Вчера здесь еще было около четыреста журналов. Это самый красивейший парк в городе. Текст стал более лучший. Мое день рождение. Мое кофе остыло

2. Как нужно произносить звук ,обозначаемый буквой Е после согласных в следующих словах?

Агрессия, ателье, бассейн, бижутерия, бутерброд, ватерлиния, деградация, декан, депо, детектив, диета, идентичный, интервью, компьютер, крем, критерий, музей, принтер, реле, тезис, тембр, темп, тенденция, тире, фарватер, шинель, экспресс.

3. Какие нарушения правильности вы заметили в синтаксической структуре следующих предложений? Исправьте их и запишите правильный вариант.

· Начитавшись много умных людей, я поняла многое.

· Вас приятно удивят необычайно низкие цены и качество.

· В машине ехала девушка, которая выглядела так, будто на ней несколько раз попадали в аварию.

· Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала.

· Я поняла, что он закрыт, подходя к магазину.

· Смотря на дом, было понятно, что его создал бездарный архитектор.

· Войдя в гостиную, ему предложили сесть.

4. Проанализируйте причины речевых ошибок спортивных комментаторов в устных репортажах. Исправьте их и запишите правильный вариант.

· Мяч проходит в близости от гола.

· Вратарь выпустил мяч из рук, и его пришлось добить.

· Минутой молчания почтили память выдающегося тренера Валерия Лобановского участники футбольной «Лиги чемпионов». Это был приятный сюрприз.

· Я помню этот тяжелый матч в Киеве – футболисты мочились на каждом шагу.

· Мяч находится в углу центрального круга.

· На повторе хорошо видно, что Лужный ударил по рукам соперника без нарушения правил.

· Я тут сбился с мысли, вы, надеюсь, все поняли.

· Первый тайм прошел в равной борьбе с явным преимуществом иранской сборной.

· Вратарь был одет в синий свитер, черные шорты и забинтованную ногу.

· И пока мяч висит в воздухе, коротко о составе команд.

5. Прочитайте фрагменты из милицейских протоколов. Какие отступления от речевых норм в них проявились?

· Ограбление произошло в полном соответствии с указанной статьей Уголовного кодекса.

· Он завел большую собаку, которая бегает по двору, на замечания жильцов отвечает нецензурной бранью.

· После попойки произошла драка между стеной и забором.

· С протоколом обвиняемый ознакомился, в чем глубоко раскаялся.

· Заявителю разъяснено, что, выводя собаку, нужно быть в наморднике.

· Лишен водительского удостоверения на право вождения автомобилем в состоянии опьянения.

· У гр. Петрова изъята собака, которая беспризорно бегала согласно постановлению Моссовета по борьбе с бешенством.

· Представленная на экспертизу бутылка изготовлена из стекла зеленого цвета, имеет этикетку «Кагор» и три граненых стакана.

· 1 июля гр. Равченко обратился в поликлинику, где у него в глазу обнаружили иностранное тело и выдали больничный.

Кузнецов нанес Колыванову два удара ребром по шее

Семинар № 6

Язык художественной литературы

1. Особенности языка художественной литературы.

2. Средства выразительности в языке художественной литературы (с примерами из литературных источников)

· Употребление синонимов

· Метафоры

· Эпитеты

· Сравнение

· Средства поэтического синтаксиса (инверсия, повторы и др.)

3. Стихотворная речь и ее особенности. Понятие ритма и способы его создания.

4. Силлабо-тоническая система стихосложения. Стихотворный размер и его виды. Подобрать примеры из поэтических сборников.

5. Рифма и ее виды. Подобрать примеры разных типов рифм.

Литература.

Алешин А. Русское стихосложение. М., 2005.

Холшевников Н. Введение в теорию стиха. М.,2000. Можно воспользоваться и иной литературой.

Практикум (письменно в тетради)

Задание 1

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное — невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Задание 2.

С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

1. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются?

2. В каких случаях следует употребить слово есть,а в каких— кушать?Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?

3. Как правильно; Мой отец - по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец — по профессии врач, а по специальности терапевт?

4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не с могу к тебе прийти?

5. Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти?

6. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?

7. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом обязательно пойдем в кино?

8. Можно ли так сказать: В нескольких городских школах педагоги иностранных языковорганизовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог,учитель и преподаватель?

9. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинники новорожденный?Кто такой юбиляр?

Задание 3.

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

1. Информационное сообщение, вечерняя серенада, травматическое повреждение,
хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия,
прейскурант цен, для проформы.

2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по
профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий
лейтмотив, демобилизация из армии.

3. Необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина,
ответная контратака, прогрессировать вперед, мемориал памяти, странный парадокс,
временной цейтнот.

Задание 4.

Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.

1. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, кампания, контекст, кворум, меморандум,
регресс, стереотип.

2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный,
тривиальный, утилитарный, фатальный.

3. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, манкировать, приоритет,
тарифицировать, филигранный, формальный, эксцентричный

Задание 5.

Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой. 1. Домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью). 2. (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. 3. Ударили по (рельс, рельса), подвешенн... к дереву. 4. Мы вошли в светл... болын... (зал, зала). 5. Ветром был... разбросан... (скирд, скирда).

Задание 6

Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный со­трудник, педагог, слесарь.

Задание 7.

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, ты, я). К (он, она, они, мы).

Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).

Задание 8.

Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов

объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.

Наши рекомендации