Общие понятия о средствах физической культуры и спорта

Для реализации задач, решаемых в высшем учебном заведении, используются многие средства физического воспитания и образования. Специфическую группу среди них составляют те, которые основаны на целесообразно направленной двигательной активности.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности используются следующие средства: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения – это движения и действия, направленные на улучшение физического состояния личности. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия с учащимися, определится образовательными программами.

Бег, ходьба, прыжки и другими упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и координацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, вырабатывают специфические физические и психологические качества, прикладные навыки.

Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико - биологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье.

При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умственные способности. Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от обучаемых осмысленных действий, памяти внимания.

Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека.

При обучении новому упражнению обучаемые овладевают основами техники. При многократном его повторении у них формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Техника упражнения постоянно совершенствуется и определяется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом.

Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе.

По структурным признакам выделяются упражнения циклические (ходьба, бег), упражнения ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места), смешанные (прыжки с разбега в длину, движения в спортивных играх).

По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические, когда мышцы относительно продолжительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора); направленности, когда осуществляется развитие мыши рук, ног, шеи, спины или мышечных групп.

Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического воспитания и образования студентов.

Оздоровительные силы природы – это солнце, воздух, вода, другие элементы окружающей среды. Они способствуют закаливанию организма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность. Закаливание включает в себя обмывание или обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа, полоскание горла, мытье ног

холодной водой. Оно происходит на утренней зарядке, учебных занятиях, тренировках и соревнованиях. Бег или ходьба обеспечивают непосредственный контакт с оздоровительными силами природы.

Гигиенические факторы – это санитарное состояние мест занятий и учебно-спортивного оборудования, что означает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение и постоянную уборку помещений. Личная гигиена – непременный атрибут физической культуры обучаемых, которые должны соблюдать гигиенические требования, самостоятельно выполнять процедуры общественной и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, отрицательно отражается на здоровье.

Упражнения– основное средство физического воспитания и образования личности. Термин «упражнение» имеет двоякое значение: определённые виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств воспитания; процесс неоднократного воспроизведения действий, которые проводятся в соответствии с принципами обучения. Эти понятия взаимосвязаны и частично совпадают. Однако смешивать их не следует.

Необходимо знать воздействие упражнений на состояние человека в процессе обучения, какими методами оно осуществляется. Целесообразно пользоваться терминами «физическое упражнение» («физические упражнения»), «метод упражнения» («методы упражнения»). Двигательные действия – трудовые, бытовые и игровые, совершаемые человеком, многообразны. Через совокупность движений, объединённых в целостные действия, проявляется практически активное отношение человека к миру.

Посредством двигательных действий человек удовлетворяет свои потребности и изменяет самого себя.

Профессиональная направленность физического воспитания– это совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Существенные свойства и меру проявления физической культуры личности можно выявить, опираясь на перечисленные ниже критерии:

- степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

- интенсивность сложности и творческий уровень этой деятельности;

- выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

- степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

- проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

- уровень физического совершенства и отношение к нему;

- владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического

совершенствования;

- системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

- широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля.

Распределение студентов по учебным отделениям

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» с целью допуска к занятиям физической культурой и участию в массовых спортивных соревнованиях все студенты проходят медицинское обследование в сертифицированных медицинских учреждениях по установленному объему и видам врачебных исследований.

На основании медицинского заключения студенты распределяются на 3 медицинские группы:

· основная – возможны занятия физической культурой без ограничений и участие в соревнованиях;

· подготовительная - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями без участия в соревнованиях;

· специальная - возможны занятия физической культурой по специальной программе.

Для тренировочно - оздоровительных и контрольных занятий студенты распределяются в основное, спортивное и специальное учебное отделения.

В основное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты специальной медицинской группы.

Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии.

На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов.

Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

Несмотря на оздоровительно-восстановительную направленность занятий в специальном отделении, они не должны сводиться только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты второго и старших курсов основной медицинской групп, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.

Внеучебные занятия организуются в форме:

  • занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;
  • массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеаудиторных занятий елю), необходимый для поддержания хорошего состояния здоровья.

В нашем вузе проводятся занятия по видам спорта: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, атлетическая гимнастика, фитнесс, стрельба пулевая. Из одного учебного отделения в другое студент может переводиться после окончания учебного семестра (или года) согласно врачебно-медицинским рекомендациям, либо по согласованию с преподавателями-тренерами, проводящими практические занятия.

Обязанности студента

1. Систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы предусмотренные учебным расписанием.

2. Выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачеты по физическому воспитанию в установленные сроки.

3. Повышать свою физическую подготовку, выполнять требования и нормы

Государственных тестов и совершенствовать спортивное мастерство.

4. Соблюдать рациональный режим дня, учебы, отдыха и питания.

5. Проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и физического развития.

6. Регулярно самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом.

7. Активно участвовать в массовых физкультурных и спортивных мероприятиях на курсе,

факультете, в вузе и др.

8. Рассматривать занятия по физическому воспитанию, включенные в учебное

расписание, не как учебную нагрузку, а как средство активного отдыха.

Зачетные требования по физическому воспитанию

Студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу, сдают зачет по физической культуре, который проводится по трем разделам учебной деятельности.

Критерием оценки успешности освоения учебного материала выступает экспертная оценка преподавателя и оценка результатов соответствующих тестов по разработанным таблицам. По каждому из трех разделов выставляется отдельная оценка. Общая оценка за семестр определяется средним арифметическим из положительных оценок по всем трем разделам учебной деятельности.

Раздел первый предполагает усвоение теоретического материала по курсу “Физическая культура».

Раздел второй предполагает усвоение методических знаний и овладения методикой проведения самостоятельных занятий и самоконтроля.

Раздел третий предполагает практическое выполнение контрольных нормативов и Государственных тестов.

Сроки и порядок выполнения контрольных требований и упражнений определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания.

К выполнению зачетных требований допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

Студенты, освобожденные по объективным причинам от практических занятий на длительный срок, сдают зачет только по теоретическому курсу и методическому разделу.

После завершения курса студенты сдают зачет, к которому студенты допускаются при условии систематического посещения занятий практических и теоретических, при сдаче Государственных тестов по физической и спортивно-технической подготовки с положительной оценкой.

Наши рекомендации