Семиотика культуры и дизайн информационных объектов

Наряду с историко-описательными методами изучения объектов культуры и ис­кусства сложились также подходы, по строгости своей приближающиеся к точ­ным научным методикам. Описательные методы требуют обширных знаний в соответствующей области — тяготеющие же к точности логических построе­ний и формулировок востребуют, кроме того, еще и развитое системное мышле­ние. Противники такого подхода обвиняют его в излишнем позитивизме, меха­ницизме и упрощении реальности. Тем не менее, представление, что мы живем в мире, где все (вещь, среда, жест, поведение и пр.) может представлять собой знак чего-либо, замещать что-либо, — уже говорит о том, что мы существуем в культуре, где всему дано имя, во все вложен смысл, все не случайно, но скла­дывается в целостное смысловое поле. Этим мы продолжаем культурную рабо-

ту ограждения своего существования от деструктурирующего воздействия бес­смысленного хаоса.

Точно так же, как мы живем в пространстве второй сигнальной системы(вербаль­ного языка), мы существуем, действуем и воспринимаем мир по законам языка вто­рой природы(культуры), который мы получили в наследство, в той или иной мере ассимилировали своим сознанием и продолжаем творить на протяжении своей жизни. Преодоление логоцентризма не должно отбрасывать нас в противополож­ную крайность и лишать выработанной дисциплины м ы ш л е н и я ,которая к тому же столь полезна и web-дизайнеру — для понимания законов восприятия, обработки и передачи информации, и дизайнеру мультимедийного продукта — для понима­ния закодированных в знаках смыслов, с которыми он намерен соотнести сознание своего адресата.

Наука о знаках и знаковых системах, как уже упоминалось, называется семиоти­ка.Это — междисциплинарный метод познания, владение которым структуриру­ет объект и способствует его постижению. Семиотика близко соприкасается с иными областями знаний, также касающимися изучения систем. Например, с теорией информации, с той лишь разницей, что кибернетика изучает динами­ческий и количественный аспекты связей в системе, тогда как семиотика — ста­тическийи качественный.Опыт семиотического подхода так же полезен, как и знакомство с теорией информации, эти области знаний дополняют друг друга.

Рассуждая о медиадизайне, оперирующем всеми видами знаков и их сочетания­ми, следует познакомиться хотя бы с самыми основными положениями семиоти­ки, и прежде всего семиотики культуры.

В семиотике различаются две тенденции: лингвистическаяи логическая.



Семиотика культуры и дизайн информационных объектов - student2.ru

Лингвистическая традиция в о с х о д и т к Фердинанду де С о с с ю р у , в е г о тео-р и и внимание сосредоточивается не на о т д е л ь н о м знаке, а на языке — м е х а -низме передачи содержания, пользующемся определенным набором элемен­тарных знаков. Знак в языке — материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в п р о ц е с с е о б м е н а и н ф о р м а ц и е й в обществе. Язык же — упорядоченная коммуникативная знаковая система, генератор текстов и со­циальной конвенции.

Итак, текст может рассматриваться как знак с самостоятельным независимым содержанием, но также и как последовательность элементарных знаков,когда содержание текста определяется значениемсоставляющих его знаков и правила­миих соединения, правилами данного языка. Второй взгляд на текст определяет логическуютенденцию семиотической мысли, исследующей структуру художе­ственных текстов (поэзии, кино, изобразительного искусства и т. п.), что к нашим целям более близко.

В логическом,структурном подходе, у истоков которого стоит Ч. Пирс, внимание сосредоточивается на знаке:на его отношении к значению, к адресату и т. д., на структуре знака, различии символических и иконических (изобразительных) зна­ков, на процессе семиозиса (превращения не-знаков в знаки). В этом случае инте­рес представляет система знаков, структурные отношения между ними. Знаки существуют как упорядоченные системы — эта упорядоченность может быть как

смысловой (семантической), так и грамматической (синтактической). Содержа­ние знака определяется его функциональной нагрузкой в системе.

Все ли вокруг нас можно рассматривать как знаки? Вовсе нет. Более того, в раз­ные времена и в разных культурах набор того, что может быть отнесено к знакам, различен. Информация, передаваемая с помощью знаков, может быть как реле­вантной,то есть значимой в системе конкретной культуры, так и нерелевантной.Знаками становятся те элементы окружения, по поводу которых в существующей культурной ситуации сложилось определенное «прочтение», которые что-то для всех означают.Пока какие-то элементы окружения не вошли в нашу культурную парадигму, они вообще не замечаются, игнорируются сознанием, они для нас — не-знаки.Переход от не-знаков к знакам называется процессом семиозиса,через этот процесс обогащается наше представление о мире, то есть в нем возникают новые внятные нам смыслы.



Семиотика культуры и дизайн информационных объектов - student2.ru

Даже буквы незнакомого алфавита не воспринимаются нами как знаки, по­скольку мы не можем прочесть их и, тем более, не знаем языка, на котором с их помощью составлен текст. Также для нас не является знаковым и пове­дение человека, исполняющего неведомый нам ритуал.

В семиотике утверждается неразрывное единство двух сторон знака: означаю­щего(самого знака) и означаемого(его значения) — идея, также воспринятая у греческих стоиков. Различие в том, что первое («означающее») — восприни­мается,второе («означаемое») — понимается.По выражению Фердинанда де Соссюра, они «неразрывны, как две стороны одного листа». Для иконических знаков и знаков-индексов такая связь пряма и однозначна, для знаков-симво­лов зависимость — сложна, нелинейна, но она всегда присутствует, в противном случае «означающее» лишается смысла, и знак перестает выступать в этом ка­честве.

Семиотика культуры и дизайн информационных объектов - student2.ru

Приходится оговориться, что некоторые исследователи постмодернизма (см. главу 6) замечают в современной культуре ослабление и даже разрыв привычных референций (связей, Зависимостей) между знаком и тем, что он означает. В искусстве постмодерна произведение может строиться из «пус­тых» знаков, первоначальный смысл которых уже «испарился», но в нашем восприятии они продолжают порождать некие ассоциации. Поскольку про­цесс ослабления референций все же не определяет всей современной куль­туры, здесь мы останавливаться на этом явлении не станем.

Знаковые системы представляют собой языки,которые различаются как есте­ственные и искусственные, а также «мягкие» и «жесткие».

• Естественные языки(человеческая речь) — первичные моделирующие сис­темы;носители каждого естественного языка моделируют действительность по его нормам и правилам (согласно гипотезе Сепира — Уорфа, бытие и язык взаимно влияют друг на друга). Естественные языки — наиболее богатые, гиб­кие, «мягкие», они допускают в себе множество свободных (не строго детер­минированных) связей. Крайним примером «мягкого» языка с многозначнос­тью его элементов и вариативностью связей (размытым семантическим полем) может служить язык поэзии.

• Искусственные языки(от архаического мифа до азбуки Морзе или «языка»
костюма) — вторичные моделирующие системы;они вторичны относитель­
но естественного языка человеческого общения — первичной модели действи­
тельности, созданной человеком. Над ней надстраиваются системы, модели­
рующие частные аспекты этой действительности. Все то, что составляет для
нас содержание понятия «культура», — все это искусственные языки, вто­
ричные моделирующие системы. К наиболее «жестким» из искусственных
языков могут быть отнесены любые знаковые системы с безвариантной свя­
зью между «означающим» и «означаемым». Например, язык светофора со­
держит три сигнала, по поводу прочтения которых в обществе закреплена
конвенция - безопасность и автомобилиста, и пешехода обусловлена одно­
значностью их понимания.

Изучение действительности, окружающей человека, как набора различных языков и созданных на их основе текстов приближает к пониманию всей человеческой куль­туры как единого универсального языка,объединяющего частные языки разных культурных феноменов (литературы, живописи, кино, дизайна и других искусств, языка мифологии, этнографии, истории и т. д.) и подчиняющегося общим законам. Изучение структуры художественных текстов — ключ к пониманию собственно ху­дожественной информации(особой среди иных видов информации). В отличие от выраженного в текстах сюжетного повествования, художественная информация заложена в самой структуре текста.Содержание, если оно не облечено в форму, не является ни объектом искусства, ни объектом семиотического анализа.

Для анализа текста, в том числе и художественного, применяется семиотическая триада, которую составляют:

• семантика— конкретное отношение «означающего» к «означаемому», знака к заменяемому им объекту;

• синтактика— правила соединения отдельных знаков в осмысленные последо­вательности (высказывания, соответствующие нормам данного языка);

• прагматика— отношение текста к воспринимающему его сознанию, то есть его понимание. Прагматика описывает процесс коммуникации в момент речи или восприятия текста.

Еще философ Чарльз Моррис обратил внимание на древний культурный аналог такой структуры. В поздней римской античности сложилась традиция препода­вания в высшей школе «семи свободных искусств», куда входили: квадривиум (четырехдорожье) и тривиум (трехдорожье). Дисциплины, отнесенные к в три­виуму,полностью соответствуют элементам семиотической триады (табл. 9.1).

гр^.В таблице сознательно переставлены вторая и третья строки, поскольку в та-фгМ кой последовательности более привычно выстраиваются процедуры «смысло-^!Гуробразования» (см. главу 3), поиска выразительных средств художественного языка и поиска композиционных приемов, завершающих процесс формирова­ния дизайн-сообщения. Разумеется, в творческом сознании все три этих про­цесса нераздельны, происходят в одновременности и влияют друг на друга Однако так более убедительно выглядит последовательность, приводящая от задающего смысл культурного контекста— через найденный знак- к новому тексту.

Таблица 9.1. Тривиум и семиотическая триада

В тривиуме В семиотике Тип отношений Направленные мысли Объекты внимания в дизайн-процессе
Диалектика (логика) Семантика Отношение знака к значе­нию (смыслу) Контекст — Смысл Культура как палитра цен­ностных моделей
Риторика Прагматика Отношение знака к тому, кто этим знаком пользуется Смысл — Знак Мир визуальных образов как касса выразительных средств
Грамматика Синтактика Отношение знака к знаку Знак — Текст Системное и ком­позиционное мышление как способ органи­зации сообщения

Из таблицы следует, что медиадизайнеру, помимо технологических навыков, не­обходимо обладать тремя типами знаний:

• Нужна ориентация в культуре (исторической и современной, отечественной и мировой) не только как широком смысловом контексте разрабатываемого объекта, но и как источнике «культурных образцов» (см. главу 3) для его мо­делирования. Отсюда черпается семантикадизайнерских разработок — смысл объектов медиадизайна соотносится с моделью мира, соответствующей совре­менным представлениям о реальности (см. главу 7).

• Требуется знакомство со всем многообразием циркулирующих в современной культуре и на уровне субкультур образов, знаков, символов, мифов, которые составляют релевантные для данной культуры языковые единицы. На это опи­рается прагматикадизайн-продукта, то есть возможность быть воспринятым и понятым его адресатом. При создании интерактивного объекта медиадизай-на существенно учитывать специфику виртуальной психологии, особенностей восприятия и понимания виртуального события (см. главу 8).

• Необходимо знание композиционных законов построения дизайн-объектов,
развитие системного мышления, способствующего созданию сложных объек­
тов. Это обеспечивает синтактику— композиционную грамотность разработ­
ки. Для создания объектов медиадизайна, помимо усвоения традиционных
композиционных навыков, полезно владение современными художественны­
ми языками (которые вовсе не обязательно везде применять, но которые обла­
дают «степенями свободы», не предоставляемыми классической художествен­
ной традицией).

Семиотика культуры и дизайн информационных объектов - student2.ru

Огромный вклад в развитие семиотики, и в том числе семиотики художествен-н о й к у л ь т у р ы , в н е с л а Тартуско-московская семиотическая школа. Руково­дителем этого уникального для советского периода отечественной культуры явления был профессор Тартуского университета Ю р и й Михайлович Лотман.

Занятия Тартуско-московской ш к о л ы именно семиотикой культуры отли­чает ее от других известных семиотических школ: польской, французской

или американской. Этой Школе свойственен конкретный характер штудий, анализ художественных текстов, что приобрело характер интерпретаций их в семиотическом ключе, выявляющих новые смыслы и значения. Вклад Школы и идеи ее вдохновителя были неоценимы для формирования ин­теллектуального, социально-культурного и нравственного климата своего времени, научные достижения этой Школы питают многие умы и сегодня.

Наши рекомендации