И приведите по 5 примеров на каждое определение

Тема 3. Нормы русского литературного языка

Обязательная литература:

  1. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 7-13.
  2. Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 8.
  3. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Методические рекомендации для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012. – с. 25-31.
  4. Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (Раздел «Нормы русского литературного языка»): Учебно-методическое пособие для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.
  5. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. Т.Ф. Цыганова. – Балашов : Николаев, 2008.

ЧАСТЬ I

Задание: сформулируйте основные понятия

Языковые нормы -

_______

Грамматические нормы –

___

Лексические нормы –

________

Орфоэпические нормы –

______

Коммуникативные нормы –

________

Этические нормы –

________

Функции норм:

  1. ___________________________
  2. _____________________________
  3. _____________________________

Коммуникативный аспект изучения культуры речи –

________

Правильность речи –

_____

Точность речи –

______

Ясность речи –

______

Логичность речи –

______

Выразительность речи –

______

Чистота речи –

____

Уместность речи –

______

Богатство речи –

_______

2 основных типа словарей:

  1. ___________________
  2. ___________________

Лингвистические словари описывают ________________________

Энциклопедические словари описывают ______________________

Ортологические словари являются

___________________________

4 типа ортологических словарей:

_____________________________

_________________________

Кол-во верных ответов ______

Кол-во неверных ответов_____

Оценка преподавателя_________

ЧАСТЬ II

Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения

ü Внимательно изучите контент сайта «Русский язык» по теме: «Звуки и фонема», перейдя по ссылке:

Http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page.html

И приведите по 5 примеров на каждое определение - student2.ru

ü Дополните фразы:

ü Слог членится на………………………………………………………………………………………………………………………..

ü Консанантизм –это,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………………………………………………………………………………………..

ü Вокализм………………………………………………………………………………………………………………………………….

ü Три аспекта……………………………………………………………………………………………………………………………….

ü Интонация…………………………………………………………………………………………………………………………………

ü Основные нормы произношения……………………………………………………………………………………………………….

ü Интонация выполняет функции…………………………………………………………………………………………………………

ü Элементы интонациии,…………………………………………………………………………………………………………………..

ü Интонация выполняет и еще одну важную функцию — с ее помощью…………………………………………………………

ü ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ü В чем заключается разнообразие звуков и их отличие…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

ü Продолжая изучать контент сайта «Русский язык» http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page.html

ü Рассмотрите внимательно таблицу основных фонетических процессов русского языка

И приведите по 10 примеров на каждый процесс из таблицы:

Редукция  
Оглушение  
Озвончение  
Смягчение  
уподобление  
Упрощение  

Дайте определение что такое:

«ассимиляция»______________________ «диссимиляция» ______________________ _____________

И приведите по 5 примеров на каждое определение

«ассимиляция»______________________ «диссимиляция» ____________________----________

ü Соотнесите информацию, полученную в результате изучения контента сайта с информацией, предоставленной в таблицах рабочей тетради и сделайте вывод, составив сводную общую фонетическую таблицу русской транскрипции, учитывающую все стороны фонетического процесса русского языка:

1. Таблица основных правил русской транскрипции:

И приведите по 5 примеров на каждое определение - student2.ru

2. таблицы русской фонетической транскрипции:

И приведите по 5 примеров на каждое определение - student2.ru

И приведите по 5 примеров на каждое определение - student2.ru

3. Таблица редукции гласных:

И приведите по 5 примеров на каждое определение - student2.ru

4.Таблица гласных звуков по слоговому распеределению:

И приведите по 5 примеров на каждое определение - student2.ru

ü Сделайте вывод,самостоятельно составив сводную( общую) фонетическую таблицу русской транскрипции, учитывающую все стороны фонетического процесса русского языка:

           
           
           
           
           
           
           
           

· (Колонки и ячейки сетки таблицы можете при необходимости добавить или убавить)

ЧАСТЬ III

На основании изученного материала, используя полученные навыки (включая применение таблиц), выполните следующие задания:

Задание 1. Исправьте ошибки в звуковом составе слов и сделайте их орфографическую запись.

Ночь [ ноч,], пища [пышja],комар [комар], свитер [свытэр], мюзикл [mjyzjykl,], хороши [khoroshi], залежи [salezshgy]

Задание 2. Запишите слова с помощью фонетической транскрипции.

1. Вез-везший-извозчик; явление-явится-явь, везение-везший-извозчик, тапер-музыкант-мызкантишко-музыкальный-мюзикл

2. Ночь была звездная и безветренная.

3. Было уже холодно: изморозь высыпала на полегшую сразу же траву и все озарилось ярким лунным свечением

Задание 3. Распределите слова на 2 группы в соответствии и произнесением согласных перед Э, например, бассейн [с/э], Дели [дэ].

Музей, академия, свитер, партер, антенна, дефект, декан, детектив, купе, цитадель.

Задание 4. Распределите слова по 4 группам в соответствии с тем, как произносится ЧН, ЧТ, например, молочный [чн], скворечник [шн], мечта [чт], чтобы [шт].

Закусочная, яичница, скучно, почта, нечто, ничто, подсвечник, сливочный, игрушечный, нарочно, конечно, горчичник, Ильинична, Никитична, прачечная, горчичница, двоечник, порядочный, ни за что.

Задание 5. Расставьте ударения в приведенных словах, выписав отдельно те, которые имеют различную семантику в зависимости от постановки ударения. Подтвердите разницу значения с помощью предложений.

Атлас, документ, алфавит, договор, квартал, лавровый, маркировать, дозировать, начать, трусить.

Задание 6. Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить на соответствующие им глухие и наоборот: обрызгать, круп, толк? Приведите два-три подобных примера.

Задание 7. Составьте слова из следующих звуков, сделайте их орфографическую запись.

Задание 8. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.

Инженер, бухгалтер, кондитер, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

Иногда на ш…(с,сс)е у пирами…ки щебня над которым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный столб облупивш…йся сизыми струпь…ми он ост…навл…вался и оп…раясь на велос…пед гл…дел через поля на одну их тех лесных опуш…к что бывает только в России д…лекую ч…рную. На ней золотой запад был пересеч…н одним только л…ловатым обл…ком из(под) которого ве…ром расходились лучи.

(По В. Набокову)

Выпишите все случаи:

- на произношение звонких согласных как глухих;

- на непроизносимую согласную в корне;

- на чередование гласных в корне.

Задание 10. Разделите слова на 3 группы: с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге, с ударением на третьем слоге.

Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, карлица, кислица, перекупщик, страховщик, танцовщица, роженица, ядрица, часовщик, баловница.

Задание 11. Распределите приведенные примеры по двум группам в соответствии с приемами звуковой организации речи (ассонанс – повторение гласных, аллитерация – повторение согласных).

- У Ч…рного моря ч…нара стоит молодая…

- Быстро л…чу я по рельсам чугу (нн)ым

Думаю думу свою…

- Вечер. Взморье. Вздохи ветра

Вел…чавый возглас волн.

- Задр…мали звезда з…л…тые

Задр…жало зерк…ло затона…

- М…розом вып…тые лужи

Хрустят и хрупки как хрусталь.

Задание 12.Затранскрибируйте текст: 9транскрипцию располагайте, продолжая строку текста (см. 1 строфу)

Ребята, надо верить в чудеса! [ ….]
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном...
____________

Не три глаза, ведь это же не сон
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль, в той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея
____________

С друзьями легче море переплыть,
И есть морскую соль,
Что нам досталась,
А без друзей на свете было б очень трудно жить,
И серым станет даже алый парус!
____________

Узнаешь зло.. Без этого нельзя,
Ведь люди не всегда бывают правы...
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус...
____________

Когда-то, где-то счастье ты найдешь..
Узнаешь Грея. И Ассолью станешь,
В свою мечту ты веришь, и ее ты не предашь...
Гори, гори под солнцем АЛЫЙ ПАРУС!
____________


Кол-во верных ответов ______

Кол-во неверных ответов_____

Оценка преподавателя_________

Часть IV

Наши рекомендации