Суггестия; суггестивность информации
Психологический термин, означающий «внушение», то есть «навязывание некоего состояния» «...под ней... понимается возможность навязывать многообразные и в пределе любые действия» (Б. Ф. Поршнев).
Способность информации воздействовать на сознание и эмоции адресата, направленно вызывая в нем определенные состояния, побуждая к определенным действиям и поступкам.
Сценарное моделирование
Методический прием, хорошо известный в прогнозировании. Аналогом его в дизайнерской практике является разработка сценариев, позволяющих представить себе все стороны функционирования будущего изделия в реальной действительности. Это способствует прояснению не только его внешнего облика, но и всех связей будущего изделия с окружающей средой и человеком.
Текст
Знаковая система, фиксирующая на любом языке сообщение, релевантное в данной культуре. Может употребляться как закрепленное высказывание на любом естественном языке, а также при семиотической интерпретации любого объекта или процесса (например, городской среды или религиозного обряда).
«Тематизация» в дизайне
Исходный пункт смыслообразования: прежде чем искать конечную морфологию веши, нужно сформулировать тему проектирования.
Теория дизайна
Общей теории дизайна не существует. По поводу дизайна как части материальной и духовной культуры может быть построено множество теорий. Конкретная теория дизайна зависит от определенного миропонимания, от той философии культуры, которая принимается в качестве отправной модели.
«Различные философии дизайна являются в ы р а ж е н и е м различного о т н о ш е -ния к миру» (Томас Мальдонадо).
Типологизация
«Систематизация на основе выделения типа. Тип — это исходная единица конструирования научной, проектной или художественной картины мира, вычленяемая на основе идеальной модели и являющаяся носителем программы культуры» (Методика художественного конструирования. Дизайн-программа).
В дизайне применяется типологизация адресатов дизайн-продукта по их социокультурным ориентациям и предпочтениям.
Типологизация адресатов проектирования
Методическая процедура, направленная на обеспечение адресного проектирования тиражированного дизайн-продукта, когда адресатом его не могут быть все и не может оказаться каждый. Дизайн-проектирование традиционно ориентируется на качественно определенныйтип потребителя, которому и предназначается конкретное проектное решение.
•«Тиражированное» в культуре
Фундаментальное свойство культуры, ориентированной на распространении единого прототипа, опосредованно (то есть посредством книг, кинолент, ТВ-программ, репродукций изобразительного искусства, серий промышленных изделий и т. п.) передаваемой информации.
Культура такого типа нацелена на широкомасштабный образовательный эффекти строится на строго закрепленном авторствеинформации (прототипа), определяющем персонализм культуры. При несомненной прогрессивности «печатной» цивилизации в сопутствующей ей культуре провоцируются издержки «масскульта»: нивелируется личностьадресата, поскольку в каждом отдельном своем экземпляре информация обезличена, механистична,социально, политически и экономически зависима.
Тотальное проектирование
Проектирование, неразрывно связанное с идеологиями, утопиями и концепциями жизнестроительства, жестко следует определенной художественной
программе. В проектировании сильны претензии профессионалов на полное, целостное решение проблемы «на чистом месте».
Тропы, тропичность языка-•
Особые приемы усиления эмоционального воздействия слова, изученные и систематизированные в разделе литературоведения поэтике.
Использование сложного гибкого механизма тропов (метафоры, метонимии, синекдохи и др.) — экономичный способ выявления и закрепления образного восприятия объекта, а также его понимания, интеллектуально-эмоциональной оценки.
Методический п р и е м заимствования а н а л о г и й из литературы требует особ ы х творческих усилий по « п е р е в о д у » приемов выразительности с вербального языка — в изобразительный ряд.
«Уникальное» в культуре
Фундаментальное свойство культуры, ориентированной на непосредственную передачу информации (фольклорная передача знаний).
Такая информация анонимна, не завершена, вариативна,оперирует глубоко укорененными в культуре и психике адресата символическими структурами, пластична,открыта для новых переработок (интерактивна),органично вписывается в существующую модель мира.
Феноменология объектов дизайна
Вещь,выступающая в качестве дизайн-продукта, переживается ее потребителем как своего рода адаптер, приспосабливающий его к физической и социально-культурной среде в соответствии с заложенными в этой вещи инструментальными и знаковыми функциями.
В средовом дизайне предметно-пространственная средапереживается как освоенное предметное окружение, включающее автоматизм взаимодействия с ним, но и повышающее его эмоциональное воздействие.
Мультимедийныйдизайн-продукт особым образом переживается измененным сознанием как событие, разворачивающееся в виртуальном мире.
«Фолк-дизайн», «этно-дизайн»
Интуитивный дизайн, соответствующий содержательным и эстетическим характеристикам конкретной этнокультуры.