Раздел 1. Литературный язык и языковая норма

Перечень самостоятельных работ.

1. Конспект «Невербальные средства общения»

2.Конспект« Плеоназм. Как распознать его в тексте?»

3. Тест по теме «Орфографические нормы»

4. Тест по теме «Пунктуационные нормы»

5. Конспект «Культура телефонного общения».

6. Конспект «Ударение в именах существительных».

7. Тест « Ударение в именах существительных».

8. Работа с фразеологическим словарем: определения 10 фразеологизмов, их происхождение.

9. Работа со словарем паронимов: выписать определения 6 пар слов.

10 . Сообщение по теме « Происхождение моего имени».

11. Тест по теме «Морфемика».

12. Работа со словообразовательным словарем: определить способ образования 15 слов по списку.

13. Конспект «Склонение существительных во множественном числе».

14. Конспект «Нормы употребления разных видов числительных».

15. Конспект «Ошибки в построении сложных предложений»

16. Синтаксический разбор предложен.

17. Создание текста по заданному началу.

18. Доклад «Условия логичности речи».

19. Создание текстов в жанрах научного и официально – делового стилей.

20. Анализ текстов разных стилей.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов

Введение.

1. Конспект «Невербальные средства общения»

Цель: Изучить невербальные средства общения и написать конспект по теме.

Инструкция: Изучите один, два из предложенных источников. Напишите конспект, в котором раскройте смысл термина «невербальные средства общения» и приведите примеры таких средств, дав их объяснение. Оформите работу в печатном виде или в тетради письменно и представьте в установленный срок. В конце работы укажите источник, по которому вы работали.

Литература:

1. Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. Ростов–на– Дону, «Феникс», 2014.

2. Русский язык и культура речи: Учебник.– 2– е изд., перераб. доп., под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М. : ИНФРА– М, 2014.

Критерии оценок:

«Отлично» – работа выполнена с учетом всех требований (термины раскрыты, примеры приведены, работа сдана в срок, источники указаны), как к ее содержанию, так и оформлению.

«Хорошо» – работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.

«Удовлетворительно»– к работе предъявлены 2 – 3 существенных замечания по содержанию и оформлению.

Раздел 1. Литературный язык и языковая норма.

2. Конспект на тему« Плеоназм. Как распознать его в тексте?»

Цель: Изучить материал по теме «Плеоназм», узнать, как распознать плеоназмы в тексте.

Инструкция: Изучите один, два из предложенных источников. Напишите конспект, в котором раскройте смысл термина « плеоназм», приведите примеры плеоназмов (не менее 5), объясните, как распознать плеоназмы в тексте. Оформите работу в печатном виде или в тетради письменно и представьте в установленный срок.В конце работы укажите источник, по которому вы работали.

Литература:

1. Введенская Л.А. Культура речи. Для студентов колледжей. Ростов–на– Дону, «Феникс», 2014.

2.Русский язык и культура речи: Учебник.– 2– е изд., перераб. доп., под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М. : ИНФРА– М, 2014

Критерии оценок:

«Отлично» – работа выполнена с учетом всех требований (термин раскрыт, примеры приведены, даны объяснения - как найти плеоназм в тексте, работа сдана в срок, источники указаны), как к ее содержанию, так и оформлению.

«Хорошо»– работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.

«Удовлетворительно»– в работе не полностью раскрыт материал по теме, нет примеров, допущены ошибки.

3. Тест по теме «Орфографические нормы».

Цель: Выполнить тест, проверить уровень овладения нормами орфографии.

Инструкция:Прочитайте записи в тетради по теме «Принципы русской орфографии», выполните тест в тетради.

1.Выпишите номера слово(а), в которых на месте пропуска пишется -а-.

А)пол___скать бельё Б)бр___ня себя за ошибку

В)золотое к___льцо Г)забросать тр___вой.

2. Выпишите номера слово(а), в которых на месте пропуска пишется -о-.

А) ум___лять о прощении Б)первая стр___ка письма

В)не знать др___бей Г) нок___утировать противника.

З. Выпишите номера слово (а), в которых на месте пропуска пишется -и-.

А) ч___стотный словарь Б)ч___рвоточина у яблока

В) ч___ртёжный инструмент Г)переписать в ч___стовик

4. Выпишите номера слов(а), в которых на месте пропуска пишется -а-.

А) не к___саясь проводов Б) прил___гать усилия

В) нежное прик___сновение Г) прил___жить усилия

5.Выпишите номера слово (а), в которых на месте пропуска пишется -е-.

А) подж___гать дома Б) выж___гать лес

В) зам___реть в позе лотоса Г) ст___реть линию

6.Отметьте строку, в которой приставки во всех словах пишутся с буквой -с-:

А) бе...полезный, ра...гадать, мирово...зрение, ни...вергнуть;

Б) ра...считать, бе...вкусный, во...глас, во...наградить;

В) ро...сказни, бе...крайний, ни...падать, во...клицание.

7.Выпишите номера слов(а), в которых на месте пропуска пишется -и-.

А) пр…умножить достижения (в значении «еще добавить, увеличить»),

Б)пр…бывать (в значении «приезжать»),

В)пр…красный поэт,

Г) знаки пр…пинания.

8. Выпишите номера слов(а), в которых на месте пропуска пишется -ы-.

А) без..дейный Б) меж…нститутский

В) раз…граться Г) сверх…нтелектуальный

9. Отметьте строку, в которой все слова пишутся с НЕ раздельно:

А) рожь еще (не) скошена, (не) спеша, далеко ( не) радостная встреча,

Б) (не)кого спросить, (не) интересная книга, ( не) торопясь,

В) (не) выучив уроки, (не) подготовленный доклад, ( не) сколько книг.

10. Отметьте строку, в которой во всех словах есть двойные согласные.

А) а…ревиатура, а…ордеон, а…аше

Б) ка…играфия, дра…а, А…а,

В) криста…, ка…а, гра…запись.

Критерии оценок:

«Отлично» –90–100 % правильных ответов.

«Хорошо» – 80– 89 % правильных ответов.

«Удовлетворительно»– 70– 79 % правильных ответов.

4. Тест по теме «Пунктуационные нормы»

Цель: Выполнить тест, проверить уровень овладения пунктуационными нормами.

Инструкция:Прочитайте записи в тетради по теме «Принципы русской пунктуации», выполните тест в тетради.

1. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Большие глазастые ромашки хороши.

Б) Воздух чист.

В) Март первый месяц весны.

Г) Ярко на небе сверкали звезды.

2. Укажите,в каких предложениях есть однородные члены.

А) В весеннем лесу появились первые цветы.

Б) Зима еще хлопочет и на весну ворчит.

В) Весна спешит, а зима не отступает.

Г) Я помню лес, палатку, песни у костра.

3. В каких предложениях неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А) Три вещи славят солдата, смелость, победа, награда.

Б) Мы изучаем историю, и литературу.

В) Мы собирали грибы и ягоды, цветы и веточки.

Г) Мы любим стихи и Пушкина, и Лермонтова, и Некрасова.

4. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

А) Сердечный друг ты не здорова

Б) Куда ты бежишь так без оглядки

В) Благослови нас на подвиг родная земля

Г) Принеси мне книгу о животных

5 .Укажите предложения, в которых есть прямая речь (знаки препинания не расставлены).

А) Нам закричали что приближается поезд

Б) Он ответил друзьям я не брошу вас в беде

В) Друзья давайте жить честно

Г) Он спросил я буду делать это первым.

6. Укажите предложения, в которых есть пунктуационные ошибки.

А) Мы поплыли дальше и увидели маленькую лодку.

Б) Когда мы поднялись на гору я увидел большое село.

В) Я разбудил отцаи мы пошли на рыбалку.

Г) Мы быстро пошли туда, где виднелись постройки.

7.Укажите сложносочиненные предложения.

А) Уже было поздно и темно и в окно сердито бился дождь.

Б) Он смотрел на ее молодое улыбающееся лицо и невольно вспоминал свою юность.

В) Прошло еще несколько дней и каждая встреча вносила все большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения.

Г) Неприятное облачко набежало на его душу, потому что Лена сделала ему замечание.
8. Укажите сложноподчиненные предложения.

1. Всюду куда ни взглянешь тянулась без конца бурая невеселая равнина.

2. На обочине куда падали лучи солнца снег переливался искрился.

3. Гора была такая что с нее спускались весь день.

4. Лето закончилось и наступила осень.
9. Установите соответствие между названием принципов пунктуации и их трактовкой.

А) Смысловой 2. выделение отдельных предложений и его частей.

Б) Структурный3. интонационное оформление высказывания.

В) Интонационный1. членение речи на части.

10. Укажите предложения с вводными словами.

А) К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину.

Б) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно.

В) Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Г) Он правда не очень аккуратен, но доверить ему это дело вполне возможно.

Критерии оценок:

«Отлично» –90–100 % правильных ответов.

«Хорошо» – 80– 89 % правильных ответов.

«Удовлетворительно»– 70– 79 % правильных ответов.

5. Конспект «Культура телефонного общения».

Цель: Изучить материал по теме «Культура телефонного общения» и написать конспект по данной теме.

Инструкция: Изучите предложенный материал. Напишите конспект по теме. Оформите работу в тетради и представьте в установленный срок.

Культура телефонного общения

Телефон является удобным и оперативным средством связи, без которого невозможно представить современную жизнь. По телефону обмениваются личной и служебной информацией, договариваются о встречах, устанавливают и развивают деловые контакты. Человечество пользуется телефоном уже более века: в 1876 году был создан, еще не совершенный, но уже получивший признание телефонный аппарат.

Телефонный разговор обеспечивает двусторонний обмен информацией независимо от расстояния. В короткий срок телефон соединит вас с коллегой из соседнего отдела, с абонентом по ту сторону океана. Но, как показывает практика, к разговору по телефону, особенно деловому, надо готовиться. Государственному служащему, деловому человеку необходимо научиться дорожить своим временем( и временем собеседника). Плохая подготовка, неумение лаконично и грамотно излагать свои мысли отнимают от 20 до 30 % рабочего времени современного государственного служащего. Телефонное общение – это средство формирования у партнеров вашего имиджа и имиджа учреждения, в котором вы служите.

Рассмотрим некоторые рекомендации, разработанные специалистами

1.Рядом с телефоном полезно держать ручку, блокнот, календарь.

2.После звонка быстро снимите трубку. Не «срывайте» трубку во время звонка: в электроцепях резко возрастает сила тока, что может привести к повреждению. Этикетом предусмотрено снятие трубки до четвертого звонка телефона, так как воздействие телефонных звонков отрицательно сказывается на нервной системе. Не следует снимать телефонную трубку «не глядя», не отрываясь от дел, так как она может коснуться рычага и соединение будет прервано

3.Трубка снята. Возникает вопрос: какое первое слово произнести, чтобы контакт был установлен? Жестких рамок здесь нет. Как правило, человек отвечает: «Алло», « Слушаю», « Да». Считается, что первые два варианта предпочтительнее, так как «Да» звучит сухо и нелогично, что может затруднить налаживание психологического контакта. Нередко встречаются ответы « Я Вас слушаю», звучащие несколько манерно, и архаичный вариант «На проводе» или «У телефона». Все перечисленные ответы уместны в домашней обстановке. В деловом общении предпочтительно использовать информативные ответы( кто снял трубку и в каком учреждении), при этом не следует называть себя и предприятие скороговоркой.

4. Что делать, если во время вашей беседы с другим человеком раздался телефонный звонок? Правила телефонного этикета и вежливости предписывают поступать следующим образом: извинитесь перед собеседником, снимите телефонную трубку и, сославшись на занятость, попросите перезвонить. Или запишите номер телефона звонившего и перезвоните ему, как только будете свободны.

5. Как пригласить к телефону другого человека? «Одну минуточку …Иван Иванович – вас!» После этого трубка передается или аккуратно, без стука кладется на стол.

6. Деловой разговор должен быть кратким.

Заканчивает разговор тот, кто позвонил, поэтому не рекомендуется принявшему звонок проявлять нетерпение и стремиться к «свертыванию» разговора.

7.Телефон усугубляет недостатки речи, поэтому рекомендуется следить за произношением чисел, имен собственных и фамилий.

8. Поскольку телефонные собеседники не видят друг друга, то они должны подтверждать свое внимание (в случае длительного разговора одного из собеседников) репликами: « Да, да», «Понимаю»…

Что делать в первую очередь , с чего начать и как себя вести, если звонить придется вам?

1.Определите цель телефонного разговора. Составьте план беседы, набросайте перечень вопросов, которые хотели бы решить, так как это позволит не упустить из виду главное и сделает разговор логичным и лаконичным.

2.Номер набран. Первой фразой старайтесь заинтересовать собеседника. Вначале желательно назвать себя и поздороваться. Если на ваш звонок абонент не отвечает, помните, что на пятый сигнал вешают трубку и вызов повторяют позже.

3.Звонки на квартиру после 22 часов и до 8 часов (в выходные дни до 10 часов) считаются нарушением правил этикета.

4.Нарушением этикет считается невыполнение обещания перезвонить.

Критерии оценок:

«Отлично»–работа выполнена с учетом всех требований( конспект написан без ошибок, разборчиво, сдан в срок), как к ее содержанию, так и оформлению.

«Хорошо»–работа выполнена и оформлена грамотно и правильно, но в ней встречаются некоторые неточности.

«Удовлетворительно»–в работе не полностью раскрыт материал по теме, нет примеров, допущены ошибки.

Наши рекомендации