Анализ и оценка организационной культуры танцевальной студии «Элегия»
Прежде чем приступить к анализу организационной культуры автономной некоммерческой организации танцевальной студии «Элегия», необходимо дать краткую характеристику деятельности этой организации.
Коллектив современного танца «Элегия» был создан в 1999 году на базе Центра детского творчества города Брянска. В 2005 году ансамблю было присвоено звание образцового коллектива. Руководит коллективом педагог высшей категории, региональный представитель Общероссийской танцевальной организации в Брянске, президент Федерации современного танца Брянской области, судья первой категории по хип-хопу, диско и танцевальному шоу, учредитель и организатор открытого фестиваля-конкурса «Танцевальный марафон» Наталья Куликова.
Коллектив прошел несколько этапов развития. На начальном этапе занимались эстрадными танцами. Со вступлением коллектива в Общероссийскую танцевальную организацию начался новый период: начали развивать такие стили танца, как хип-хоп и диско. Кроме того, это стало началом становления «Элегии» как самостоятельного коллектива. 2004 год можно назвать началом расцвета. Коллектив получил звание «образцового» и был оформлен как автономная некоммерческая организация «Танцевальная студия «Элегия».
Сейчас в коллективе преподают несколько профессиональных тренеров, воспитанники которых активно развиваются, улучшая свои навыки, показывая хорошие результаты на Брянских конкурсах и конкурсах, проходящим за пределами Брянска и России. Коллектив "Элегия" хорошо известен в Общероссийской Танцевальной Организации, танцоры активно набирают рейтинг, поднимаясь вверх по лигам.
Персонал данной организации составляет 20 человек, которые находятся в непосредственном подчинении управляющего танцевальной студией. Организационная структура данной организации относится к линейному типу.
Приступая к анализу организационной культуры можно выделить те ее составляющие, которые присутствуют в танцевальной студии.
Базовыми элементами организационной культуры, как отмечалось выше, являются нормы и ценности.
Поведенческие нормы в танцевальной студии «Элегия» – это требования к поведению работников, воспринимаемые работниками студии как некий свод правил, определяющих, каким должно быть поведение членов организации в тех или иных ситуациях. Эти нормы носят как формальный (зафиксированы в документах), так и неформальный характер (негласные нормы).
Примером установленных формальных правил являются правила внутреннего трудового распорядка танцевальной студии и стандарты обучения детей разных возрастов коллектива «Элегия».
Неформальные правила поведения касаются сферы общения с коллегами, одежды, профессионального жаргона, отношений между руководителем и подчиненным.
Оценивая отношения между работниками, можно отметить, что в целом, в коллективе достаточно дружелюбная атмосфера. Крупных конфликтов в организации не возникает, но иногда случаются споры, разногласия и пререкания. Отношения сотрудников между собой складываются на основе таких качеств, как уважение, терпимость и тактичность (при возникновении разногласий не переходят на оскорбления, не указывают друг другу на социальные различия).
Стержнем любой организационной культуры являются ценности. К основным ценностям, закладываемым в работу танцевальной студии можно отнести:
- создание дружественной атмосферы внутри каждой группы коллектива;
- эффективность: делать всё возможное, чтобы добиться максимального результата, всегда стремиться к большему и не останавливаться на достигнутом.
- создавать семейную обстановку в каждой группе и позитивный командный дух.
Культура общения с обучающимися в танцевальной студии реализуется за счет выполнения таких принципов, как:
• каждый обучающийся должен почувствовать, что ему искренне рады: это достигается за счет приветливого взгляда, доброжелательной улыбки, персонального внимания;
• обучающегося нужно принимать таким, каков он есть: это достигается за счет тактичности, вежливости в общении с людьми различного возраста, характера и темперамента;
• в общении обязательным условием является умение владеть собой, проявлять терпение, отвечать на грубость выдержкой и вежливостью;
• не оставлять без внимания претензии и возражения обучающихся.
Нормы и ценности, принятые в танцевальной студии передаются и закрепляются через определенные церемонии и ритуалы, которые также были выделены в числе элементов организационной культуры.
Также одной из составляющих организационной культуры является наличие миссии организации. Миссия танцевальной студии «Элегия»: быть лидером среди других танцевальных коллективов. К одной из стратегических целей танцевальной студии можно отнести непрерывное стремление к улучшению качества услуг и обеспечение всех необходимых условий для комфортного обучения.
Одним из элементов организационной культуры в танцевальной студии «Элегия» также является стиль управления и характер принятия решений.
Стиль управления - это совокупность приемов, используемых руководителем по отношению к своим подчиненным.
В танцевальной студии присутствует демократический стиль руководства. Демократия характеризуется полным доверием, распределением полномочий, инициативы и ответственности между подчиненными. Руководитель регулярно и своевременно проводит информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо.
В танцевальной студии преобладают коллегиальные формы принятия решений. Это означает, что руководство и персонал студии совместно выявляют проблему, определяют ее причины, разрабатывают, оценивают альтернативы и руководитель принимает окончательное решение. После принятия решения доводит принятое решение до персонала, который должен его исполнить. Как правило, это касается масштабных проблем. Коллегиальная форма принятия решений, как правило, снижает оперативность управления и "размывает" ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора. Что касается ежедневных ситуаций, персонал старается принимать решения самостоятельно. Однако если сотрудник по каким-либо причинам не может реализовать принятое самостоятельно решение, то ему приходится обращаться к руководству.
Анализ состояния организационной культуры автономной некоммерческой организации танцевальной студии «Элегия» позволил сделать вывод о том, что присутствует ряд ключевых элементов организационной культуры. В тоже время проведенный анализ позволил выявить ряд проблем методом наблюдения, а именно:
1) В процессе наблюдения за поведением персонала было замечено, что в танцевальной студии преобладает равнодушие сотрудников по отношению к организации, в которой они работают. Об этом свидетельствует негативные высказывания об условиях работы и оплате; некоторые сотрудники ограничиваются только своими обязанностями и работу сводят к выполнению рутинных действий.
2) Необходимым, на наш взгляд, элементом организационной культуры является наличие Internet сайта, который отсутствует. Он включал бы общую информацию о танцевальной студии «Элегия». Также на сайте содержались бы отзывы обучающихся в коллективе.
3) У сотрудников отсутствуют ясные убеждения по поводу того, как можно достичь успеха в своей деятельности. Такие работники не видят своего продвижения по службе в этой организации, они ставят перед собой краткосрочные цели, ограничиваясь выполнением своих обязанностей, не проявляя творчества. Следствием этого является то, что сотрудники не ощущают себя частью организации, не чувствуют своей преданности к коллективу и не испытывают чувство гордости за предприятие, на котором они работают.
4) В организационной культуре танцевальной студии отсутствуют ритуалы, обычаи и традиции.
Все вышеперечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости совершенствования организационной культуры танцевальной студии «Элегия». Рекомендации по совершенствованию организационной культуры будут представлены в следующем параграфе.
Также для анализа организационной культуры танцевальной студии нами была применена методика, по которой мы определили:
· Тип организационной культуры танцевальной студии каждой из групп;
· Тип организационной культуры всей танцевальной студии;
· Тип культуры танцевальной студии по каждому из критериев анкеты в отдельности («стиль лидерства и руководства», «важные характеристики», «управление наемными работниками», «связующая сущность организации», «стратегические цели», «критерии успеха»).
При проведении анализа организационной культуры танцевальной студии по данной методике, нами было опрошено 30 респондентов (Приложение 1).
В ходе анализа выявленных типов организационных культур в отдельных группах танцевальной студии было выявлено наличие определенной сбалансированности. Среди всех признаков разных культур преимущество у клановой культуры.
Существующий тип организационной культуры всей танцевальной студии практически полностью совпадает с предпочтительным вариантом организационной культуры танцевальной студии (Рисунок 3. Приложения 2).
Рисунок 3 Тип организационной культуры всей танцевальной студии
Анализ оценок всей танцевальной студии по каждому из блоков анкеты в отдельности («стиль лидерства и руководства», «важные характеристики», «управление наемными работниками», «связующая сущность организации», «стратегические цели», «критерии успеха») позволяет увидеть различия в культурной ориентации и предпочтениях в разных видах деятельности танцевальной студии.
Таблица 1
Результаты диагностики типа организационной культуры всей
танцевальной студии по критерию «стиль лидерства и руководства»
Тип организационной культуры | Текущее состояние, % | Желаемое состояние, % |
Клановая | 38,1 | 37,8 |
Адхократическая | 24,0 | 26,2 |
Рыночная | 19,5 | 26,6 |
Иерархическая | 18,4 | 15,4 |
Наиболее важными атрибутами критерия «стиль лидерства и руководства» респонденты сочли заботливость руководителя о подчинённых (клановая культура) и поощрение индивидуального риска, новаторства и свободы (адхократической культуры) (Таблица 1).
Несущественными критериями «стиля лидерства и руководства» сотрудники танцевальной студии считают высокую требовательность к работе, конкурентоспособность и поощрение достижений (атрибуты рыночной культуры), требование полного подчинения (иерархическая культура).
Согласно результатам опроса мы установили, что сотрудникам студии хотелось бы в желаемом состоянии повысить эффективность работы, нацеленность на результат (атрибуты рыночной культуры).
Таблица 2
Результаты диагностики типа организационной культуры танцевальной студии по критерию «важнейшие характеристики»
Тип организационной культуры | Текущее состояние, % | Желаемое состояние, % |
Клановая | 36,6 | 47,3 |
Адхократическая | 19,8 | 21,6 |
Рыночная | 24,4 | 21,7 |
Иерархическая | 19,2 | 15,4 |
По результатам анкетирования сложившейся организационной культуры танцевальной студии по критерию «важнейшие характеристики» самыми значимыми признаками, по мнению сотрудников, оказались схожесть организации с большой семьей, ее уникальность (атрибуты клановой культуры), ориентированность на результат (атрибуты рыночной культуры) (Таблица 2).
Менее важными по результатам опроса являются динамичность и новаторство (атрибуты адхократической культуры), структурированность и контроль (атрибуты иерархической культуры).
В желаемом состоянии значительное предпочтение отдается клановому типу организационной культуры.
Таблица 3
Результаты диагностики типа организационной культуры танцевальной студии по критерию «управление наемными работниками»
Тип организационной культуры | Текущее состояние, % | Желаемое состояние, % |
Клановая | 35,4 | 41,6 |
Адхократическая | 18,9 | 17,8 |
Рыночная | 25,8 | 23,6 |
Иерархическая | 19,9 | 17,9 |
Анализируя анкеты танцевальной студии по критерию «управление наемными работниками» (Таблица 3) мы установили что, сотрудникам важна дружеская атмосфера внутри коллектива (атрибуты клановой культуры), в сочетании с лидерством и соперничеством (атрибуты рыночной культуры).
Большая часть респондентов в желательном состоянии определяют организационную культуру как «клановую».
Таблица 4
Результаты диагностики типа организационной культуры танцевальной студии по критерию «связующая сущность организации»
Тип организационной культуры | Текущее состояние, % | Желаемое состояние, % |
Клановая | 46,1 | 38,5 |
Адхократическая | 20,7 | 17,4 |
Рыночная | 21,8 | 18,7 |
Иерархическая | 19,4 | 25,4 |
Согласно полученным данным текущего состояния организационной культуры важнейшими атрибутами критерия «связующая сущность организации» являются гуманное развитие, настойчивое поддержание высокого доверия, открытость и соучастие. Доминирующий тип организационной культуры «клановый» (Таблица 4).
Таблица 5
Результаты диагностики типа организационной культуры танцевальной студии по критерию «стратегические цели»
Тип организационной культуры | Текущее состояние, % | Желаемое состояние, % |
Клановая | 31,6 | 32,2 |
Адхократическая | 27,8 | 26,5 |
Рыночная | 14,6 | 19,6 |
Иерархическая | 16,5 | 12,5 |
Данные по текущему состоянию организационной культуры танцевальной студии по критерию «стратегические цели» показывают, что для сотрудников студии одинаково важно как обретение новых ресурсов и решение новых проблем (атрибуты адхократической культуры), так и неизменность, стабильность в работе (атрибуты клановой культуры) (Таблица 5).
Меньшее внимание респондентов акцентировано на конкурентных действиях, рентабельности, контроле и плавности всех операций и в стремлении к победе на рынке (атрибуты рыночной культуры).
В желаемом состоянии тип организационной культуры танцевальной студии – «клановый».
Таблица 6
Результаты диагностики типа организационной культуры танцевальной студии по критерию «критерии успеха»
Тип организационной культуры | Текущее состояние, % | Желаемое состояние, % |
Клановая | 25,3 | 29,8 |
Адхократическая | 25,1 | 22,1 |
Рыночная | 23,3 | 24,6 |
Иерархическая | 26,3 | 17,5 |
Данные по типам организационной культуры танцевальной студии по «критериям успеха» в текущем состоянии распределены практически равномерно по всем типам организационной культуры.
В желаемом состоянии критерии успеха танцевальной студии определяются на базе развития человеческих ресурсов, командной работы, увлеченности сотрудников делом и заботой о людях, смещены в сторону «клановой культуры» (Таблица 6).
Проведенный анализ организационной культуры позволил сделать вывод о том, что доминирующим типом культуры в танцевальной студии является «клановый». Такой тип культуры характеризует организацию семейного типа, которой свойственна высокая сплоченность, приверженность сотрудников единым ценностям, забота о работниках и внимание к индивидуальности. Данный тип культуры отмечают 70% опрошенных, также помимо кланового типа культуры в организации 30% опрошенных отмечают присутствие рыночного типа культуры, это говорит о том, что организация ориентирована на результат, люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели.