Физическое воспитание в медицинских и

Фармацевтических вузах РФ» - 4 часа

По дисциплине: «Физическая культура»

Факультет: Педиатрический

Курс, семестр: I семестр

г. Владикавказ, 2011 г.

Цель лекции:создать у студентов целостное представление о современных проблемах здоровья и физической подготовленности Российской учащейся молодёжи, о физическом воспитании как вузовской учебной дисциплине.

План лекции:

1. История физической культуры.

2. Возрастание роли физической культуры в современном обществе.

3. Основные понятия теории и методики физической культуры.

4. Основные черты и цель системы физического воспитания и образования личности.

5. Функции и формы физической культуры.

6. Формы физической культуры.

7. «Физическое воспитание» как учебная дисциплина в высших учебных заведениях.

8. Формы физического воспитания студентов.

9. Организационно-правовые основы физической культуры уи спорта.

10. Учебная программа по физическому воспитанию, содержание и основные разделы учебной программы.

11. Общие понятия о средствах физической культуры и спорта.

12. Профессиональная направленность физического воспитания.

13. Распределение студентов по учебным отделениям.

14. Обязанности студента.

15. Зачетные требования по физическому воспитанию.

16. Профессионально-прикладная физическая культура.

17. Производственная физическая культура.

18. Оздоровительная физическая культура.

19. Спорт.

20. Спорт высших достижений.

21. Роль спортивного клуба и общественных организаций в развитии физической культуры и спорта в вузе.

Контрольные вопросы для самоподготовки студентов:

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.

2. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры.

3. Спорт - явление культурной жизни.

4. Компоненты физической культуры:

- физическое воспитание;

- физическое развитие;

- профессионально-прикладная физическая культура;

- оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

- фоновые виды физической культуры;

- средства физической культуры;

5. Физическая культура в структуре профессионального образования.

6. Физическая культура личности студента.

7. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления

здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.

8. Профессиональная направленность физической культуры.

9. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.

10.Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.

11.Гуманитарная значимость физической культуры.

12.Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.

13.Основы организации физического воспитания в вузе.

Список использованной литературы:

1. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов/ под общ. ред. В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2007. 2. Физическая культура студента : учебник для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Ильинича. – М. : Гардарики, 2003. 3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – 2-е изд., дораб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

4. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб. : Лань, 2003.

5. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / сост.

Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М. : СпортАкадемПресс, 2007.

6. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред.

Ю. Ф. Курамшина. – М. : Советский спорт, 2003.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Физическая культура и здоровье : учебник / под ред. В. В. Пономаревой. –

М. : ГОУ ВУНМЦ, 2001.

История физической культуры

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее самостоятельная особая область, вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности

Физическая культура как общественное явление занимала важное место в жизни человека на протяжении всей его истории. Вместе с изменением общественных отношений менялись сущность и характер физической культуры. Например в бесклассовом первобытном обществе ф/к носила бесклассовый характер и использовалась в целях накопления трудового опыта. и передачи рациональных бытовых движений от одного поколения к другому.

Ритуальные танцы, игры и различные состязания применялись для подготовки ловких охотников, сильных и выносливых воинов. Физические упражнения были не только общедоступными, но и обязательными для всех.

О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть самым различным, в том числе и отрицательным. (перегрузки)

Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе от трудовой ) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т.е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т.д.

Главной целью физической культуры является положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин того, что наши предки пришли к пониманию того что - совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться и воевать, но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры в древнем мире.

В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека. Физические упражнения древнего человека входили в его повседневную жизнь – в виде обрядовых танцев, посвящений, игр имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений, а это уже зарождение элементов физического воспитания.

Физическое воспитание как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло около 8 тыс. лет назад до нашей эры.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий так же требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков.

Однако только потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнего человека ,в отличии от животных , существовал социальный способ передачи опыта ( люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда.

Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных действий. Способность к мышлению позволила человеку установить связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. Люди учились определенной деятельности в процессе совершенствования своих движений, в ходе общения друг с другом, а так же при вступлении в определенные отношения с окружающим миром.

Передача опыта и его использование в процессе общения и есть воспитание -- в данном случае -- физическое воспитание.

В родовом обществе возникает новая форма социальной организации, выражающаяся в ведении общего хозяйства, в четком разделении труда между полами. Помимо труда на воспитание влияет и военное дело, хотя постоянной вооруженной силы еще нет, а столкновения между племенами носят несистематический характер. В родовом обществе Ф.В. имело высокий уровень развития. По этнографическим данным оно представлено даже у самых примитивных народностей. Изготовление и применение охотничьих орудий требовали силы, ловкости, физической выносливости. Система их охоты была совершенной благодаря накопленному опыту. Так же предметом обучения были пляски, которые имели разнообразное двигательное содержание.

Одной из главных форм этого воспитания были игры. Необычно сильно были развиты двигательные игры, насчитывающие десятки видов. Они проводились с участием сотен играющих в течении нескольких дней. Индейские танцы (пляски) так же были многочисленными и многофункциональными, требовали от участников силы, выносливости и являлись своеобразными спортивными упражнениями. Пляски не только тренировали людей, но и сплачивали их в коллектив.

Во многих племенах Америки были распространенны испытания на выносливость (посвящаемые бегали на длинные дистанции по пересеченной местности, копали ямы и т.д.), а так же различные болевые испытания, которые считались проверкой силы и духа, необходимых в самостоятельной трудовой жизни.

Общей чертой Ф.В. всех племен родового общества является то, что упражнения были направлены не только на развитие физических качеств, но и на воспитание стойкости и воли, поэтому всеобщее распространение получили бег, борьба, различные прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры в мяч. На содержание физического воспитания так же оказывали влияние географическая среда и природные условия.

В рабовладельческом обществе физическая культура приобрела классовый характер и военную направленность. Она использовалась для подавления недовольства эксплуатируемых масс внутри государства и ведения захватнических войн. Впервые созданы системы физического воспитания и специальные учебные заведения. Появилась профессия преподавателя физвоспитания. Занятия физическими упражнениями расценивались наравне с занятиями поэзией, драматургией, музыкой. Участниками древнегреческих Олимпийских игр были: Гиппократ (медик), Сократ (философ), Софокл (драматург) и др.

В эпоху феодализма физическое развитие народов осуществлялось в процессе трудовой деятельности, подвижных игр, бытового, культурного и военного характера.

В период капитализма физическая культура была поставлена на службу укрепления основ своего политического господства правящим классом.

Особенностью развития физической культуры в период капитализма является то, что господствующий класс вынужден заниматься вопросами физического воспитания народных масс. Это, прежде всего, объяснялось интенсификацией труда, а также постоянными войнами за колонии, рынки сбыта, которые требовали создания массовых армий хорошо физически подготовленных для ведения войн.

В период утверждения капитализма зарождается спортивно-гимнастическое движение, возникают кружки и секции (клубы) по отдельным видам спорта.

В период существования СССР главная социальная функция физического воспитания состояла в формировании физически совершенных, социально активных, морально стойких, предельно преданных этому строю здоровых людей.

Археология и этнография предоставили возможность проследить за развитием человека, следовательно, и физической культуры, с древнейших времен. Результаты научных исследований позволяют сделать вывод, что из трудовых движений, жизненно необходимых действий физическая культура выделилась в почти самостоятельный вид человеческой деятельности в период от 40 до 25 тысячелетий до н.э. Появление метательного оружия, а в дальней­шем и лука, способствовало необходимости подготавливать добытчиков пищи, воинов, развивать и совершенствовать уже тогда, в каменном веке, появившимися системами физического воспитания, двигательные качества как залог успешной охоты, защиты от врага и т.д.

Представляет интерес и то, что у многих народов появляются традиции и обычаи использования физической культуры, ее воспитывающего компонента в ритуалах посвящении при переходе из одной возрастной группы в другую. Например, юношам не разрешалось жениться, пока не будут выполнены определенные тесты — испытания, а девушкам — выходить замуж до тех пор, пока они не докажут приспособленность к самостоятельной жизни.

Так, на одном из островов архипелага Новые Гибриды ежегодно устраивались праздники, кульминацией которых были «прыжки с вышки» на суше (Л. Кун). Участник этого состязания, к щиколоткам которого была привязана закрепленная веревка из лиан, летит вниз головой с высоты 30 м. Когда голова почти касается земли, упругие лианы сокращаются и подбрасывают человека вверх, и он плавно приземляется на ноги. В те далекие времена не прошедшие это испытание не допускались к обряду посвящение, не могли появляться на людях.

Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую подготовку каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите своих интересов.

В развитии физической культуры Древняя Греция сыграла очень важную роль не только во времена древнегреческих государств, но и в последующие эпохи вплоть до нашего времени из физической культуры Древней Греции заимствуется очень многое . Начиная от физических упражнений и до организации соревнований в том числе и олимпийских игр.

Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать» (Агеевец В.У., 1983), физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой — с 15-летнего.

Примером, характеризующим уровень развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение Олимпийских игр.

Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон — кулачный боец, математик и философ Пифагор — олимпийский чемпион, Гиппократ — пловец, борец.

Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес — у греков, Гильгамес — у вавилонян, Самсон — у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич — у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической.

Имеет смысл подчеркнуть значение физической культуры для греков словами великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Военно-физическое воспитание характерно для средних веков. Воин-рыцарь должен был овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и уме­нием слагать стихи.

Наибольшего развития в капиталистическом обществе достиг спорт как составная часть физической культуры.

Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плавание, ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие.

Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических упраж­нениях, распространенных среди русских в XIII-XVI вв. был ярко выражен их военный и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми народными развлечениями. Массовое распространение имели также кулачные бои, долгое время (вплоть до начала XX в.) игравшие большую роль в качестве одной из основных народных самобытных форм физического воспитания.

Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на коньках и салазках и т.д. Одним из самобытных средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для того, чтобы показать свою ловкость и, бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной).

Чрезвычайно своеобразно проводилось на Руси закаливание. Общеизвестен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обтираться снегом. Ценные самобытные виды физических упражнений были распространены и среди других народов, вошедших в состав созданного позже многонационального русского государства.

Появление и укрепление дворянской империи Петра I (XVIII в.) сказалось в известной мере и на государственном влиянии на развитие физической культуры. Это коснулось, прежде всего, боевой подготовки войск, физического воспитания в учебных заведениях и отчасти воспитаний дворянства.

Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.

В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях, и особенно в системе воинского воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А.В. Суворову.

Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В1897 г. в Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз, объединивший 52 клуба.

В начале XX в. в Петербурге возникли спортивные общества: «Маяк», «Богатырь». Различные спортивные орга­низации и клубы объединяли к 1917 г. довольно большое число спортсменов-любителей. Однако условий для развития массового спорта не было. Поэтому в условиях дореволюционной России отдельным спортсменам удавалось показывать результаты международного класса только благодаря природным данным и настойчивости, с какой они тренировались. Это всем известные — Поддубный, Заикин, Елисеев и др.

С приходом советской власти, преследуя цель массовой военной подготовки трудящихся и воспитания физически закаленных бойцов армии, в апреле 1918 г. был принят Декрет об организации всеобщего военного обучения (Всеобуча). За короткий срок было построено 2 тыс. спортпло­щадок, В 1918 г. организуется первый в стране ИФК в Москве и Ленинграде. Остро встал вопрос об укреплении в стране государственных форм руководства физкультурной и спортивной работой. 27 июля 1923 г. издается Декрет ВЦИК РСФСР об организации научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию.

Принятое 13 июля 1925 г. постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» явилось программой развития физкультурного движения в новых условиях социалистического общества. В постановлении были определены сущность физической культуры и ее место в советском государстве, подчеркнуто ее воспитательное значение, указано на необходимость вовлечения в физкультурное движение широких масс рабочих, крестьян, учащейся молодежи.

В честь 10-летия физической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча) в 1928 г, была проведе­на Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.

В 1931-1932 гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн. человек. В 1939 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году учреждается ежегодный праздник — Всесоюзный день физкультурника. Политика государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма, альпинизма — скалолазания и позже спортивного ориентирования были в послевоенные годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах. Стала развиваться клубная система. Туристические клубы стали методическими и учебными центрами. При клубах готовились инструктора, тренеры, руководители секций. Следует сказать о том, что первый туристский клуб в СССР был организован в городе Ростове-на-Дону в 1937 г. Это был универсальный клуб, в котором объединились любители всех видов путешествий.

В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс. гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д.

После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз обновляли всесоюзные рекорды в почти тысячу раз — мировые. Большую роль играли проходившие Спартакиады народов СССР.

С каждым годом расширяются международные связи в спорте. Мы являемся членами Международного Олимпийского комитета (МОК), Международного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и многих других, членами Международной федерации по 63 видам спорта.

Самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования - Олимпийские игры (зимние и летние).

Они берут (начинают) свою историю с 776г. до н.э. Были проведены в честь заключения перемирия между Элладой и Спартой. Соревнования проводились в разных местностях в Греции - в Олимпии (Олимпийские игры) в Дельфах (Пифийские игры) и т.д.

Древние Олимпийские игры проводились до 394г. до н.э. всего их проведен( было 293. Игры устраивались в Олимпии на берегу реки Алфей.

Участвовать в Олимпийских играх могли только свободнорожденные греки Рабы и женщины, а также варвары (иностранцы) к участию в соревнованиях не допускались. Имя победителей выбивалось на мраморной колонне. Первый победитель Корэб из Эллады - повар.

Летние Олимпийские игры современности возникли в конце Х1Хв. В 1894г спустя 1500 лет после запрета по предложению француза Пьера де Кубертен;

(1863 - 1937гг.), который созвал Международный спортивный конгресс, был создан Международный Олимпийский Комитет, президентом которого был Кубертен (1895 - 1925год). На конгрессе был утвержден текст клятвы Олимпийской хартии. Девиз Олимпийских игр “Быстрее, выше, сильнее” Эмблема игр 5 сплетенных колец - единение континентов.

В 1914г. в Париже в честь двадцатилетия игр был поднят впервые флаг Олимпиады.

На первых играх было 13 стран, которые состязались в 9 видах спорта. На II играх было уже 20 стран и 18 видов спорта.

Основные даты, характеризующие развитие физической культуры и спорта в нашей стране в прошлом веке: 1908 году на четвертых Олимпийских играх приняли участие восемь российских спортсменов. Первый российский Олимпийский чемпион – фигурист Николай Панин – Коломенкин; 1913 году – первая Всероссийская Олимпиада; 1929 году – Решением Совнаркома введены обязательные учебные занятия по физической культуре в вузах; 1952 году – дебют спортсменов СССР на ХУ летних Олимпийских играх в Хельсинки (медали: золото – 22, серебро – 30, бронза – 19). Второе общекомандное место после США); 1956 год – дебют спортсменов СССР на УП зимних Олимпийских играх в Кортино – д. «Ампеццо» (медали: золото – 7, серебро – 3, бронза –6; первое общекомандное место); 1980 год – ХХП летние Олимпийские игры в г. Москве. Студент технологического факультета Игорь Соколов – Олимпийский чемпион в пулевой стрельбе.

Последние летние Олимпийские игры (ХХVШ-е) проведены в 2004 году в Афинах, зимние (ХХ-е) – в 2006 году в Турине. Следующие состоятся: летние – в Пекине в 2008 году, зимние – в Ванкувере (Канада) в 2010 году.
Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993 г. В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом Российской Федерации по высшему образованию. Министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие учебные заведения, Госкомитет России по физической культуре и туризму, РССС активно сотрудничают с Олимпийским комитетом России, являясь его членом, с правительственными органами, различными молодежными организациями. РССС вступил в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ), принимает активное участие во всех, его мероприятиях.

РССС объединяет спортивные клубы, различные физкультурные организации более 600 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площад­ки высших и средних учебных заведений. Для организации летнего отдыха в вузах функционируют 290 спортивно-оздоровительных лагерей. Около 10 тыс. специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 50 видов спорта, наиболее массовыми из них являются баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, футбол, настольный теннис, туризм, шахматы, спортивное ориентирование.

Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. РССС является правопреемником упраздненного студенческого ДСО «Буревестник», продолжает его идея и традиции. В ближайшей перспективе намечены проведение зимних и летних Всероссийских универсиад, регулярное издание своего печатного органа, создание фонда развития студенческого спорта, выпуск студенческих спортивных лотерей и другие мероприятия, направленные на реализацию уставных задач.


Возрастание роли физической культуры в современном обществе

Физическая культура играла важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Ёе роль значительно возросла в современном обществе. Связано это с тем, что в наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98% энергии, необходимой для материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет
2-3%.
В быту и на производстве на смену ручного труда пришли механизмы и автоматы. Современная цивилизация с её многочисленными благами в основном исключила физический труд и двигательную активность – главное условие жизни и развития каждого индивидуума в многовековой человеческой истории.
Недостаток двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия) привели к появлению новых, ранее неизвестных болезней (эндокринные и онкологические) и более острому проявлению таких болезней, как заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и пищеварительных систем. Отмечается резкий рост нервно-психических заболеваний. Специалисты связывают это прежде всего с тем, что при значительном сокращении двигательной активности, существенно возросла нервно-эмоциональная составляющая жизни.

Вышеперечисленное позволяет считать, что роль систематических занятий физическими упражнениями в современном обществе возрастает как компенсатора негативных явлений современной цивилизации.

Основные понятия теории и методики физической культуры

Изучение любой дисциплины, как правило, начинается с освоения ее азбуки – понятийного аппарата. Понятийный аппарат дисциплины «Физическая культура» достаточно многообразен и специфичен, он насчитывает многие десятки специальных терминов.

В данной теме дана краткая характеристика следующих основных понятий физической культуры: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенство, спорт.

Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека посредством применения широкого круга средств – физических упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов.

Характерной особенностью физической культуры является двигательная деятельность. Причем не любая, а оптимальная, целенаправленная двигательная деятельность, связанная с выполнением физических упражнений.

Упражняясь, систематически выполняя физические упражнения, человек не только приобретает двигательные умения и навыки, развивает физические качества, но и улучшает свое физическое развитие, так как одновременно совершенствуются телосложение и все функциональные системы организма. Однако это происходит только тогда, когда физические упражнения выполняются по законам физического воспитания, то есть по законам развития физических качеств, по законам формирования двигательных умений и навыков.

Физическое воспитание – вид воспитания, специфическим содержанием которого является овладение специальными физкультурными знаниями, обучение движениям, воспитание физических качеств и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Физическое воспитание – это педагогический процесс овладения ценностями физической культуры. Противоречия между понятиями «физическое воспитание» и « физическая культура» нет, они зачастую употребляются в одном и том же смысле. Физическое воспитание является видом общего воспитания. Ему присущи все основные педагогические признаки, такие как ведущая роль педагога, организованный и плановый характер, учет методических принципов. Физическое воспитание выполняет и основные функции общего воспитания умственного, нравственного, трудового и эстетического.

Однако в определении понятия физического воспитания подчеркиваются его специфические особенности.

Таких особенностей выделено четыре:

1. Обучение движениям, то есть овладение рациональной техникой

различных двигательных действий (бега, ходьбы, плавания,

передвижения на лыжах, игры с мячом, прыжков и т.д.).

2. Воспитание физических качеств, таких как выносливость, сила,

быстрота, гибкость, ловкость.

При этом следует знать, что все эти двигательные способности являются врожденными, они даны человеку в виде природных задатков (в отличие от двигательных умений, которые приобретаются человеком в процессе жизни), но, как и любые природные задатки, их необходимо развивать, совершенствовать.

3. Передача учащимся специальных физкультурных знаний.

Если этот аспект не реализуется, то занятия приобретают форму элементарного тренинга, примитивной дрессировки.

4. Формирование у человека осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Это одна из самых насущных задач именно физического воспитания, так как в обществе нет другой равноценной силы, способной побудить человека приобщиться к реальным ценностям физической культуры.

Физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или трудовой деятельности.

Понятия «физическая подготовка» и «физическое воспитание» не идентичны. Физическая подготовка не обязательно сопровождается приобретением специальных знаний и формированием потребностей – это первое отличие от понятия «физическое воспитание». Второе отличие заключается в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а «физическая подготовка» может осуществляться и в различных формах самостоятельных занятий.

Наряду с понятием «физическая подготовка» существует понятие «физическая подготовленность». Их следует различать.

Если физическая подготовка – это процесс, то физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки и может выражаться в конкретной количественной форме (в метрах, секундах, килограммах, баллах и т.д.).

Физическое развитие – понимается как процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Для оценки физического развития используют три группы показателей:

1. Показатели телосложения – такие как рост, масса тела, осанка, размеры и

формы отдельных частей тела, степень развития мускулатуры, величина жироотложений и др. Они характеризуют морфологию человека.

2. Показатели развития физических качеств (выносливости, гибкости, силы и др.). Эти показатели характеризуют функции и свойства мышечной системы организма.

3. Показатели, характеризующие функционирование сердечно-сосудистой,

дыхательной, нервной систем, органов пищеварения, выделения,

механизмов терморегуляции, иммунитета и др.

Примерно до 25 лет, в норме, наблюдается рост большинства морфологических показателей и совершенствование функций организма. Затем до 45–50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем функциональная деятельность организма постепенно ослабевает. Могут уменьшаться формы и размеры, такие как длина тела, мышечная масса, ухудшается осанка.

Физическое развитие человека зависит от многих факторов, определяющими среди них являются: наследственность, окружающая среда и двигательная активность.

Наследственность оказывает влияние на формы и функции организма, а также на здоровье человека. Например, она обуславливает тип нервной системы, телосложение, осанку и другие показатели физического развития. Однако наследственная предрасположенность определяет лишь предпосылки

хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма (роста, силы, выносливости, здоровья и т.д.) будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной активности человека.

Среда. Среди факторов среды, наиболее значимыми для физического развития являются: питание (его калорийность, сбалансированность, режим), условия проживания (благоприятные или неблагоприятные), медицинское обслуживание, отсутствие или наличие вредных привычек, климат и экология.

Двигательная активность. Образ жизни человека, величина и характер его двигательной деятельности (вид физических упражнений, которыми он занимается) влияют на многие морфологические и функциональные показатели физического развития. Под влиянием тренировочных занятий могут улучшиться все двигательные способности. Средствами физической культуры успешно устраняется также ряд недостатков телосложения – сутулость, плоскостопие и др.

Физическое совершенство

Наши рекомендации