Не высмеивайте, не унижайте подростка. Уважение к нему – ваше главное оружие.

8 класс. Все знают, что дети могут быть жестоки. 14 лет — возраст, наиболее опасный в этом отношении. В 14 лет хочется и нужно действовать. Теперь статус в обществе будет зависеть от того, какие поступки ты совершаешь. Основной критерий великого поступка — всем должно быть понятно, что такое решение ты принял сам. Что же можно сделать такого, чтобы никто не под­умал, что тебе так посоветовала мама, тетя или спортивный тренер — волосы в зеленый цвет, одежду — разорвать в лохмотья, на кожу — татуировки, в нос — пирсинг. Пора диких экспериментов над собой началась и не только над собой. Микрогруппы, на которые дети были разделены в 4 – 5 классах, вырастают до состояния самых настоящих каст. Теперь это не просто «вредины» и «кривляки» — теперь это самые настоящие враги! Не все группы воинственны, но почти все они агрессивны в разной степени. Кто-то просто «троллит» (дразнит, подкалывает), а кто-то берет кастет и идет в соседний двор устанавливать мировой порядок.

В этот момент подросток начинает «штамповать». Он хочет чувствовать себя выше, лучше, но при этом осознает в себе множество недостатков, которые кажутся ему труднопреодолимыми, и поэтому он с готовностью цепляется за самые видимые отличитель­ные черты других людей и тут же «перекрашивает» их в черный цвет, придает негативное значение. Ведь чем признать, что твой одноклассник более активен, любознателен, настойчив, чем ты, и оттого закономерно луч­ше учится, проще назвать его «ботаном», подписав ему тем самым приговор, согласно которому он недостоин интереса, ибо «ему только книжки его нужны». Узнав о том, что этот «ботан» кроме книжек еще и спортом занимается, и в театры ходит, и свой бизнес в Интерне­те организовал, «штампующий» отмахнется и, недолго думая, подгонит все эти заслуги под уже поставленный «штамп»: про пользу спорта в книжках начитался, те­атры — это нудотина как раз для «ботанов», а бизнес у этого очкарика все равно отберут нормальные люди, потому что с очкариками всегда так.

То, что доводы звучат не слишком логично, «штам­пующего» не беспокоит. Тут главное состряпать любое формальное оправдание себя и обвинение другого, и можно продолжать смеяться над ним и деградировать самому. Впрочем, подросток все же понимает, что его обвинения высосаны из пальца, но поскольку единст­венным здравым взглядом на ситуацию будет только признание правды (а от правды очень больно), надо цепляться за ускользающий вымысел, и это весьма раз­дражает. Таким образом, подросток становится все бо­лее агрессивен и готов прямо вредить тому, кто своим образом жизни и мышления напоминает ему о собст­венной ущербности.

Но ведь ирония в том, что ущербность эта зачастую вымышлена едва ли не на 100%! Талантливые, сообра­зительные ребята считают себя тупыми и прячут это за так называемым комплексом превосходства. Сим­патичные девчонки втайне считают себя уродинами и начинают мстить более красивым с их точки зрения соперницам, ставя на них «штампы» «мажорок» или «лохушек». Родители не знают, в чем дело, потому что подросток не жалуется на свои недостатки, а тщатель­но скрывает их, выставляя напоказ значимые, по его мнению, достоинства вроде цинизма, дерзости, бесчув­ственности.

Рекомендации:

Сформируйте успешные цели для вашего ребенка. Сначала понаблюдайте за тем, на что ваш ребенок реагирует наиболее отрицательно.

Убеждение Недостаток Цель
Школа — гадость Я глупый и неспособный Подтянуться по определенным предметам
«Мажоры» — «напонтованное» ничтожество Я нищий и не способен платить за себя Научиться распоряжаться деньгами, накапливать их или начать зарабатывать
Спорт — для тупых «качков» Я слабый и не могу за себя постоять Начать занятия спортом, чтобы стать сильнее, научиться самообороне

2. Дайте заряд для движения вперед. Прежде всего, вам необходима та самая мотивация ре­бенка. Психологически благополучный ребенок в допол­нительной мотивации не нуждается. Но увязнув в какой-нибудь проблеме, редко кто из детей способен мотиви­ровать себя сам — у них просто нет модели такого мыш­ления. Задача родителей — обучить подобной модели на своем примере и применяя ее к ребенку.

Хвалите за сегодняшние достижения.

Объявите войну «штампам».

9 класс. Уже в начале учебного года ребята понимают, что не все они перейдут в следующий класс. Пора совершать первый серьезный выбор в жизни: кто я и по какой дорожке идти? Возникает еще один кризис, начинается в 14-15 лет и может продлиться лет до 17 и называ­ется он кризисом первичной учебно-профессиональ­ной ориентации. Опасность кризиса в том, что во многих случаях человеку не дают преодо­леть его как следует. 15-летний подросток оказывается перед необходимо­стью принять решение, но решение это принять труд­но, да и страшно. Он колеблется, а время идет. Понимая, что решать что-то надо, он, тем не менее, прячется от этой необходимости за обычным подростковым пове­дением: «тусуется» с друзьями, играет в компьютер, в лучшем случае отдается увлечениям вроде спорта, тан­цев или рисования. И тогда на сцену выходят родители, в ход идут самые разнообразные аргументы и су­ждения, начиная от того, кем мечтала в детстве стать мама, и заканчивая тем, с кем проще договориться насчет вступительных экзаменов папе. Порой, правда, подростки сами выражают собст­венные пожелания и делятся своими мечтами, но, увы, в большинстве случаев они не совпадают с ожи­даниями и планами взрослых. Они еще с начальной школы думали, в какой вуз определять свое чадо, нащупывали пути и связи, копили деньги. И тут он со своим «хочу быть кинооператором»! Ну какой кинооператор, когда уже все готово для того, чтобы поступать на юридический. Ладно, чего с ребенка взять, он же не понимает, что кинооператором не заработает на хлеб с маслом, а хо­роший юрист на этот хлеб еще и икру толстым слоем намазывает! И от ребенка отмахиваются, перестань, мол, чушь городить.

Почему до сих пор распространены династии врачей, юристов, инженеров? Потому что, прошлый опыт определяет дальнейший путь. Поэтому вполне закономерно, что сын учителей под­умывает о том, чтобы пойти в педагогический, не из-за генов, а просто потому, что он лучше знаком с этим делом, чем с каким-то другим. Династические решения чреваты отдаленными последствиями: юноша, решив­ший пойти по стопам отца, рано или поздно столкнется с другим опытом, так или иначе познакомится с дру­гими возможностями самореализации, потому что его с каждым годом будет окружать все больше и больше самых разнообразных людей, с которыми надо будет контактировать, налаживать отношения. Недостаток информации о других профессиях таким образом будет компенсирован, и выбор придется делать заново. Но ведь так просто бросить свою работу нельзя, мы же ди­настия агрономов! Мама-агроном, папа-агроном и ба­бушка-агроном не поймут такого поступка, посчитают предательством! Что будет дальше — кризис среднего возраста и тому по­добное.

Рекомендации:

Наши рекомендации