Суггестия; суггестивность информации

Психологический термин, означающий «внушение», то есть «навязывание не­коего состояния» «...под ней... понимается возможность навязывать многооб­разные и в пределе любые действия» (Б. Ф. Поршнев).

Способность информации воздействовать на сознание и эмоции адресата, на­правленно вызывая в нем определенные состояния, побуждая к определенным действиям и поступкам.

Сценарное моделирование

Методический прием, хорошо известный в прогнозировании. Аналогом его в дизайнерской практике является разработка сценариев, позволяющих пред­ставить себе все стороны функционирования будущего изделия в реальной дей­ствительности. Это способствует прояснению не только его внешнего облика, но и всех связей будущего изделия с окружающей средой и человеком.

Текст

Знаковая система, фиксирующая на любом языке сообщение, релевантное в данной культуре. Может употребляться как закрепленное высказывание на любом естественном языке, а также при семиотической интерпретации лю­бого объекта или процесса (например, городской среды или религиозного об­ряда).

«Тематизация» в дизайне

Исходный пункт смыслообразования: прежде чем искать конечную морфоло­гию веши, нужно сформулировать тему проектирования.

Теория дизайна

Общей теории дизайна не существует. По поводу дизайна как части матери­альной и духовной культуры может быть построено множество теорий. Конк­ретная теория дизайна зависит от определенного миропонимания, от той фи­лософии культуры, которая принимается в качестве отправной модели.

Суггестия; суггестивность информации - student2.ru

«Различные философии дизайна являются в ы р а ж е н и е м различного о т н о ш е -ния к миру» (Томас Мальдонадо).

Типологизация

«Систематизация на основе выделения типа. Тип — это исходная единица кон­струирования научной, проектной или художественной картины мира, вычле­няемая на основе идеальной модели и являющаяся носителем программы куль­туры» (Методика художественного конструирования. Дизайн-программа).

В дизайне применяется типологизация адресатов дизайн-продукта по их со­циокультурным ориентациям и предпочтениям.

Типологизация адресатов проектирования

Методическая процедура, направленная на обеспечение адресного проектиро­вания тиражированного дизайн-продукта, когда адресатом его не могут быть все и не может оказаться каждый. Дизайн-проектирование традиционно ори­ентируется на качественно определенныйтип потребителя, которому и пред­назначается конкретное проектное решение.

•«Тиражированное» в культуре

Фундаментальное свойство культуры, ориентированной на распространении единого прототипа, опосредованно (то есть посредством книг, кинолент, ТВ-программ, репродукций изобразительного искусства, серий промышленных из­делий и т. п.) передаваемой информации.

Культура такого типа нацелена на широкомасштабный образовательный эф­фекти строится на строго закрепленном авторствеинформации (прототипа), определяющем персонализм культуры. При несомненной прогрессивности «пе­чатной» цивилизации в сопутствующей ей культуре провоцируются издерж­ки «масскульта»: нивелируется личностьадресата, поскольку в каждом отдель­ном своем экземпляре информация обезличена, механистична,социально, политически и экономически зависима.

Тотальное проектирование

Проектирование, неразрывно связанное с идеологиями, утопиями и концеп­циями жизнестроительства, жестко следует определенной художественной

программе. В проектировании сильны претензии профессионалов на полное, целостное решение проблемы «на чистом месте».

Тропы, тропичность языка-

Особые приемы усиления эмоционального воздействия слова, изученные и си­стематизированные в разделе литературоведения поэтике.

Использование сложного гибкого механизма тропов (метафоры, метонимии, си­некдохи и др.) — экономичный способ выявления и закрепления образного воспри­ятия объекта, а также его понимания, интеллектуально-эмоциональной оценки.

Суггестия; суггестивность информации - student2.ru

Методический п р и е м заимствования а н а л о г и й из литературы требует осо­б ы х творческих усилий по « п е р е в о д у » приемов выразительности с вербаль­ного языка — в изобразительный ряд.

«Уникальное» в культуре

Фундаментальное свойство культуры, ориентированной на непосредственную передачу информации (фольклорная передача знаний).

Такая информация анонимна, не завершена, вариативна,оперирует глубоко укорененными в культуре и психике адресата символическими структурами, пластична,открыта для новых переработок (интерактивна),органично впи­сывается в существующую модель мира.

Феноменология объектов дизайна

Вещь,выступающая в качестве дизайн-продукта, переживается ее потребите­лем как своего рода адаптер, приспосабливающий его к физической и соци­ально-культурной среде в соответствии с заложенными в этой вещи инстру­ментальными и знаковыми функциями.

В средовом дизайне предметно-пространственная средапереживается как ос­военное предметное окружение, включающее автоматизм взаимодействия с ним, но и повышающее его эмоциональное воздействие.

Мультимедийныйдизайн-продукт особым образом переживается измененным сознанием как событие, разворачивающееся в виртуальном мире.

«Фолк-дизайн», «этно-дизайн»

Интуитивный дизайн, соответствующий содержательным и эстетическим ха­рактеристикам конкретной этнокультуры.

Наши рекомендации