Параметры функционально и эстетически полноценной среды
Но где критерии того, что созданный средовой объект отвечает ожидаемым качествам? Да и какими должны быть качества, отличающие полноценную среду?
В соответствии с субъектно-объектной природой средового проекта его оценка должна оказаться сложной, многомерной. Пусть восприятие такого объекта принципиально субъективно, но никакой продукт дизайна не может быть полностью выведен из-под объективных оценочных критериев. В отличие от произведений «чистого» искусства, этот продукт должен быть востребован незамедлительно и, в пределах адресной группы, практически массово. Будь это среда дискотеки или пешеходная зона в городе — такие объекты должны быть освоены теми, на кого ориентированы. В противном случае они просто не состоятся, а весь труд по их проектированию и реализации окажется проведенным впустую.
Для облегчения задачи анализакачества уже существующей предметно-пространственной среды, а также для формулирования системы требованийк среде, которая еще только планируется к проектированию, можно воспользоваться простой двухмерной матрицей (табл. 6.2). Такая матрица демонстрирует пересечение основных характеристиксреды с трансформацией их смысла на разных уровнях восприятия.Разворачивание содержания каждого такого пересечения (каждой клетки таблицы) в соответствии с особенностями конкретной среды способно хотя бы приблизительно описать ее полноту и многоаспектность, а таблице сообщает определенный эвристический потенциал.
По горизонталитаблицы разместим объективные характеристики, которыми должна обладать удовлетворительно спроектированная среда. Эти ее характеристики с достаточной очевидностью проистекают из того положения, что понятие «среда» в проектировании принципиально тождественно понятию «система» в науке (с учетом изменения позиции наблюдателя). Чтобы некое образование воспринималось как система, оно должно быть прежде всего целостно.Всякая система, по определению, структурирована.В достаточно сложных системах эта структура, чтобы сохранить свою выразительность, должна обладать достаточным диапазоном разнообразия.Наконец, для того чтобы система была опознаваема, она должна обладать специфичностью.
Все эти характеристики применимы к оценке предметно-пространственной среды, для каждой из них наполняясь конкретным содержанием:
• Целостностьсреде сообщает ее освоение единым сознанием средового субъекта, с которым в процессе работы идентифицировался проектировщик. Это остается справедливым и в случае адресации среды совокупному субъекту — проектировщик учитывает вкусы, ожидания и культурные стереотипы данной потребительской группы.
• Структурированностьсреде придает системность подхода к ее проектному решению.
• Достаточная мера разнообразия(не монотонность) этой структуры зависит от удачного решения проектировщиком функциональных и эстетических задач организации средовых процессов, протекающих в данном хронотопе, от соответствующего этим задачам оснащения этих процессов.
• Специфичностьконкретной предметно-пространственной среды напрямую связана не только с ее функциональным назначением, но и с творческой фантазией и художественной ориентацией дизайнера.
Однако всего этого недостаточно, чтобы утверждать: объект, обладающий перечисленными качествами, уже состоялся как предметно-пространственная среда. В силу субъектно-объектной нерасчлененности среды, эти ее характеристики должны найти свое конкретное выражение на разных уровнях восприятия.
По вертикали таблицыразместим уровни восприятия предметно-пространственной среды погруженным в нее средовым субъектом:
• Морфологический уровень.Это первый уровень восприятия окружающей предметности. Зритель, осваивающий ее, находится на пути превращения окружения в «свою» среду, он рассматривает пространственную структуру сре-дового объекта, оценивает конфигурацию этого объекта, ее форму.
• Семиотический уровень.Воспринимающее сознание средового субъекта погружается в культурные смыслы и значения, которые несет в себе данная среда, он «читает» их в образе среды, проникается ими, включает в цепи собственных ассоциаций.
• Феноменологический уровень. Предметно-пространственная среда становится феноменом воспринимающего сознания и на чувственном уровне оценивается по тому эмоциональному переживанию, которое формируется у погруженного в нее субъекта.
Таблица 6.2.Условия функциональной и эстетической полноценности предметно-пространственной среды
Уровни рассмотрения среды | Основные характеристики предметно-пространственной среды | |||
Целостность | Структурированность | Разнообразие | Специфичность | |
Морфологический | Целостность объемно-пространственного решения предметного окружения | Структурная упорядоченность предметности, участвующей в формировании среды | Отсутствие монотонности в объемно-пространственном решении предметного окружения | Выразительность объемно-пространственного решения объекта, его легкая узнаваемость |
Семиотический | Целостность культурного пространства среды, определенность ее тематизации и смысло-образования | Внутренняя упорядоченность, ясность закодированных в среде культурных смыслов | Богатство заложенных в объекте культурных смыслов | Несводимость культурных смыслов объекта к банальности и стереотипу |
Феноменологический | Целостность образа среды, ее феномена в сознании субъекта | Убедительная артикулирован-ность образа среды в восприятии субъекта | Разнообразие и интенсивность провоцируемых средой эмоциональных переживаний | Уникальность эмоциональных переживаний, провоцируемых средой |
Разумеется, реально все эти уровни восприятия не разделены ни во времени, ни в сознании, ни в чувствах человека, а протекают параллельно, поддерживая и обогащая друг друга. Аналитический подход, требующий декомпозиции предмета исследования, далеко не самый подходящий инструмент для понимания предметно-пространственной среды, принципиально нерасчленимой на отдельные элементы. Но в целях усиления профессиональной ответственности за результат проектирования им все же не мешает воспользоваться, ни в коем случае не заменяя этим синтетический подход интуитивного «вчувствования» в объект, его целостное художественное постижение.
Пользуясь предложенной матрицей, следует попытаться на каждом из названных уровней последовательно раскрыть каждую из характеристик предметно-пространственной среды, определить, в чем именнозаключается ее целостность, упорядоченность или специфичность. Для этого, конечно, необходимо иметь перед собой пример реального или воображаемого средового объекта и попытаться заполнить каждую клетку таблицы конкретно сформулированными требованиями к его свойствам. В результате у нас появится двенадцать (3 • 4) пунктов анализасуществующей среды или такой же список требованийк проектируемой среде. Здесь существенно, что полученный таким образом перечень пунктов окажется не случайным, не произвольным, но все они выстроятся в систему необходимых и достаточных «средовых параметров».