Раздел i. общество и человек (16 ч)
Тема 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (40 Ч)
Тема 3. Духовная культура (8 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (15 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (13 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 Ч)
Тема 7. Право как особая система норм (10 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 Ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания для 10 класса
(68 часов).
Учебник:Л.Н.Боголюбов. Обществознание. Москва, «Просвещение». 2011 год.
Программа:Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. 2-е издание. Москва, «Просвещение». 2010 год.
Класс (68 часов).
№ п/п № по теме | Дата | Корректировка | Причина | Тема урока | Комментарии | Домашнее задание | ||||
план | факт | |||||||||
I триместр (20 часов) | ||||||||||
Общая тема «Общество и человек» (16 часов) | ||||||||||
Тема «Общество» (4 часа) | ||||||||||
Что такое общество | § 1. Работа с документом в конце §. | |||||||||
Общество и культура. Науки об обществе | § 1. Вопросы для самопроверки на стр 17 устно. Задания на стр 17 устно | |||||||||
Общество как сложная динамичная система | § 2. Вопросы после § устно. Размышления над афоризмом на стр 18 письменно. | |||||||||
Социальные институты | § 2. Работа с документом. Задания на с. 27 устно. | |||||||||
Тема «Человек» (12 часов) | ||||||||||
Природа человека | § 3. Доклады. Вопросы после § устно. | |||||||||
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке | § 3. Доклады. Работа с документом | |||||||||
Человек как духовное существо | § 4. Эссе на несколько тем по выбору «Я гражданин», «Я патриот», «Я личность». Вопросы после § устно. | |||||||||
Мировоззрение и его роль в жизни человека | § 4. Таблица. Классификация типов мировоззрения | |||||||||
Деятельность – способ существования людей | § 5. Письменное размышление над афоризмом на стр 55 | |||||||||
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность | § 5. Работа с документом. Вопросы после § устно. | |||||||||
Познание и знание. | § 6. размышление письменное над афоризмом на стр 67. Вопросы после § устно. | |||||||||
Истина и ее критерии | Работа с документом | |||||||||
Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. | § 6. Вопросы после § устно. Работа с документом. | |||||||||
Человек в системе социальных связей | § 7. Вопросы после § устно. | |||||||||
Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности | § 7. Работа с документом. Работа с таблицей на стр 77 | |||||||||
Тест § 8 | § 8. Читать. | |||||||||
Общая тема «Духовная культура» (8 часов) | ||||||||||
Культура и духовная жизнь общества | § 8. Вопросы после § устно. Письменные размышления над афоризмом на стр 90. | |||||||||
Разновидности культур. Диалог культур. Средства массовой информации | § 8. Работа с документом. | |||||||||
Наука. Образование | § 9. Размышления над афоризмом на стр. 100 | |||||||||
Непрерывное образование и самообразование | § 9. Работа с документом. Вопросы для самопроверки устно. | |||||||||
II триместр (21 час) | ||||||||||
Мораль. Религия | § 10. Вопросы после § устно. Работа с документом. | |||||||||
Религия | § 10 .Доклады «Мировые религии» | |||||||||
Искусство и духовная жизнь | § 11. Выписать термины в тетрадь и раскрыть смысл. Эссе на тему «В мире эстетики» | |||||||||
Тенденции духовной жизни современной России | § 11. Доклады. Работа с документом. Вопросы после § устно. | |||||||||
Тема «Экономика» (4 часа) | ||||||||||
Роль экономики в жизни общества | § 12. Вопросы после § устно. Размышления письменно над афоризмом на стр 137 | |||||||||
Экономика и социальная структура общества. Взаимовлияние экономики и политики | § 12. Работа с документом. Доклад | |||||||||
Экономическая культура | § 13. Вопросы после § устно. Работа с документом | |||||||||
Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления | § 13. Доклад. Культура производства и потребления на примере России | |||||||||
Тема «Социальная сфера» (14 часов) | ||||||||||
Социальная структура общества | § 14. Работа с документом | |||||||||
Социальная стратификация. Социальная мобильность | § 14. Вопросы после § устно. Размышления над афоризмом письменно. | |||||||||
Социальные интересы и их столкновения | § 14. Эссе. | |||||||||
Социальные взаимодействия | § 15. Работа с документом. Вопросы после § устно. | |||||||||
Социальные аспекты труда. Культура труда | § 15. Работа с дополнительной литературой. | |||||||||
Социальные нормы и отклоняющееся поведение | § 16. Вопросы после § устно. Письменные размышления над афоризмом | |||||||||
Нации и межнациональные отношения. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты | § 17. Работа с документами. Работа с газетными статьями. Доклады | |||||||||
Национальная политика | § 17. Работа с законодательными документами. Вопросы после § устно. | |||||||||
Культура межнациональных отношений | § 17. Работа с документами. Вопросы после § устно. | |||||||||
Семья и быт | § 18. Работа с афоризмом на стр 207 | |||||||||
Бытовые отношения. Культура топоса | § 18. Вопросы после § устно. | |||||||||
Социальное развитие и молодежь | § 19. Доклады. Работа со статьями в журналах и газетах | |||||||||
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура | § 19. Работа с таблицей на стр 216. Вопросы после § устно. | |||||||||
III триместр (27 часов) | ||||||||||
Повторение по теме: Социальная сфера | § 20. Читать | |||||||||
Политика и власть | § 20. Работа с документом. Вопросы после § устно. | |||||||||
Политические отношения. Политическая власть | § 20. Письменные размышления над афоризмом на стр 229. Задание 2 на стр 228-229 письменно | |||||||||
Политическая система | § 21. Работа с афоризмом на стр 241. Вопросы после § устно. | |||||||||
Политические режимы. Политическая жизнь современной России | § 21. Работа с документами. | |||||||||
Правовое государство | § 22. Вопросы после § устно. Работа с документами | |||||||||
Гражданское общество | § 22. Вопросы с. 250 | |||||||||
Демократические выборы и политические партии | § 23. Вопросы и задания с. 261-262 | |||||||||
Демократические выборы и политические партии | § 23. Работа с документом с. 260-261 | |||||||||
Участие граждан в политической жизни | § 24. Вопросы и задания с. 271-272 | |||||||||
Участие граждан в политической жизни | § 24. Вопросы и задания с. 271-272 | |||||||||
Повторение: Политическая сфера | § 25 | |||||||||
Право в системе социальных норм | § 25. Работа с документом с. 282 | |||||||||
Право в системе социальных норм | § 25. Вопросы и задания с. 283-284 | |||||||||
Источники права | § 26. Работа с документом с. 293-294 | |||||||||
Источники права | § 26. Вопросы и задания с. 294-295 | |||||||||
Повторение: Понятие право | § 27 | |||||||||
Правоотношения и правонарушения | § 27. Вопросы и задания с. 304-305 | |||||||||
Правоотношения и правонарушения | § 27. Работа с документом с. 304 | |||||||||
Современное российское законодательство | § 28. Вопросы и задания с. 317-318 | |||||||||
Современное российское законодательство | § 28. Вопросы и задания с. 317-318 | |||||||||
Современное российское законодательство | § 28. Работа с кодексами РФ: об административных правонарушениях, уголовным, гражданским, семейным. | |||||||||
Предпосылки правомерного поведения | § 29. Вопросы и задания с. 327-328 | |||||||||
Предпосылки правомерного поведения | § 29. Работа с документом с. 326 | |||||||||
Повторение: Право как особая система норм | § 30 | |||||||||
Общество в развитии | § 30. Работа с документом с. 340-341 | |||||||||
Общество в развитии | § 30. Вопросы и задания с. 341-342 | |||||||||
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы» (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации), - М.: Просвещение, 2010; 2-е издание.
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) – Единое окно доступа к образовательным ресурсам – http://window.edu.ru
3. Учебник «Обществознание» 10 класс. Базовый уровень/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2009;
4. Обществознание: 10 класс: Базовый уровень: Методические рекомендации/ Под ред. Л.Н.Боголюбова– М.: Просвещение, 2009;
5. Обществознание: 10 класс: Базовый уровень: Поурочные разработки/ Под ред. Л.Н.Боголюбова– М.: Просвещение, 2009;
6. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 классы/ Под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2007;
7. Задания и тесты по обществознанию: 10 кл./ Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая – М.: Просвещение, 2007.