Цели и задачи освоения дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»в г. Смоленске

И.А. КАЗИЛИНА

А.Г. НАГОРНАЯ

КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Практикум по дисциплине

«Культура речи и деловое общение»

Смоленск - 2016

УДК

К№

Утверждено учебно-методическим Советом филиала МЭИ в г. Смоленске в качестве учебно-методического пособия для студентов очной формы обучения (квалификация (степень) «бакалавр») по всем направлениям бакалавриата.

Подготовлено на кафедре гуманитарных наук

Рецензент: канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка ГБОУ ВПО СГМА Минздрава РФ И.В. Данилова.

К№   Казилина, И.А.Культура речи и деловое общение. Практикум по дисциплине «Культура речи и деловое общение» [Текст]: практикум / И.А. Казилина, А.Г. Нагорная. – 2-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: РИО филиала МЭИ в г. Смоленске, 2016. – 100 с.  
Рассматриваются общекультурные и профессиональные компетенции выпускника технического вуза с квалификацией «Бакалавр» по дисциплине (модулю) «Культура речи и деловое общение». Далее следуют структура и содержание курса «Культура речи и деловое общение», общие методические указания, планы семинарских занятий, темы рефератов, справочные материалы к семинарским занятиям, список литературы. В планах семинарских занятий подробно рассмотрены интерактивные формы обучения по данной теме, представлены тестовые задания для самопроверки. Также пособие включает следующие приложения: методические рекомендации по оформлению реферата, правила оформления списка литературы, вопросы к дифференцированному зачёту.  
© филиал «МЭИ» в г. Смоленске, 2016 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПРЕДИСЛОВИЕ
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)
1.2. Учебная дисциплина в структуре основных образовательных программ
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля) и формированию компетенций
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел 1. Основные понятия этики делового общения  
Семинар № 1. Методологические основы и понятийный аппарат дисциплины «Культура речи и деловое общение». Основные принципы этики и характер делового общения
Семинар № 2. Вербальные и невербальные средства общения. Национальные особенности вербальной и невербальной коммуникации
Семинар № 3. Основные формы делового общения: особенности, закономерности и характеристики
Семинар № 4. Спор: логические и психологические особенности ведения полемики. Особенности телефонной коммуникации
Раздел 2. Письменная коммуникация в структуре делового общения  
Семинар № 5. Письменная коммуникация в структуре делового общения. Характеристика и особенности функциональных стилей речи.
Семинар № 6.Унификация и стандартизация документов. Классификация документов.
Семинар № 7. Характеристика информационно-справочных документов.
Семинар № 8. Деловое письмо. Типы делового письма: письмо-просьба, письмо-извещение, письмо-претензия и т.д.
Семинар № 9. Основы мастерства публичного выступления
4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
5. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Методические рекомендации по оформлению реферата
Приложение 2. Правила оформления списка литературы
Приложение 3. Вопросы к дифференцированному зачёту по дисциплине «Культура речи и деловое общение»
7. ЛИТЕРАТУРА


ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели и задачи освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Культура речи и деловое общение» направлено нареализацию требований ФГОС ВПО к освоению соответствующих компонентов общекультурных и профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по всем направлениям обучения на основе формирования у них теоретических знаний, практических навыков и умений по дисциплине «Культура речи и деловое общение».

Целью освоения дисциплины «Культура речи и деловое общение» являетсяосвоение студентами этических основ, форм и сфер делового общения с деловыми партнёрами в рамках делового протокола, этических норм требований этикета; основ письменной и устной коммуникации в структуре делового общения.

Задачами освоения дисциплины является овладение навыками аргументированного письменного и устного изложения собственной точки зрения; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, практического анализа различного рода рассуждений; навыками критического восприятия информации.

Студенты должны:

- освоить психологию делового общения, тактических приёмов на переговорах, техники аргументации, предотвращения конфликтных ситуаций;

- сформировать коммуникативную компетентность в различных сферах профессионального общения;

- рассмотреть теорию и практику ведения деловых переговоров, бесед, совещаний, пресс-конференций (их организацию и подготовку, концептуальные подходы);

- проанализировать виды деловой переписки (виды писем, назначение, правила оформления деловых писем);

- ознакомиться с вопросами делового этикета, бизнес-протокола и атрибутами делового общения.

Наши рекомендации