И приведите по 5 примеров на каждое определение
Тема 3. Нормы русского литературного языка
Обязательная литература:
- Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 7-13.
- Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 8.
- Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Методические рекомендации для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012. – с. 25-31.
- Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (Раздел «Нормы русского литературного языка»): Учебно-методическое пособие для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.
- Нормы русского литературного языка: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. Т.Ф. Цыганова. – Балашов : Николаев, 2008.
ЧАСТЬ I
Задание: сформулируйте основные понятия
Языковые нормы -
_______
Грамматические нормы –
___
Лексические нормы –
________
Орфоэпические нормы –
______
Коммуникативные нормы –
________
Этические нормы –
________
Функции норм:
- ___________________________
- _____________________________
- _____________________________
Коммуникативный аспект изучения культуры речи –
________
Правильность речи –
_____
Точность речи –
______
Ясность речи –
______
Логичность речи –
______
Выразительность речи –
______
Чистота речи –
____
Уместность речи –
______
Богатство речи –
_______
2 основных типа словарей:
- ___________________
- ___________________
Лингвистические словари описывают ________________________
Энциклопедические словари описывают ______________________
Ортологические словари являются
___________________________
4 типа ортологических словарей:
_____________________________
_________________________
Кол-во верных ответов ______
Кол-во неверных ответов_____
Оценка преподавателя_________
ЧАСТЬ II
Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения
ü Внимательно изучите контент сайта «Русский язык» по теме: «Звуки и фонема», перейдя по ссылке:
Http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page.html
ü Дополните фразы:
ü Слог членится на………………………………………………………………………………………………………………………..
ü Консанантизм –это,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………………………………………………………………………………………..
ü Вокализм………………………………………………………………………………………………………………………………….
ü Три аспекта……………………………………………………………………………………………………………………………….
ü Интонация…………………………………………………………………………………………………………………………………
ü Основные нормы произношения……………………………………………………………………………………………………….
ü Интонация выполняет функции…………………………………………………………………………………………………………
ü Элементы интонациии,…………………………………………………………………………………………………………………..
ü Интонация выполняет и еще одну важную функцию — с ее помощью…………………………………………………………
ü ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ü В чем заключается разнообразие звуков и их отличие…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
ü Продолжая изучать контент сайта «Русский язык» http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page.html
ü Рассмотрите внимательно таблицу основных фонетических процессов русского языка
И приведите по 10 примеров на каждый процесс из таблицы:
Редукция | |
Оглушение | |
Озвончение | |
Смягчение | |
уподобление | |
Упрощение |
Дайте определение что такое:
«ассимиляция»______________________ «диссимиляция» ______________________ _____________
И приведите по 5 примеров на каждое определение
«ассимиляция»______________________ «диссимиляция» ____________________----________
ü Соотнесите информацию, полученную в результате изучения контента сайта с информацией, предоставленной в таблицах рабочей тетради и сделайте вывод, составив сводную общую фонетическую таблицу русской транскрипции, учитывающую все стороны фонетического процесса русского языка:
1. Таблица основных правил русской транскрипции:
2. таблицы русской фонетической транскрипции:
3. Таблица редукции гласных:
4.Таблица гласных звуков по слоговому распеределению:
ü Сделайте вывод,самостоятельно составив сводную( общую) фонетическую таблицу русской транскрипции, учитывающую все стороны фонетического процесса русского языка:
· (Колонки и ячейки сетки таблицы можете при необходимости добавить или убавить)
ЧАСТЬ III
На основании изученного материала, используя полученные навыки (включая применение таблиц), выполните следующие задания:
Задание 1. Исправьте ошибки в звуковом составе слов и сделайте их орфографическую запись.
Ночь [ ноч,], пища [пышja],комар [комар], свитер [свытэр], мюзикл [mjyzjykl,], хороши [khoroshi], залежи [salezshgy]
Задание 2. Запишите слова с помощью фонетической транскрипции.
1. Вез-везший-извозчик; явление-явится-явь, везение-везший-извозчик, тапер-музыкант-мызкантишко-музыкальный-мюзикл
2. Ночь была звездная и безветренная.
3. Было уже холодно: изморозь высыпала на полегшую сразу же траву и все озарилось ярким лунным свечением
Задание 3. Распределите слова на 2 группы в соответствии и произнесением согласных перед Э, например, бассейн [с/э], Дели [дэ].
Музей, академия, свитер, партер, антенна, дефект, декан, детектив, купе, цитадель.
Задание 4. Распределите слова по 4 группам в соответствии с тем, как произносится ЧН, ЧТ, например, молочный [чн], скворечник [шн], мечта [чт], чтобы [шт].
Закусочная, яичница, скучно, почта, нечто, ничто, подсвечник, сливочный, игрушечный, нарочно, конечно, горчичник, Ильинична, Никитична, прачечная, горчичница, двоечник, порядочный, ни за что.
Задание 5. Расставьте ударения в приведенных словах, выписав отдельно те, которые имеют различную семантику в зависимости от постановки ударения. Подтвердите разницу значения с помощью предложений.
Атлас, документ, алфавит, договор, квартал, лавровый, маркировать, дозировать, начать, трусить.
Задание 6. Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить на соответствующие им глухие и наоборот: обрызгать, круп, толк? Приведите два-три подобных примера.
Задание 7. Составьте слова из следующих звуков, сделайте их орфографическую запись.
Задание 8. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.
Инженер, бухгалтер, кондитер, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор.
Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Иногда на ш…(с,сс)е у пирами…ки щебня над которым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный столб облупивш…йся сизыми струпь…ми он ост…навл…вался и оп…раясь на велос…пед гл…дел через поля на одну их тех лесных опуш…к что бывает только в России д…лекую ч…рную. На ней золотой запад был пересеч…н одним только л…ловатым обл…ком из(под) которого ве…ром расходились лучи.
(По В. Набокову)
Выпишите все случаи:
- на произношение звонких согласных как глухих;
- на непроизносимую согласную в корне;
- на чередование гласных в корне.
Задание 10. Разделите слова на 3 группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге, с ударением на третьем слоге.
Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, карлица, кислица, перекупщик, страховщик, танцовщица, роженица, ядрица, часовщик, баловница.
Задание 11. Распределите приведенные примеры по двум группам в соответствии с приемами звуковой организации речи (ассонанс – повторение гласных, аллитерация – повторение согласных).
- У Ч…рного моря ч…нара стоит молодая…
- Быстро л…чу я по рельсам чугу (нн)ым
Думаю думу свою…
- Вечер. Взморье. Вздохи ветра
Вел…чавый возглас волн.
- Задр…мали звезда з…л…тые
Задр…жало зерк…ло затона…
- М…розом вып…тые лужи
Хрустят и хрупки как хрусталь.
Задание 12.Затранскрибируйте текст: 9транскрипцию располагайте, продолжая строку текста (см. 1 строфу)
Ребята, надо верить в чудеса! [ ….]
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном...
____________
Не три глаза, ведь это же не сон
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль, в той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея
____________
С друзьями легче море переплыть,
И есть морскую соль,
Что нам досталась,
А без друзей на свете было б очень трудно жить,
И серым станет даже алый парус!
____________
Узнаешь зло.. Без этого нельзя,
Ведь люди не всегда бывают правы...
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус...
____________
Когда-то, где-то счастье ты найдешь..
Узнаешь Грея. И Ассолью станешь,
В свою мечту ты веришь, и ее ты не предашь...
Гори, гори под солнцем АЛЫЙ ПАРУС!
____________
Кол-во верных ответов ______
Кол-во неверных ответов_____
Оценка преподавателя_________
Часть IV