В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма
Это самый сильный из существующих вчеловеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.
2.3.6. Закон и право
Закон – это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.
Слово «право» (jus) получило своё название от латинского juslitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела.
Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая.
Конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы.
Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.
По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены.
Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное.
Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.
В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире.
В традиционном Китае разводы были редкими.
Существовала норма – отрицательное отношение к ним.
Высшей ценностью являлось продолжение семьи.
Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.
Вкус, увлечения и мода
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний.
Здесь нет свободы выбора.
Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.
Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.
Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.
Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.
Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.
У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.
Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.
Модутакже понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо.
Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы – в одежде, питании, поведении и т. п.
Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются.
Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду.
Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением.
В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы.
Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы – символ массовой культуры.
Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.
В отличие от обычаев и нравов – устойчивых и долговременных социальных норм – мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения.
Мода – периодическая смена образцов массового поведения.
Обычай ориентирован на традиции, а мода – на современность, обновление нововведения.
Инкультурация
Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией.
Инкультурация – это усвоение индивидом системы определенных представлений.
Содержание процесса инкультурации
Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
Стадии инкультурации
В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).
Первичная стадия,начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей.
В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.
Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.
По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок.
Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки.
Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично.
Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут.
Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.
Вторичная стадия инкультурации
Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, и характеризуется принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе, он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.
Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры.
Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет».
Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба.
Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура.
Он получает доступ к дискуссии и творчеству.