Тестовые задания для самопроверки. Выберите правильный вариант ответа из предложенных:
Выберите правильный вариант ответа из предложенных:
1. Автор высказывания «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять к своему об оной мнению»:
а) В.Г. Белинский;
б) М.М. Сперанский;
в) М.В. Ломоносов.
2. Оратор во вступлении должен:
а) подчеркнуть актуальность темы;
б) сделать обобщения и выводы;
в) доказать выдвинутое положение.
3. Оратор в главной части своей речи должен:
а) изложить основной материал;
б) разъяснить выдвинутые положения, доказать их правильность;
в) сформулировать целевую установку речи.
4. Оратору в заключении необходимо:
а) использовать шутку, не относящуюся к теме речи;
б) повторить основную мысль;
в) подвести итоги сказанного, поставить конкретные задачи.
5. Недостатком композиции публичного выступления не является:
а) перегрузка теоретическими рассуждениями;
б) логическая последовательность в подаче материала;
в) обилие затронутых вопросов и проблем.
6. Риторические приёмы диалогизации публичной речи:
а) риторический вопрос;
б) вопросно-ответный ход;
в) употребление личных местоимений 3-го лица.
7. Переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов. Этот метод изложения материала называется:
а) ступенчатый метод;
б) индуктивный метод;
в) метод аналогии.
8. Неправильным является утверждение:
а) внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы;
б) очки снижают доверие к оратору;
в) невербальные средства снижают эффективность речи.
9. Характеристики аудитории как социально-психологической общности людей:
А) степень однородности;
Б) количественный состав;
В) физическое состояние отдельных слушателей.
10. Приёмы управления аудиторией:
а) голосовые приёмы;
б) вопросно-ответный ход;
в) резкие замечания.
Литература
а) основная литература
1. Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2014. – 424 с.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2012. – 450 с.
б) дополнительная литература
1. Культура научной и деловой речи [электронный ресурс] : учебное пособие /. - Новосибирск : НГТУ, 2013. - Ч. I. Нормативный аспект. - 76 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bookHYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228788"&HYPERLINK "http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228788"id=228788
2. Основы русской деловой речи: для студентов высших учебных заведений [электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. В.В. Химик. - СПб : Златоуст, 2012. - 448 с. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bookHYPERLINK
3. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов / Под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: ЮРАЙТ, 2009. – 356 с.
4. Рязапова Л.З. Культура речи [электронный ресурс] : учебное пособие / Л.З. Рязапова, Н.К. Гарифуллина, Г.С. Гаязова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Казань: Издательство КНИТУ, 2013. - 144 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270251.
5. Скворцов, Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 218 с.
6. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити, 2007. – 383 с.
В) Интернет-ресурсы
1. Грамота.ру. Справочно-информационный портал «Русский язык». URL: http://www.gramota.ru.
2. Культура письменной речи. URL: httpHYPERLINK "http://www.gramma.ru/"://HYPERLINK"
3. Основы культуры речи и риторики. URL: http://www.mediaterra.ru.
4. Служба русского языка: URL: http://www.HYPERLINK "http://www.slovari.ru/"slovariHYPERLINK "http://www.slovari.ru/".ru.
5. Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т.п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jargon.ru/
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Аргументация как форма риторического воздействия.
2. Деловые совещания и собрания как основные формы делового общения.
3. Динамика языковой нормы в России на рубеже XX - XXI вв.
4. Дистанционное общение.
5. Изменения в русском речевом этикете на рубеже XX - XXI вв.
6. Интернет: коммуникативные особенности пользователей.
8. Кинесические особенности невербальной коммуникации.
9. Культура делового письма.
10. Национальные различия невербальной коммуникации в современном обществе.
11. Ораторское искусство как социальное явление.
12. Особенности делового общения с иностранными партнёрами.
13. Особенности новых видов деловой корреспонденции в современной России.
14. Правила продуктивного спора. Способы борьбы с непозволительными уловками в споре.
15. Проксемические особенности невербальной коммуникации.
16. Речевая культура молодежи на рубеже XX - XXI вв.
17. Способы повышения речевой культуры в России на рубеже XX - XXI вв.
18. Этикет деловых приёмов.
19. Этикет и имидж делового человека.
20. Язык коммерческой и политической рекламы.
21. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента).