Педагогическое взаимодействие в воспитании.
Взаимодействие предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия: воспитателя и воспитуемого, коллектива и личности, личности и социума, – и происходит в двух основных формах: общение идеятельность. В процессе общения и деятельности складывается отношение человека к окружающему миру, к людям и самому себе. С. Л. Рубинштейн утверждает, что личностью является лишь человек, "который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе".
Продуктивное взаимодействие приносит человеку удовлетворенность, он становится открытым для мира и для других людей. Жизненные силы раскрываются. Непродуктивное взаимодействие сопровождается отрицательными эмоциями: страха, тревожного ожидания, паники, – что приводит к отчужденным, деструктивным отношениям, делает человека закрытым для мира и для других людей. Жизненные силы человека разрушаются.
В процессе взаимодействия складываются межличностные отношения. Э. Фромм выделяет следующие виды межличностных отношений: симбиотические отношения, отчужденность и разрушение, любовь. Отчуждение – это уход в себя, который возникает в ситуации собственного бессилия, когда другие воспринимаются как носители угрозы. Деструктивность – это активная форма отчужденности, потребность разрушать личность другого, возникает из страха быть разрушенным этим другим. Это извращенная форма стремления к жизни; это энергия "непрожитой" жизни, трансформируемая в энергию разрушения действительной жизни.
Продуктивность любого общения в системе воспитательных отношений зависит от того, как учитель и дети воспринимают друг друга, какие они при этом испытывают чувства, как они взаимодействуют.
Взаимодействие между воспитателем и воспитанником всегда сопровождается определенными чувствами. Эти чувства могут быть конъюнктивными – сближающими, объединяющими людей, и дизъюнктивными – разъединяющими их.
Взаимодействие в условиях воспитательного процесса может происходить как на функциональном, так и на человеческом уровне. В основе функционального взаимодействия лежит выполнение предписанной должностью роли. Уровень человеческого взаимодействия требует взаимной открытости, глубоких духовных контактов, обмена личностными смыслами субъектов взаимодействия.
Взаимодействие только на уровне функциональных отношений не может быть эффективным. Уровень человеческих отношений требует гуманизации воспитательных отношений. Основой для гуманистических воспитательных отношений является позиция педагога, которая ориентирована на безусловное, безоценочное принятие ребенка. Необходимо в стенах учебного заведения выстраивать отношения доверия, взаимопомощи, сотрудничества, взаимной заботы и ответственности педагога и ребенка. Деятельность, в которую включается ребенок, должна приносить чувство удовлетворенности, способствовать раскрытию жизненных сил человека.
В ситуации взаимодействия всегда имеются две стороны: учитель (воспитатель) и ученики (воспитанники). Важно, чтобы не только ученики, но и учитель получал полноценное содержательное общение, чтобы его деятельность приносила ему удовлетворение, тогда жизненные силы педагога будут раскрываться, повысится его энергия в решении конкретных задач. В практике школы нормой стало взаимодействие на основе функциональных отношений. Эти отношения ограничиваются формальным выполнением роли и приводят к дефициту духовной близости. Учитель, который не может преодолеть рамки функционально-ролевых контактов, подняться в общении с учеником на уровень человеческих отношений, часто допускает ошибки, которые становятся причиной отчужденности ребенка.
Отчужденность во взаимоотношениях учителя и ученика проявляется в уходе ребенка в себя, отсутствии доверия, понимания в отношениях, что является препятствием к развитию и совершенствованию личности. В воспитательной практике мы можем наблюдать следующие проявления отчужденности. Существует ряд ошибок восприятия ребенка, которые приводят к серьезным проблемам во взаимоотношениях ребенка и воспитателя.
1. Стереотипное восприятие ребенка, когда у учителя формируется стереотипный образ "троечника", "способного", "бездарного", "хорошей девочки", "нарушителя дисциплины" и этот стереотип вызывает у учителя эффект ожидания, который довлеет как над учащимися, так и над учителем.
2. Проецирующее восприятие, когда партнера по общению наделяют собственными достоинствами и недостатками.
3. Инерционность восприятия, когда последняя впечатляющая информация становится доминирующей в оценке детской личности и учитель не воспринимает новую информацию о ребенке.
4. Инфантильное восприятие, которое основывается на делении партнеров по общению па "хороших" и "плохих" в зависимости от того, как последние к ним относятся, и если в отношении кого-то сформировался "образ врага", то этот человек лишается сочувствия и сопереживания.
Основными стратегиями педагогического взаимодействия выступают конкуренция и кооперация.