антропометрическим данным, а также между показателями первого и второго обследования не обнаружено.
В тоже время, частота сердечных сокращений после физической нагрузки имела тенденцию к снижению, как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Данные позволяют говорить об адаптации к физическим нагрузкам детей, обусловленную регулярными тренировками и более высокой физической подготовленностью.
Достоверно выше стала физическая подготовленность юных акробатов к завершению педагогического эксперимента, особенно в показателях быстроты, ловкости и гибкости.
ВЫВОДЫ:
1. Не обнаружено достоверных различий между исследуемыми группами по антропометрическим данным. Обследуемая группа мальчиков и девочек соответствовали гармоничному уровню развития. Между показателями первого и второго обследования достоверных различий не обнаружено. Частота сердечных сокращений после физической нагрузки имела тенденцию к снижению, как в группе мальчиков (135,9±5,3 уд/мин в сентябре и 126±4,8 уд/мин в марте), так и в группе девочек (124,3±4,0 уд/мин в сентябре и 118,2±4,3 уд/мин в марте).
2. Физическая подготовленность юных акробатов к завершению педагогического эксперимента стала достоверно выше, особенно в показателях быстроты (у мальчиков данный показатель изменялся с 8,3±0,1 сек. до 5,4±0,2 сек, у девочек соответственно с 8,2±0,2 сек. до 5,6±0,3 сек.), ловкости (22,3±1,2 см. и 16,0±2,0 см.; 23,1±1,4 см. и 17,0±1,8 см. соответственно) и гибкости (12,2±0,6 см и 18,0±0,4см. и 16,1±0,8см. и 20,0±0,6 см.).
3. Не выявлено достоверных различий в уровне физического развития и в реакции сердечнососудистой системы на физическую нагрузку по половому признаку. Достоверные различий были обнаружены только при исследовании физической подготовленности юных акробатов в показателях силы и гибкости между мальчиками и девочками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акробатика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Е.Г.Соколова. – М.: ФиС, 1973. – 160 с.
2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев,1985г.
3. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.:ФиС, 1978, - 222с.
4. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.// Теория и практика физической культуры – 1999 г. - № 4.
5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – M: ФиС,1988. – 208с.
6. Баршай В.М., Бобкин А.И. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи., Р-н-Д, 1987. – 160с.
7. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. – М: ФиС, 1974 .
8. Белякова Н.Т. , Юровский С.Ю. Дневник самоконтроля для юношей. М, 1984г.
9. Болобан В.Н. Спортивная акробатика: Уч. пос. для ин-тов физ. культуры. – Киев: Высшая школа, 1988. – 166 с.
10. Болобан В.Н. Обучение в спортивной акробатике. - Киев: Здоровье, 1986, с. 160.
11. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 1971 .
12. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. – 85с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. – 331с.
14. Волков В. Тренеру о подростке.М., 1973 .
15. Выдрин В.М. Спорт и личность. // Спорт в СССР- 1971 г.- № 8
16. Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. Л., 1976 .
17. Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов. Киров, 1952 .
18. Гремецкий Б.С., Щербаков В.С. Физическое воспитание как предмет высшей школы.// Теория и практика физической культуры- 1971 г. -№5
19. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 1979. - 46 с.
20. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск., 1985. –271с.
21. Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 288 с.
22. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М., 1994 г.
23. Зациорский В.М., Сергяенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 1975. -№6. - С. 22-29.
24. Книга учителя физической культуры./ под ред. Кайорова В.С. М., 1973.
25. Кожин В.И. Методика исследований физичекого развития и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 1995.
26. Козленко Н.А., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов шестилетнего возраста. Киев, 1988.
27. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 - 5.
28. Коркин В.П., Аракчеев В.Н. Акробатика: каноны терминилогии. М., 1989.
29. Кривенцов А.Л. Основы моделирования подготовленности спортсменов: Уч. пос. Алма-Ата, 1990.
30. Кузнецова З.И. Возрастные особенности развития физических качеств, М., 1876 .
31. Курысь В.Н. Спортивная акробатика. Теория и методика обучения прыжкам на дорожке. Т1, Ставрополь, 1994, с. 200.
32. Матвеев Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта// Теория и практика физической культуры, 1999 г. № 1
33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.
34. Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. - М. - Физкультура и спорт. - 1997. -416 с.
35. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.,1989.
36. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств// Теория и практика физической культуры, М. , 2001. , № 6. - С. 62 - 64.
37. Научные аспекты физического воспитания и спорта различных возрастных групп: Сб. науч. тр. / под ред. Шлык Н.И. Ижевск., 1987.
38. Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов.// Теория и практика физической культуры, 1993 , №8. – С. 19-22.
39. Новиков А.Д. Возрастные особенности развития физических качеств. М., 1976.
40. Проблемы юношеского спорта. Сб. работ ун-тов ФК по физическому развитию и физической подготовке/ под ред. Филина В.П. М., 1963.
41. Палыга В.Д. Гимнастика . Смоленск, 1985.
42. Пути повышения эффективности подготовки юных и взрослых спортсменов./ Под ред. Высочина Ю.В. Л., 1985.
43. Расин М.С. Педагогические основы подготовки юных спортсменов. Омск, 1987.
44. Решетников Н.В. Таблица оценки физической подготовленности студентов.// Теория и практика физической культуры, 1991 г. № 4
45. Селезнев А.И. Общеразвивающие упражнения в школе. Ставрополь, 1987.
46. Словарь основных понятий и терминов по теории и методике гимнастике./ под ред. Курыся В.Н. Ставрополь, 1995.
47. Скакун В.А. Акробатические прыжки. Обучение движениям в условиях повышенного риска. Ставрополь, 1990.
48. Совершенствование мастерства юных спортсменов./ под ред. Каминской А.А. М, 1984.
49. Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеристики и показатели физического развития Северо- Западного района разного возраста и уровня здоровья.// Теория и практика физической культуры, 2000 г. № 5.
50. Спортивная акробатика: /Уч. пособие для ин-тов физической культуры //Под ред В.П.Коркина, Е.Г.Соколова, Б.И.Якубчика и др. – М.: ФиС, 1981. – 238 с.
51. Смолевскоий В.М., Гавердовский Ю.К., Спортивная гимнастика. – Киев: «Олимпийская литература», 1999. – 462с.
52. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М, 1959.
53. Сулейманов И.И. Основы воспитания координационных способностей: лекции. Омск, 1986г.
54. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., ФиС. -1974.
55. Филин В.П. Проблема совершенствования двигательных (физических качеств) детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: Дисс. … докт. пед. наук. – М., 1970.
56. Филин В.П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта.// Теория и практика физической культуры, 1990 г. № 2.
57. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. – 255с.
58. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. М.:ФиС, 1987. - 128.с.
59. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М, 1990. – С. 205.
60. Шапкайц Ю.М. Оценка физического развития физкультурников и спортсменов в деятельности преподавателя и тренера. Л., 1985.
61. Эффективные средства и методы подготовки юных спортсменов./ под ред. Топчияна В.С., М., 1984.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….......5
1.1.Понятие физического развития, его возрастные особенности…...5
1.2. Взаимосвязь физических качеств в подготовке
занимающихся сложнокоординационными видами спорта…..…….10
1.3. Особенности физического развития детей
занимающихся сложнокоординационными видами спорта…………12
1.4. Основные тесты физической подготовленности детей
младшего школьного возраста……………………….………………..17
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………….20
2.1. Основные методы исследовани……………....................................20
2.2. Организация исследования……………………………………….22
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………..…………………..….......25
3.1. Исследование и оценка физического развития юных
Акробатов………………………………………………………………..25
3.2. Сравнительная характеристика физической подготовленности юных акробатов за время исследования……………………………....27
3.3. Половой диморфизм………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Фундамент высоких спортивных результатов закладывается в детском и юношеском спорте. Всестороннее развитие спортсменов, их высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоничное развитие физических качеств, высокая работоспособность, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа спортивной специализации [12].
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных [22].
В занятиях с юными спортсменами принцип всесторонности приобретает особое значение, поскольку, в возрасте 7-9 лет организм находится в стадии формирования. Воздействие физических упражнений в этом возрасте особенно заметно может проявляться как положительно, так и отрицательно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей. Важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки спортсменов играет физическая подготовка, воспитание физических качеств, необходимых в спортивной деятельности [15:23].
Проблеме физического развития и физической подготовленности юных спортсменов многие авторы посвятили свои исследования и свои труды. В дипломной работе использованы данные из работ: Филина В.П., Баршая В.М., Мехнина Ю.В., Зациорского В.М., Соколова Е.Г., Болобана В.М., Курыся В.Н., Сулейманова И.И. и др.
Возросший интерес к акробатике, как виду спорта и существующей проблемы возрастного развития и совершенствования физических качеств юных акробатов обусловило выбор темы данной дипломной работы.
Объект: тренировочный процесс юных акробатов.
Предмет: динамика физического развития и физической подготовленности юных акробатов.
Цель работы: исследование динамики физической подготовленности и физического развития детей 7-9 лет, занимающихся акробатикой.
При подготовке к исследованию и написанию дипломной работы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет.
2. Выявить динамику физической подготовленности юных акробатов.
3. Определить динамику физического развития юных акробатов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Понятие физического развития, возрастные особенности
Физическое развитие, как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям (закономерности возрастной последовательности к неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др.). В силу этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых время и функции организма претерпевают существенные изменения (в частности, к зрелому возрасту длина и объем тела увеличиваются в несколько раз, а масса тела, величины проявляемой мышцами силы, минутного объема крови и ряд других параметров, характеризующих морфофункциональные возможности, - многократно, некоторые даже в 20-30 раз и более). Процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием [25].
В зависимости от всей совокупности факторов и условий физического развития оно может иметь различный характер – быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, чтобы придать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увеличение функциональных возможностей организма, повышение общего уровня работоспособности, необходимой для созидательного труда и других общественно-полезных форм деятельности; можно также, существенно отодвинуть и сроки возрастной инволюции (регрессивных изменений) физических качеств организма, естественно наступающей по мере старения. При целесообразном воздействии на процесс физического воспитания возможно физическое совершенствование индивида [32;33].
Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости – имеет большое значение. Под двигательной функцией понимается совокупность физических качеств, двигательных навыков и умений детей, подростков и взрослых. Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды. Физическими или двигательными качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека (по Новикову А.Д. и Матвееву Л.П.) [32;39].
Физиологическими предпосылками воспитания физического качества быстроты в младшем школьном возрасте служит постепенное повышение функциональной подвижности и возбудимости нервно- мышечного аппарата, а также интенсивное развитие способностей к выполнению быстрых движений отдельными частями тела (кистью, рукой).
Однако, у детей младшего школьного возраста способность к быстрому перемещению в пространстве развита слабо. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. К этому возрасту у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков величина этого прироста в возрасте от 8 до 11 лет составляет 8-9%, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет (по Кузнецову З.И.) [29].
Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно- силовых
упражнений, пробеганием коротких (50-60 м.) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега.
Следует иметь ввиду, что применение скоростно-силовых и спринтерских упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного периода - в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков.
К 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, обеспечивающих прирост быстроты, снижаются. В связи с этим несколько уменьшается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений [29].
В старшем подростковом и юношеском возрасте (9-10 классы) принципиального изменения в средствах формирования быстроты не происходит. Наблюдается лишь количественные изменения: длина пробегаемых отрезков увеличивается до 80-100 метров, растет объем скоростно-силовых упражнений.
Школьники 7-11 лет обладают низкими показателями мышечной силы. Силовые, в особенности статистические, упражнения вызывают у них быстрое развитие охранительного торможения. Таким образом, возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на тренировках. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям. Широкое применение в 7-11 летнем возрасте находят прыжковые, акробатические, динамические упражнения на гимнастических снарядах [29].
Следует постепенно приучать юных спортсменов и к сохранению статистических поз при обязательном контроле за дыханием. Применение статистических упражнений вызывается необходимостью поддержания правильного положения тела при выполнении упражнений. Особое значение статистические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки.
К подростковому и в особенности к юношескому возрасту, в следствии относительно высокой морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата, создаются благоприятные возможности для развития силы [30].
Дети младшего школьного возраста отличаются незначительной выносливостью. Однако уже к 10-летнего возрасту у них повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег на короткие дистанции), а также малоинтенсивной работы (медленный бег) в течении сравнительно продолжительного времени. Медленный бег может с успехом использоваться в качестве основного средства воспитания общей выносливости уже в младшем школьном возрасте ( по Макарову А.Н., Лидьярду А., Ренссу М.). При условии постепенного увеличения продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11-12 летнем возрасте можно довести до 14 км. в неделю. Хорошим средством развития общей выносливости служит ходьба и бег, чередуемый с ходьбой, передвижением на лыжах на дистанции от 1 до 1,5 км.
У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести также качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств [31].
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдается ввозрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Однако повышение гибкости в этом возрасте не должно превращаться в самоцель. Тренер, педагог всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в формировании некоторых двигательных навыков [29].
Совершенствование гибкости в подростковом и младшем юношеском возрасте происходит во время занятий специальными упражнениями ( парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта.
Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно- временных характеристик движения [30;31].
Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.
В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают появление специфических для определенного вида спорта качеств. И все-таки основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах.
Создатели учения о физическом развитии человека В.В. Бунак (1940) и П.Н. Башкиров (1962) трактуют физическое развитие как комплекс морфо – функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил. Применительно к детям физическое развитие определяется как процесс формирования структурно – функциональных свойств растущего организма. В.Г. Властовский (1976), один из наиболее авторитетных современных исследователей проблем, классифицирует физическое развитие как комплекс морфо – функциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка.
Таким образом, существует две основные трактовки термина «физическое развитие»: 1) как комплекса показателей, свидетельствующих об уровне, «крепости» здоровья индивида, «запасе его физических сил», 2) комплекса признаков, отражающих уровень (и процесс) возрастного развития. И та и другая оценки основаны на сравнении индивидуальных морфо – функциональных показателей со среднестатическими возрастными нормативами.
Если оценивать физическое развитие детей и подростков по стандартам прежних лет, можно убедиться, что доля детей с оценкой физического развития «чрезмерное» постепенно возрастает за счет уменьшения «нормы», в то же время по современным стандартам они попадают в границы этой «нормы». И это не столько результат акселерации роста и развития, сколько следствие повышения жирового компонента в массе тела. Именно у этой части подрастающего поколения значительно чаще, чем у их сверстников, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья [28].
Установлено также, что превышение показателей роста и массы тела в пределах статистической «нормы» даже на незначительную величину отрицательно сказывается на функциональных возможностях и работоспособности детей и подростков, что делает сомнительным возможность установления «нормы» по среднестатическим нормативам [29].
1.2. Взаимосвязь физических качеств в подготовке занимающихся сложнокоординационными видами спорта
Ряд авторов по