Факультет педагогии и психологии
Рейтинг-план
по дисциплине «Культурология»
Профили:
для всех профилей
(квалификация «бакалавр»)
очная форма обучения
БАЗОВая часть рейтинговой системы | |||
Виды контроля | Тема / форма аттестационной работы | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Контроль посещаемости занятий | |||
Посещение лекционных занятий | |||
Посещение семинарских и практических занятий | |||
Текущий контроль работы на семинарских и практических занятиях | |||
Тема 1.Культурология как социально-гуманитарная наука | |||
Тема 2. Философские учения о культуре | |||
Тема 3. Традиционные культуры Востока | |||
Тема 4. Античная культура | |||
Тема 5. Культурный феномен Европы | |||
Тема 6. Русская культура: особенности, основные этапы развития | |||
Тема 7. Культура ХХ века | |||
Тема 8. Современная российская культура в поисках новой идентичности | |||
Тема 9. Глобализация и культура конца ХХ – начала ХХI в. | |||
Тема 10. Диалогизм и проблемы межкультурной коммуникации | |||
Тема 11. Проблемы прикладной культурологи и охрана культурного наследия | |||
Рубежный контроль | |||
Контрольная работа по темам 1-2. | |||
Презентация творческого проекта 3-6. | |||
Контрольная работа по темам 7-11. | |||
Промежуточная аттестация | |||
Зачет | |||
Итого | |||
К промежуточной аттестации (зачету) не допускаются студенты, набравшие в течение семестра менее 40 баллов | |||
Подготовка к зачетуявляется обязательным условием получения итоговой рейтинговой оценки за семестр независимо от количества накопленных баллов | |||
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
от 50 баллов | «зачет» |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
до 49 баллов | «неудовлетворительно» |
от 50 до 64 баллов | «удовлетворительно» |
от 65 до 84 балов | «хорошо» |
от 85 до 100 баллов | «отлично» |
дополнительная часть | |||
№ задания и форма аттестационной работы | Тема | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
1. Эссе | 1. Этимология и семантика слова «культура». 2. Многообразие определений культуры и его причины. 3. Проблема предмета и метода культурологии. 4. Категориальный аппарат культурологии. 5. Становление методологии изучения современной культуры. | ||
2. Составление словаря основных понятий, раскрывающих тему | 1. Становление философии культуры, основные этапы: общая характеристика. 2. Представления о культуре в трудах Ж.-Ж.Руссо и Г.Гердера. 3. Природа и культура в философии И.Канта. 4. «Эстетическая утопия» Ф.Шиллера. 5. Концепция культуры Г.Гегеля. 6. Трансформация классического взгляда на культуру (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). 7. Психоаналитическая концепция культуры (З.Фрейд, К.Юнг). 8. Человек и культура в экзистенциализме. 9. Синергетическая концепция культуры. | ||
3. Эссе | 1. Культурогенез и антропосоциогенез: основные этапы и закономерности. 2. Синкретизм первобытной культуры. Миф и мифологическое мышление. Возникновение искусства и его ранние формы. Возникновение морали и религии. 3. Культура Древнего Востока. История открытия и изучения памятников древневосточной культуры. 4. Характерные черты культуры Древнего Египта. 5. Культура древних цивилизаций Месопотамии и Передней Азии. 6. Древнееврейская культура. Ветхий Завет: нормы, традиции, сюжеты и образы. | ||
4. Составление сравнительной таблицы: Греческая и римская культура | 1. Античность как тип культуры. Периодизация античной культуры. 2. Крито-микенская цивилизация как историческая основа древнегреческой. 3. Древнегреческий полис: полисные ценности и культура. 4. Достижения классической древнегреческой культуры: театр, философия, архитектура, скульптура. Античный идеал человека. 5. Синтез греческих и восточных черт в культуре эллинизма. 6. Римская культура. От демократических идеалов периода республики к культуре, политике и мировоззрению эпохи империи. Рождение христианской картины мира. | ||
5. Эссе | 1. Категории средневековой культуры. Пространство, время и смысл жизни в средневековом менталитете. 2. Иерархичность средневекового общества и ее отражение в культуре. 3. Схоластическая ученость и культурная роль университетов в Западной Европе. 4. Романика и готика: сравнительный анализ. 5. Религиозно-философские традиции средневековья и духовные идеалы итальянского Возрождения. 6. Художественный язык эпохи Возрождения. Открытия в литературе и искусстве. Титаны Возрождения. 7. Протестантизм в истории западноевропейской культуры. 8. Барокко и классицизм в истории западноевропейской культуры. 9. Художественная культура XIX века: романтизм, реализм, символизм. | ||
6. Эссе | 1. Теоретические проблемы осмысления культурно-исторического процесса в России. 2. Основные особенности русской культуры, основные этапы развития, преемственность и эволюция в культурной картине мира. 3. Славянофилы и западники о специфике русского общества и культуры. 4. Проблема срединного положения России между Востоком и Западом. 5. Судьбы русской интеллигенции. 6. Русская культура в ХХ веке: проблемы, противоречия. | ||
7. Эссе | 1. Вторая мировая война и ее отражение в культурных установках новых поколений. 2. Культура и искусство стран Запада в послевоенный период. 3. Развитие массовой культуры западного общества в ХХ веке. 4. Музыка, кинематограф и литература как наиболее значимые для развития массовой культуры виды искусства. | ||
8. Эссе | 1. Культурно-демографическая устойчивость России. Проблема сохранения русского языка как языка межнационального общения. 2. Молодежные субкультуры в контексте других российских субкультур. 3. Специфика культурной картины мира современного российского студенчества. 4. Российский вуз глазами студентов и преподавателей. | ||
9. Эссе | 1. Современность и актуальные проблемы культурологии: конструирование новой культурной картины мира. 2. Культура в постиндустриальном обществе: изменение характера культурной традиции. 3. Информационное общество и культурные трансформации. 4. Интернет, сотовая связь и другие глобальные средства коммуникации; вызванные ими культурные достижения и риски. 5. Телевидение и его роль в конструировании современной культуры повседневности. 6. Глобализация и культура. Угроза сохранению культурного многообразия человечества. 7. Проекты ЮНЕСКО и Римского клуба по сохранению современной культуры. 8. Мультикультурализм и перспективы развития культурных процессов в XXI веке. | ||
10. Эссе по теме 10 | 1. Основные подходы к изучению межкультурной коммуникации. 2. Межкультурная коммуникация в контексте глобализации. Коммуникативная компетентность как необходимое условие полноценного участия в процессах межкультурных взаимоотношений. | ||
11. Эссе по теме 11 | 1. Интегративный характер прикладного культурологического знания. 2. Отраслевой подход в прикладной культурологии: образовательная и просветительская деятельность учреждений культуры. 3. Охрана культурного наследия как фундаментальный компонент социокультурной политики государства. 4. Культурное содержание образования и психолого-педагогическая культура. 5. Культура личности и профессиональная культура педагога. |