Не высмеивайте, не унижайте подростка. Уважение к нему – ваше главное оружие.
8 класс. Все знают, что дети могут быть жестоки. 14 лет — возраст, наиболее опасный в этом отношении. В 14 лет хочется и нужно действовать. Теперь статус в обществе будет зависеть от того, какие поступки ты совершаешь. Основной критерий великого поступка — всем должно быть понятно, что такое решение ты принял сам. Что же можно сделать такого, чтобы никто не подумал, что тебе так посоветовала мама, тетя или спортивный тренер — волосы в зеленый цвет, одежду — разорвать в лохмотья, на кожу — татуировки, в нос — пирсинг. Пора диких экспериментов над собой началась и не только над собой. Микрогруппы, на которые дети были разделены в 4 – 5 классах, вырастают до состояния самых настоящих каст. Теперь это не просто «вредины» и «кривляки» — теперь это самые настоящие враги! Не все группы воинственны, но почти все они агрессивны в разной степени. Кто-то просто «троллит» (дразнит, подкалывает), а кто-то берет кастет и идет в соседний двор устанавливать мировой порядок.
В этот момент подросток начинает «штамповать». Он хочет чувствовать себя выше, лучше, но при этом осознает в себе множество недостатков, которые кажутся ему труднопреодолимыми, и поэтому он с готовностью цепляется за самые видимые отличительные черты других людей и тут же «перекрашивает» их в черный цвет, придает негативное значение. Ведь чем признать, что твой одноклассник более активен, любознателен, настойчив, чем ты, и оттого закономерно лучше учится, проще назвать его «ботаном», подписав ему тем самым приговор, согласно которому он недостоин интереса, ибо «ему только книжки его нужны». Узнав о том, что этот «ботан» кроме книжек еще и спортом занимается, и в театры ходит, и свой бизнес в Интернете организовал, «штампующий» отмахнется и, недолго думая, подгонит все эти заслуги под уже поставленный «штамп»: про пользу спорта в книжках начитался, театры — это нудотина как раз для «ботанов», а бизнес у этого очкарика все равно отберут нормальные люди, потому что с очкариками всегда так.
То, что доводы звучат не слишком логично, «штампующего» не беспокоит. Тут главное состряпать любое формальное оправдание себя и обвинение другого, и можно продолжать смеяться над ним и деградировать самому. Впрочем, подросток все же понимает, что его обвинения высосаны из пальца, но поскольку единственным здравым взглядом на ситуацию будет только признание правды (а от правды очень больно), надо цепляться за ускользающий вымысел, и это весьма раздражает. Таким образом, подросток становится все более агрессивен и готов прямо вредить тому, кто своим образом жизни и мышления напоминает ему о собственной ущербности.
Но ведь ирония в том, что ущербность эта зачастую вымышлена едва ли не на 100%! Талантливые, сообразительные ребята считают себя тупыми и прячут это за так называемым комплексом превосходства. Симпатичные девчонки втайне считают себя уродинами и начинают мстить более красивым с их точки зрения соперницам, ставя на них «штампы» «мажорок» или «лохушек». Родители не знают, в чем дело, потому что подросток не жалуется на свои недостатки, а тщательно скрывает их, выставляя напоказ значимые, по его мнению, достоинства вроде цинизма, дерзости, бесчувственности.
Рекомендации:
Сформируйте успешные цели для вашего ребенка. Сначала понаблюдайте за тем, на что ваш ребенок реагирует наиболее отрицательно.
Убеждение | Недостаток | Цель |
Школа — гадость | Я глупый и неспособный | Подтянуться по определенным предметам |
«Мажоры» — «напонтованное» ничтожество | Я нищий и не способен платить за себя | Научиться распоряжаться деньгами, накапливать их или начать зарабатывать |
Спорт — для тупых «качков» | Я слабый и не могу за себя постоять | Начать занятия спортом, чтобы стать сильнее, научиться самообороне |
2. Дайте заряд для движения вперед. Прежде всего, вам необходима та самая мотивация ребенка. Психологически благополучный ребенок в дополнительной мотивации не нуждается. Но увязнув в какой-нибудь проблеме, редко кто из детей способен мотивировать себя сам — у них просто нет модели такого мышления. Задача родителей — обучить подобной модели на своем примере и применяя ее к ребенку.
Хвалите за сегодняшние достижения.
Объявите войну «штампам».
9 класс. Уже в начале учебного года ребята понимают, что не все они перейдут в следующий класс. Пора совершать первый серьезный выбор в жизни: кто я и по какой дорожке идти? Возникает еще один кризис, начинается в 14-15 лет и может продлиться лет до 17 и называется он кризисом первичной учебно-профессиональной ориентации. Опасность кризиса в том, что во многих случаях человеку не дают преодолеть его как следует. 15-летний подросток оказывается перед необходимостью принять решение, но решение это принять трудно, да и страшно. Он колеблется, а время идет. Понимая, что решать что-то надо, он, тем не менее, прячется от этой необходимости за обычным подростковым поведением: «тусуется» с друзьями, играет в компьютер, в лучшем случае отдается увлечениям вроде спорта, танцев или рисования. И тогда на сцену выходят родители, в ход идут самые разнообразные аргументы и суждения, начиная от того, кем мечтала в детстве стать мама, и заканчивая тем, с кем проще договориться насчет вступительных экзаменов папе. Порой, правда, подростки сами выражают собственные пожелания и делятся своими мечтами, но, увы, в большинстве случаев они не совпадают с ожиданиями и планами взрослых. Они еще с начальной школы думали, в какой вуз определять свое чадо, нащупывали пути и связи, копили деньги. И тут он со своим «хочу быть кинооператором»! Ну какой кинооператор, когда уже все готово для того, чтобы поступать на юридический. Ладно, чего с ребенка взять, он же не понимает, что кинооператором не заработает на хлеб с маслом, а хороший юрист на этот хлеб еще и икру толстым слоем намазывает! И от ребенка отмахиваются, перестань, мол, чушь городить.
Почему до сих пор распространены династии врачей, юристов, инженеров? Потому что, прошлый опыт определяет дальнейший путь. Поэтому вполне закономерно, что сын учителей подумывает о том, чтобы пойти в педагогический, не из-за генов, а просто потому, что он лучше знаком с этим делом, чем с каким-то другим. Династические решения чреваты отдаленными последствиями: юноша, решивший пойти по стопам отца, рано или поздно столкнется с другим опытом, так или иначе познакомится с другими возможностями самореализации, потому что его с каждым годом будет окружать все больше и больше самых разнообразных людей, с которыми надо будет контактировать, налаживать отношения. Недостаток информации о других профессиях таким образом будет компенсирован, и выбор придется делать заново. Но ведь так просто бросить свою работу нельзя, мы же династия агрономов! Мама-агроном, папа-агроном и бабушка-агроном не поймут такого поступка, посчитают предательством! Что будет дальше — кризис среднего возраста и тому подобное.
Рекомендации: