Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
· По возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
· По полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
· По области интересов (гуманитарные, физико-математические и другие группы, направления, отделения, школы);
· По уровню умственного развития (уровню достижений);
· По личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и т.д.);
· По уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха и т.д.).
Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант).
Это имеет следующие преимущества:
· исключается уравниловка и усреднение детей;
· повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
· в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;
· создаются щадящие условия для слабых;
· у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
· отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
· появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
· реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании
Минусы: Деление детей по уровню развития негуманно. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получить от них помощь, соревноваться с ними. Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
1.Внешняя дифференциация.
Она предполагает создание особых типов школ и классов:
- школы, ориентированные на учащихся, имеющих специальные способности. Это школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов.
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов (ККО, КРО, профильных).
2. Внутренняя дифференциация.
Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
Необходимость внешней дифференциации до сих пор остается дискуссионным вопросом. Тогда каквнутреннюю дифференциацию считают важнейшим средством реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения.
Процесс организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Проведение диагностики.
2. Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.
3. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
4. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
5. Диагностический контроль за результатам
Рассмотрим другой этап внутриклассной дифференциации - это способы дифференциации. Они предполагают:
§ дифференциацию содержания учебных заданий:
§ по уровню творчества;
§ по уровню трудности;
§ по объему.
§ использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, и работа дифференцируется:
§ по степени самостоятельности учащихся;
§ по степени и характеру помощи учащимся;
§ по характеру учебных действий.
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.д.). Достоинства технологии: 1) адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям; 2)отслеживание продвижения ребенка от незнания к знанию; 3) коррекция деятельности обучающихся.
Индивидуальный подход – это: 1) принцип педагогик, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели. Учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех обучающихся. Но и для развития каждого ребенка в отдельности.