Литературный язык - основа культуры речи
При работе над темой следует основываться на том, что литературный язык - высшая форма национального языка, обслуживающая все сферы человеческой деятельности.
3.Основные признаки литературного языка.
Этими признаками принято считать следующие: обработанность, нормативность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка
Нормативность литературного языка.
Она базируется на единообразии, образцовости в общепризнанном употреблении элементов языка.
Формы существования языка.
Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.
Языковые нормы русской речи.
В реферате необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.
Русский язык среди других языков мира.
Раскрывая эту тему, необходимо отметить родственные связи русского языка, лексико-грамматические особенности, распространенность, взаимодействие с другими языками.
Связь русского языка с историей и культурой русской нации.
В этом реферате необходимо рассказать о длительном и сложном историческом пути развития русского языка, соотнесенность основных характеристик языка с культурными достижениями русского народа.
Современное состояние русского литературного языка.
Необходимо дать развернутую характеристику лексико-грамматического состояния языка на современном этапе развития
Проблема экологии слова.
Прежде всего необходимо определиться с понятием чистоты речи на уровне орфоэпических норм и словоупотребления, выяснить оправданность; употребления языковых форм на стилистическом уровне.
Функциональные стили русского языка.
В основу работы должны быть положены понятия стилистики вообще и выделение стилистических средств, функционирующих
в определенной сфере человеческой деятельности.
Характеристика одного из функциональных стилей
Русского языка.
В данной работе доминирующим положением должна быть характеристика стилей как исторически сложившейся и общественно осознанной разновидности литературного, языка, с особенностями употребления и специфической организацией.
Основные характеристики письменной речи.
Необходимо исходить из того, что это речь графически закрепленная, со строгим соблюдением языковых норм, лексическими и синтаксическими особенностями.
Основные характеристики устной речи.
Необходимо исходить из того, что это речь звучащая, отсюда некоторые языковые особенности. При этом следует разграничивать формы разговорной и кодифицированной речи.
Лексика ограниченного и неограниченного употребления.
Необходимо дать пояснение понятий ограниченного и неограниченного употребления лексических единиц языка, сферы их функционирования
Языковые особенности научной речи.
Следует обратить внимание на использование специальной лексики, на особенности морфологического и синтаксического строя, на экстралингвистические средства организации научного текста.
Средства выразительности речи.
Нужно сказать о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств
Языковые особенности деловой речи.
Отразить виды делового общения и зависимость языковых особенностей от формы речи (письменной или устной).
Основные условия делового общения.
Всесторонне охарактеризовать основные условия делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой и речевой этикет
Виды делового общения.
К таковым относят: беседу, переговоры, выделяя при этом особенности телефонного общения.
Условия эффективного разговора.
В работе необходимо представить следующие условия: обоюдное желание вести разговор, удачно выбранная тема, общий язык.
Основные формулы речевого этикета.
Целесообразно прежде всего разграничить все формулы на 2 группы; нейтральные и официальные.
Невербальные средства общения.
Следует обратить внимание на особенности этих средств и их взаимодействие с вербальными (лингвистическими).
Служебная документация и правила ее оформления.
Реферат можно начать с характеристики официально-делового стиля русского языка, затем представить типы служебных документов.
25 Особенности языка рекламы.
Эти особенности связаны с целями и задачами рекламирования, видами и средствами распространения рекламы.
Методика публичного выступления.
Представить виды публичных выступлений и слагаемые подготовки этих выступлений.
Основы полемического мастерства.
Определить виды полемики, а также вербальные и невербальные средства, обслуживающие полемические выступления.
Поэтами рождаются, ораторами делаются» (Древнеримский оратор Цицерон, 106-43 гг. до н.э.)
В работе следует представить все доказательства правомерности или неправомерности этого тезиса.