Тестовые задания для самопроверки. Выберите правильный вариант ответа из предложенных:

Выберите правильный вариант ответа из предложенных:

1. Письма с предложением принять участие в семинарах, совещаниях называются:

а) письма – просьбы;

б) письма – приглашения;

в) письма – запросы;

г) сопроводительные письма.

2. Письма, которые составляются для сообщения адресату о направлении каких-либо документов, материальных ценностей:

а) письма – просьбы;

б) письма – приглашения;

в) письма – запросы;

г) сопроводительные письма.

3. Письма, которые составляются с целью подтверждения определенных обещаний или условий и адресуются организациям или отдельному лицу:

а) письма – ответы;

б) информационные письма;

в) письма – запросы;

г) гарантийные письма.

4. Речевые конструкции, которые смягчают категоричность изложения и тем самым вносят непринужденность в официальное письменное общение:

а) вводные конструкции;

б) выводные конструкции;

в) опорные конструкции;

г) несущие конструкции.

5. В современной деловой переписке вместо слов «Я выполнил…» пишут:

а) «Я всё сделал, как надо…»;

б) «Привел в исполнение…»;

в) «Мною выполнено…»;

г) «Я воплотил в жизнь…».

6. Письмо-приглашение не должно включать содержательные элементы:

а) фамилия и телефон ответственного за проведение мероприятия;

б) точное указание адреса и времени проведения мероприятия;

в) сообщение о правилах поведения на мероприятии.

7. В официальных письмах-приглашениях следует использовать форму глагола:

а) 1-го лица множественного числа

(Приглашаем…; Просим принять участие…);

б) 3-го лица множественного числа

(Приглашают…; Просят принять участие…);

в) 1-го лица единственного числа

(Приглашаю…; Прошу принять участие…).

8. В письме-соболезновании уместны языковые выражения:

а) Примите наше искреннее сочувствие и соболезнование…

б) Сочувствуем Вам в связи с трагической смертью…

в) Сожалеем по поводу безвременной смерти…

9. В письме-рекламации неуместны языковые выражения:

а) К нашему огромному сожалению, условия контракта Вами не выполнены…

б) Ваша безответственная позиция вынуждает нас…

в) Мы официально заявляем Вам рекламацию на…

10. В письме-ответе на рекламацию неуместны содержательные элементы:

а) сообщение о том, что претензия принята к рассмотрению;

б) сообщение о том, что претензия не принята к рассмотрению;

в) сообщение о том, что претензия удовлетворяется полностью или частично.

11. Нормы речевого этикета не нарушены в предложении:

а) Не откажите в любезности и пришлите, если это Вас не затруднит, проект Устава фирмы.

б) Буду весьма обязана и признательна Вам, если Вы сочтёте возможным принять представленных кандидатов в свой коллектив.

в) Просим выслать на наш адрес откорректированный вариант проекта нового положения.

12. Стиль зарубежного делового письма:

а) надличностный характер изложения;

б) использование этикетных речевых моделей выражения радости, надежды, уверенности, одобрения;

в) строгая функциональность.

ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература

1. Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2014. – 424 с.

2. Самыгин, С.И. Деловое общение: учебное пособие для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2012. – 436 с.

б) дополнительная литература

1. Будильцева, М.Б., Варламова, И.Ю. Культура научной и деловой речи [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов-иностранцев. – М.: РУДН, 2013. – 240 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru

2. Будильцева, М.Б., Варламова, И.Ю. Основы риторики и коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: РУДН, 2013. – 118 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru

3. Варламова, И.Ю. Практикум по деловому этикету [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Ю. Варламова. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - 52 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226861

4. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров по экономическим направлениям и специальностям / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко; РГТЭУ. – М.: Юрайт, 2013. – 468 с.

5. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. - 5-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 528 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112230

6. Культура научной и деловой речи [Электронный ресурс]: учебное пособие /. - Новосибирск : НГТУ, 2013. - Ч. I. Нормативный аспект. - 76 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228788

7. Рязапова Л.З. Культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К. Гарифуллина, Г.С. Гаязова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ, 2013. - 144 с. - Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270251

В) Интернет-ресурсы

1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gramota.ru/

2. Сайт Санкт-Петербургского государственного университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gramma.ru

3. Сайт с электронными версиями словарей по русскому языку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru

4. Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т.п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jargon.ru/

СЕМИНАР № 9. Основы мастерства публичного выступления.

План.

1. Структура публичного выступления.

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Сбор материала.

3. Составление вступительной, основной и заключительной частей текста.

4. Способы словесного оформления публичного выступления.

В процессе занятия проводятся:

- устный опрос;

- письменный опрос;

- проверка заданий для самостоятельной работы.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1. Охарактеризуйте следующие понятия: аргументация, демонстрация, метод изложения материала, опровержение, ораторское искусство, познавательный контакт, приёмы объяснения слов, публичная речь, развлекательная речь, точность речи, убедительность речи, уместность речи, эмоциональный контакт, эмпатия.

2. Рассмотрите особенности композиции агитационной речи.

3. Рассмотрите особенности композиции информационной речи.

Наши рекомендации