Искусство «наивных»: родство виртуала и мифопоэтики сновидений
Уже говорилось о том, что в переживании виртуальных событий, к которым можно отнести и восприятие интерактивного продукта медиадизайна, значительную роль играет дологический, мифологический, слой сознания (см. главы 5 и 8). Упоминалось также, что сейчас, в электронную эру распространения информации, мы становимся свидетелями восполнения некоторых утрат в способе передачи знаний, которые претерпела фольклорная культура при ее переходе к письменной, а затем и тиражированной форме коллективной памяти (см. главу 7). Однако в этих утверждениях содержится некоторая логическая неувязка: эпоха устного творчества, которому и соответствует мифологический тип мышления, характеризуется прежде всего анонимностьюпервоначального текста, а также этической и эстетической опорой на традицию,на прецедент. В то же время создатель сегодняшнего электронного дизайн-продукта, при всей интерактивности и незавершенности его, вовсе не скрывает своего авторстваи, более того, стремится создать нечто выделяющее его на общем фоне, своеобычноеи привлекающее внимание потенциального адресата. В том, собственно, и состоит его профессиональная задача.
Если же сосредоточиться на способе формирования изобразительного ряда, то проясняется и еще одно обстоятельство: создатели полноценной продукции медиади-зайна, разумеется, всегда владеют современными компьютерными технологиями, почти всегда тонко используют разнообразные композиционные приемы, но далеко не во всех случаях обнаруживают владение академическими навыками живописи и рисования. Похоже, современный вид формирования и передачи информации, хотя его и нельзя «отлучить» от художественной культуры, может обходиться способностью выделять в массе уже существующих изображений нужные ему для решения поставленных задач, умело сочетать, обрабатывать их и на этой основе создавать оригинальные авторские композиции.
Разумеется, н а в ы к и классического рисования и живописи в с е г д а остаются полезными для общей художественной культуры дизайнера, в какой бы области о н н е практиковал.
Итак, вот что отличает деятельность медиадизайнера как от традиционного народного творчества, так и от профессионального изобразительного искусства в их привычном понимании:
• отсутствие анонимности,выраженное авторство;
• ориентация на новизнухудожественного высказывания;
• необязательностьэтапа академической художественной подготовки.
Так с чем же в опыте художественной практики можно его сопоставить?
Особый пример мифологического мировосприятия, художественного воплощения мифопоэтической картины мира при сохранении авторства и притязаний на самобытность представляет собой творчество непрофессиональных (но и не относящихся к организованной художественной самодеятельности) жи-
вописцев. В отличие от иных видов искусства (таких, например, как классическое музыкальное исполнительство или балет), где непрофессионализм может выражаться только в виде подражательного любительства, в изобразительном искусстве произошло выявление самостоятельного качества непрофессионального творчества.
Конечно, и в изобразительном искусстве существует самодеятельность, то есть следование правилам, с л о ж и в ш и м с я в п р о ф е с с и о н а л ь н о м творчестве, но без соответствующей школы, а часто и природных данных. Но это явление м ы здесь н е рассматриваем.
Художников-непрофессионалов, о которых идет речь, искусствоведы наделили множеством имен, они идентифицируются ими как:
• «народные живописцы»;
• «наивные художники»;
• «примитивисты»;
• «самобытники»;
• «надреалисты»;
• «воскресные художники»;
• «художники выходного дня»;
• «художники святого сердца»;
• «инситные (от "инсайт") художники». Вся совокупность этих названий говорит:
• о способе их творчества — вне повседневных занятий;
• о его характере — вне художественных школ и течений.
По утверждению исследователей, в искусстве «наивных» содержатся «естественные процессы художественного творчества в их чистом виде»(Дино Меноцци, Италия). Для нас оно может служить «лабораторным примером» формирования визуальной информации, обладающей сильным художественным потенциалом и одновременно воплощающей мифопоэтику сновидений с их виртуальной логикой. Организованная таким образом информация по самой природе своей глубоко тропична.
Достаточно вспомнить хотя бы общеизвестные примеры «наивного» творчества: французского живописца А н р и Руссо, прозванного Таможенником, грузинского изготовителя вывесок Нико Пиросмани или классического югославского художника-примитивиста Ивана Генералича...
Основываясь на высказываниях самих «наивных» художников, а также исследователей этого вида творчества, можно заключить, что в нем наблюдаются следующие аналогиис уже знакомыми нам особенностями виртуального события (см. главу 8):
• Проявление автономностисозидаемой виртуальной реальности, измененность
статуса личностиавтора с возникновением у него в гратуале ощущения могу
щества.
«Однажды мне довелось сказать, что я Бог на небесах своих картин, что в этом мире, где я Бог, все размещается по моему усмотрению, как мне больше всего нравится» (Иван Рабузин, Югославия).
• Измененность статуса сознанияавтора, расширяющего сферу его творческой
деятельности и обостряющего интуицию и способность к прогнозированию.
«Наивного художника интересует нечто большее, чем формальная сторона творчества, он стремится к раскрытию нераскрытой человеческой сущности» (Войтех Тилковский, Польша).
• Проявление спонтанности виртуала,восприятие событий которого всегда нео
жиданно и непредсказуемо, проявление независимости его от предваритель
ных логических умозаключений.
в |
«Если naive полемичен, то это не полемика школ и направлений, манифестов и пристрастий. Это полемика с самой жизнью» (Иван Рабузин, Югославия). «Искусство наивных художников — единственное из всех видов творчества, не связанное с художественной традицией» (Ото Бихали-Мерин, Югославия).
Действие избыточности виртуальной реальности,в которой осуществимо даже то, возможность чего в константной реальности равна нулю.
«При попытке провести грань между инситным и "обычным" искусством исследователь видит свойство, объединяющее все произведения инситного искусства, в особой силе воображения и фантазии авторов» (Шелдон Уильяме, Великобритания). «"Современность" этого искусства не в том, что оно не имеет корней в культуре прошлого, а в его связи с миром фантазий и сказок» (Рудольф Бранк, Югославия).
Следствие непривыкаемости виртуала,ощущаемого всегда как яркий и уникальный опыт.
«Исследователь считает, что наивность — одна из основных эстетических особенностей творчества. Наивность вовсе не разрушает, не уничтожает определенные положительные элементы воздействия, а даже усиливает их» (Янина Макатова, Польша).
Отсутствие в виртуальной реальности привычной пространственнойи темпоральной(временной) непрерывности,прекращение действия закона причинности.
е |
«Художник отмечает, что народные живописцы часто прибегают к абсурду, смещению масштабов и искажению обыденной реальности, он пишет: "Однажды я сделал даже шаг вперед к сюрреализму"» (Иван Рабузин, Югославия).
• Тропичностьмифопоэтического языка виртуала,выражающаяся, в частности,
приемом, называемым «синекдоха», когда вместо видового используется ро
довое обозначение объекта. (Возможно, это также негативное, «вывернутое»,
выражение фрагментарности виртуала,поскольку та же синекдоха может пред
ставлять целое через его эмоционально значимую часть.)
«Реализму наивного искусства имманентно присуща способность к обобщенному взгляду на объект в ущерб передаче неповторимости деталей» (Пьер Рено, Франция).
Проявление объективированности виртуала— ощущения авторского «Я» как объекта внешнего воздействия, измененность статуса воли,при которой деятельность совершается как бы самопроизвольно.
«Классическая простота достигается путем анализа реальной формы и приходит как функция познания ее структуры. Синтетичности формы примитивистов не предшествует анализ, она является спонтанной реализацией единства простейших объективных соотношений» (Иван Маразов, Болгария).
Итак, «наивное» искусство располагается где-то на границе народного творчества (принципиальное отсутствие школы) и профессиональной художественной практики (стремление к авторскому самовыражению). И в этом своем — пограничном— качестве оно, не в пример самодеятельному искусству, оказалось не столь уж наивным. Художники этого направления реализуют спонтанную способность человека «очерчивать» контуры виртуальной реальности, они не воображают,а видят и изображаютее в своих работах «как она есть». Стилистическая неоднородность этого художественного явления лишний раз подтверждает, что, действительно, «ни за кого другого вы не можете посмотреть его сон».
Похоже, что это художественное явление в определенной мере может играть роль культурного образцад л я процесса современного профессионального медиадизай-на.Не случайно постмодернизм, в контексте которого развивается это направление профессии, именуется еще и неоархаикой, а «наивные» в своем индивидуальном творчестве воплощают архаическое сознание. Во всяком случае, именно на примере творчества «наивных» можно наблюдать непосредственное художественно-образное выражение особенностей виртуальной реальности(см. главы 7 и 8).
Разумеется, никому не придет в голову, что эстетика «наивных» может служить источником художественного языка профессиональных медиадизайнеров. Их манера высказывания, конечно же, соответствует образности, установившейся для современного электронного продукта. Однако приведенное типологическое сопоставление справедливо:
• для спонтанного («наивные») или приближающегося к постсовременному (ме-диадизайнеры) характера миросозерцания;
• для фундаментальных, глубинных структурныхсоответствий их творчества;
• для нелинейной логикихудожественного высказывания;
• для утверждения в перспективе собственной эстетики;
• для маргинальногоположения обоих в культуре и пр.