Тема I. Введение в предмет «История физической культуры»
История физической культуры и спорта
Тема I. Введение в предмет «История физической культуры».
Дисциплина, которую нам предстоит изучить — «История физической культуры и спорта». Она включает в себя три основные дефиниции: историю, физическую культуру и спорт.
Термин история имеет древнегреческое происхождение и означает рассказ или повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние говорили: «Historia est magistra vita» — «История — наставник жизни».
Термин «культура» латинского происхождения, первоначально означал разделывание и обработку почвы. Культура — это основная первопричина, определяющая потребности и поведение людей. Основной движущейся силой развития культуры являются возрастающие людские потребности.
Так, в условиях первобытнообщинного строя первостепенной потребностью людей являлось удаление голода и жажды, в связи с этим физические упражнения представляли собой имитацию охоты.
При рабовладельческом строе у человека возникла необходимость сохранения своей безопасности, в связи с этим появилась физическая культура военной направленности.
Во времена феодального строя, по мере появления у людей духовных потребностей, физическая культура начинает включать в себя рыцарские турниры.
Капиталистический и социалистический строй ознаменовались тем, что человеческим потребностям стало присуще самоутверждение и общественное признание. Физическая культура этого исторического периода, способствовала удовлетворению социальных потребностей людей и их самоутверждению. Победителей в те времена восхваляли, награждали, и они становились объектом всеобщего признания. Роль физической культуры состояла также в удовлетворении потребностей общества в культурно-зрелищных мероприятиях.
В настоящее время спорт способствует саморазвитию и самореализации личности спортсменов и специалистов физической культуры. Кроме того, физическая культура выполняет одну из самых важных социальных функций человечества – укрепление здоровья нации и будущего поколения страны.
Термин физическая культура (иногда её называют телесная культура) был впервые употреблен в Англии и США в 90-х гг. XIX века. В России этот термин стал упоминаться в печати с 1908-1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья.
Физическая культура — часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает в себя систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы — солнца, воды и воздуха — в целях оздоровления и закаливания организма.
Термин спорт происходит от латинского слова disportare — развлекаться. Под этим термином подразумевается соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также нормы и достижения. Спорт как часть физической культуры своей специфической направленностью дополняет и углубляет ее.
История физической культуры — это интересная и увлекательная наука, часть общей человеческой культуры. Это наука о закономерностях возникновения и развития идей, организационных форм, средств и методов физической культуры и спорта в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни общества; она дает научный анализ возникновения и развития физической культуры, как одной из форм общественной жизни и составной части общей культуры общества. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры с древнейших времен и до наших дней.
Суть дисциплины истории физической культуры состоит в том, чтобы узнать какую роль, играла физическая культура в жизни общества на всех этапах его развития.
Для чего нужно изучать эту дисциплину? Знание предмета «История физической культуры и спорта» необходимо в первую очередь потому, что данная учебная дисциплина является отправной точкой для изучения практически всех предметов экономических направленностей. Именно с изучения культурных и исторических традиций того или иного населенного пункта следует начинать любое предпринимательское дело, поскольку исторический менталитет местных граждан имеет немаловажное значение для успешного развития бизнеса.
Этот предмет, как не что иное, помогает будущим специалистам лучше узнать свою профессию, с исторической точки зрения повысить свой квалификационный уровень в сфере физической культуры и спорта.
На состояние и развитие физической культуры и спорта оказывают влияние экономические, политические, идеологические, географические факторы, национальные особенности, а также состояние науки и культуры.
1.2.Курс истории физической культуры и спорта состоит из трех частей:
1. Всеобщая история физической культуры и спорта.
2. История физической культуры и спорта в СССР и в России.
3. История международного спортивного движения.
Первая часть «Всеобщая история физической культуры и спорта» состоит из подразделов:
- физическая культура в первобытнообщинном и рабовладельческом строях (физическая культура древней Греции);
- физическая культура в Средние века;
- физическая культура в Новое время;
- физическая культура в Новейшее время.
Вторая часть «История развития физической культуры и спорта в СССР и в России» включает в себя:
- физическую культуру во время революции 1917 г. и в годы Великой отечественной войны;
- истоки возникновения и развития предпринимательства и коммерциализации в спорте в России;
- физическую культуру и спорт в современной России.
В третьей части «История развития международного спортивного движения» рассматриваются вопросы:
- международное спортивное движения до Второй мировой войны и после нее;
- возникновение Олимпийского движения и его развитие на современном этапе.
В данном лекционном курсе в ходе исторической периодизации одновременно рассматриваются все три вышеуказанные части (направления) развития физической культуры.
Для изучения данной дисциплины характерен системный подход. Под системой принято понимать комплекс взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Речь идет об упорядоченной совокупности структурных и функциональных элементов информации. В системе изучение ее элементов в отдельности друг от друга не имеет смысла. Функционирование системы невозможно без воздействий внешней среды. Например: человек является сложной системой. Социологический фактор существования человека заключается в том, что он не может существовать в отдельности, вне общества, а общество, в свою очередь, не может существовать без законов, правовых норм и т. п.; биофизиологический фактор означает, что все органы человеческого организма взаимосвязаны друг с другом, они не могут существовать в отдельности.
Создавшиеся исторические условия порождали различные системы физического воспитания. Например: в доклассовом обществе элементы системы характеризовались, прежде всего, тесной связью с трудовой деятельностью людей. В играх и упражнениях люди отражали конкретные сцены охоты или другого вида их деятельности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки (различные рисунки на камнях), которые можно обнаружить практически повсеместно на земном шаре.
С появлением классового общества, рабовладельческого строя, в развитии физической культуры появилась военная направленность. Содержание рабов в страхе и повиновении, защита интересов своего государства от вражеских нападений способствовало появлению холодного оружия (меч, лук, щит, копье).
Военная направленность оставалась лидирующей и при феодальном строе, отличие состояло лишь в том, что при рабовладельческом обществе физическая культура (прежде всего, культурно-массовые мероприятия – турниры, состязания), служила удовлетворению потребностей господствующего класса в зрелищах. Считалось, что рабы приравнивались к скоту и вообще не могли иметь своей культуры, в том числе и физической. Именно при феодализме крепостные и ремесленники создают свою культуру, в частности физическую. Зарождается система физического воспитания трудящихся людей.
При капиталистическом строе впервые господствующий класс начинает проявлять заинтересованность в физическом воспитании народных масс. В этот период укрепляется взаимосвязь между системой физического воспитания и общественной жизнью всех слоев общества. В этом и заключалось коренное отличие рассматриваемого периода от предшествующих эпох.
Важно иметь в виду, что, во-первых, здесь фигурирует политический аспект. С помощью средств физической культуры буржуазия отвлекала трудящихся от отрицательных сторон «дикого» капитализма. Во-вторых, средства физической культуры использовались для подготовки молодежи к военным действиям. И, в-третьих, капиталисты осознали, что с помощью «здоровой» рабочей силы произойдет увеличение трудодней, что будет способствовать росту производительности труда и, соответственно, доходов бизнесменов.
Социалистическая система, прежде всего, славилась спортом высших достижений, массовостью в спорте, фанатизмом в Олимпийском движении. Первоначально физкультурно-спортивная и оздоровительная работа с населением была направлена на подготовку людей к предстоящему рабочему дню, а также на подготовку победителей на международной спортивной арене. Занятия физическими упражнениями в свободное от работы время практически не рассматривались как вариант проведения досуга в активном стиле и удовлетворения потребностей населения в здоровом образе жизни. Также физкультурно-спортивная сфера деятельности категорически не рассматривалась с точки зрения предпринимательства и бизнеса.
Однако распад Советского Союза и переход к рыночным отношениям внес свои коррективы в развитие массового спорта и спорта высших достижений.
Разразившийся бум здорового образа жизни в экономически развитых странах, не оставил равнодушными и российских граждан. Появившиеся за последние три-четыре десятилетия новые формы услуг в сфере физической культуры и спорта способствовали формированию интереса у многих россиян к занятиям физическими упражнениями в фитнес-клубах, основу функционирования которых составляют членские взносы клиентов.
На современном этапе развития общества появилось множество профессиональных спортивных клубов, которые развиваются по законам бизнеса, имеют своих владельцев и практически не финансируются из бюджета страны, а существуют за счет эффективной маркетинговой политики и клубного менеджмента.
История физической культуры и спорта взаимосвязана с такими науками, как философия, культурология, социология и общая история.
Предпосылками к возникновению физической культуры в обществе явилось стремление к взаимному общению, а также духовные потребности. Они способствовали формированию физической культуры как общественного явления.
Основными задачами физической культуры на современном этапе является:
- укрепление здоровья населения;
- снижение заболеваемости;
- повышение работоспособности;
- удовлетворение потребностей населения в здоровом образе жизни;
- удовлетворение потребностей населения путем проведения спортивно-зрелищных мероприятий;
- организация активного отдыха.
Тема II. Физическая культура в древнем мире
2.1.Истоки и причины возникновения физической культуры
Человек стал человеком, не только в ходе развития труда, но и в ходе развития самого человеческого тела, организма, как главной производственной силы.
В древнем мире первоначальным источником существования стала охота на крупных животных. В частности, для перехода по рыхлому снегу и поднятия тяжелого оружия из дерева, камня, костей животных нужна была сила. Для преодоления водных пространств и болотистых мест были необходимы навыки плавания. Физическая культура становится общественной формой добывания пищи.
Постепенно возникли условия для того, чтобы процесс обучения и передача опыта организованно отделились от непосредственной работы. Применение бега при охоте или при спасении от противника, прыжки через препятствия, различные движения при проведении магических действий способствовали возникновению таких разновидностей физической культуры, как бег на расстояние, прыжки в длину и высоту, метание (имитационные движения во время танцев).
Благодаря найденным при раскопках предметам древней культуры можно проследить за ее развитием начиная с 150 000 года до нашей эры. Например: 120 000 лет до н. э. был изобретен лук. На основе археологических раскопок относящихся примерно к периоду 40 000 лет до н. э. можно констатировать, что физическое развитие человека более поздней древней эпохи сопровождалось магическими действиями.
На следующих этапах (8000-3000 лет до н.э.) главным источником существования стало земледелие и животноводство. С уходом в прошлое первобытнообщинного строя (с VII тыс. лет до н. э.) и развитием пастушества, облавной охоты, у людей стал появляться интерес к верховой езде.
С появлением частной собственности возникают церемонии посвящения мужчин в воины. Впоследствии практика подобных церемоний стала общепринятой, в этот период появились первые соперничества и состязания.
2.2.Физическая культура в родовом обществе
В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, вступает в силу ведение общего хозяйства. В связи с этим, быту древних людей становится присуща облавная охота, разнообразное метание.
Австралийцы, например, в своих обрядах (при рождении человека, переходе из одной группы в другую, принятии в племя) руководствовались принципами количественного участия. Во время посвящения в ходе совершения обрядов происходило поражение животного на песке, подбрасывание посвященного в воздух, бег и прыжки, охотничьи пляски, борьба, бег с препятствиями. После того, когда юноша получал оружие, он должен был несколько дней участвовать в учебных боях. Обрядам предшествовали систематические занятия физическими упражнениями, к ним допускались лишь те юноши, которые достигали необходимой степени физической подготовленности и духовной зрелости.
У индейцев обрядам предшествовали такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, гонки на лодках, метание, игры с мячом. При совершении ритуалов посвящений широко применялись индийские танцы.
Физическая подготовка детей африканских племен отличались от тренировки силы и выносливости подрастающего поколения у других древних народов. Их собирали в команду и удаляли из селения на сборы, где упражнялись фехтованию палками и метанию в цель.
У эскимосов были широко распространены комплексные соревнования, типа простейших многоборий.