Семиотика как область гуманитарного знания. Язык и символы культуры

Семиотика – это область гуманитарного знания, изучающего культуру как систему знаков, символов.

Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации.

Для каждой культуры характерна своя система знаков, которая называется языком культуры.

Язык знаков – это совокупность всех знаковых средств вербальной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается социально значимая информация.

В каждом языке культуры существуют свои правила передачи информации, поэтому усвоение языков культуры является важной частью социализации личности. В семиотике принято все языки делить на:

- Естественные – основное и исторически первичное средство коммуникации.

- Искусственные – сознательно созданные человеком (азбука Морзе, дорожные знаки). К искусственным знакам относятся и вторичные – коммуникативные системы, возникающие на основе естественных.

Кроме того, языки различают по:

- отнесенности к видам деятельности

- принадлежности к языковому сообществу

- типу знаков (вербальный, язык жестов).

Символ – это знак, не имеющий предметного значения, который передает глубинный смысл предмета. В отличие от обычного знака, символ выражает определенную идею, абстрактное понятие. Смысл символа очень часто бывает невозможно выразить обычными словами.

Каждая сфера культуры имеет свою систему символов. Каждая этническая национальная культура имеет свою систему символов, отражающую ее специфику.

13) Культурные коды.
М.К. Петров – русский философ, предлагает классификацию типов культуры по социокоду, который для нее характерен.
Социокод (культурный код) – это способ накопления, хранения и передачи социально необходимого знания.
Знание существует в двух формах:
- как деятельность
- как знак
Выделяется три социокода:
1) Лично-именной. Характерен для примитивных культур. Деятельность носит коллективный характер и существует как набор определенных ролей, за каждой из которых закрепляется имя (знак). Человек выполняет обязанности имени, которое передается другому человеку в другом поколении через обряд инициации – посвящение во взрослую жизнь.
2) Профессионально-именной. Характерен для традиционных сообществ, в которых появляются профессиональные группы, и знания фрагментируются по профессиям. Оно передается уже не просто как операция, но как целый набор. Средством трансляции профессионального знания является семья.
3) Универсально-понятийный. Характерен для современного общества. В связи с развитием науки, письменности, теоретического знания, логического мышления, знания отчуждаются от человека и существуют независимо от него в виде «текста». Таким образом, оно приобретает безличный характер, становится универсальным, границы между профессиями становятся более подвижными. средством передачи знаний становится образование.
Г.М Маклюэн считает, что смена типов культуры в истории обусловлена сменой средств коммуникации, которые он рассматривал как продолжение человеческих органов чувств.
Он выделяет три типа культуры, основанных на трех социокодах:
1) Дописьменный. Характерен для архаичного общества. Господствуют устные средства коммуникации. Главный орган коммуникации – ухо.
2) Письменный. Связан с возникновением фонетического письма, письменности. Знания передаются на основе визуальных средств коммуникации, а значит, главным органом становится глаз.
3) Экранный. Связан с развитием электронных средств связи. Они упраздняют пространство и время, вовлекают человека во все, что происходит в мире, а сам мир превращается в «глобальную деревню».

14) Межкультурные коммуникации.
Межкультурные коммуникации – это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью обмена и передачи культурной информации с помощью знаковых систем. Межкультурные коммуникации – это важная часть культурной жизни общества, т.к. за счет них обеспечивается накопление и передача социального опыта.
Условия межкультурной коммуникации:
- наличие общего языка и субъектов коммуникации
- наличие канала передачи информации
- наличие правил передачи информации
Типология межкультурных коммуникаций:
- по характеру субъектов (межличностная, межкультурная)
- по формам коммуникации (вербальная, невербальная)
- по уровням протекания (на обыденном уровне, на специализированном)
- по содержанию коммуникации (информационная, стимуляционная, ориентационная).
Особым видом является массовая коммуникация – это распространение и регулирование информации среди огромного числа людей, независимо от их статуса и места жительства. Массовые коммуникации возникают в связи с развитием электронных средств связи, которые обеспечивают высокую скорость и массовость поиска, обработки и передачи информации. Особое значение массовая коммуникация приобретает в информационном обществе.

Наши рекомендации