В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма

Это самый сильный из существующих вчеловеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

2.3.6. Закон и право

Закон – это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.

Слово «право» (jus) получило своё название от латинского juslitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела.

Чем различаются норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь на примере Китая.

Конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы.

Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

По китайскому закону муж имел право на повторный брак в случае смерти жены.

Оно фиксировало обычай и само поощряло такую практику как массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное.

Напротив, повторный брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия.

В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире.

В традиционном Китае разводы были редкими.

Существовала норма отрицательное отношение к ним.

Высшей ценностью являлось продолжение семьи.

Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между собой и составляют фундамент нормативной системы не только общества, но и культуры.

Вкус, увлечения и мода

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и желаний.

Здесь нет свободы выбора.

Напротив, такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного.

Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.

Вкус индивидуален, поэтому он показывает то, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.

У каждого поколения свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.

Смена увлечений, овладевших большими группами, называется модой.

Модутакже понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо.

Эти «чего-либо» обычно обозначают какие-то незначительные нормы в одежде, питании, поведении и т. п.

Если вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются.

Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду.

Пристрастие к твисту, коротким юбкам или летающим тарелкам можно назвать и модой, и увлечением.

В отличие от увлечения, мода выражает социальные символы.

Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а потому, что слаксы символ массовой культуры.

Модные веяния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависит не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

В отличие от обычаев и нравов устойчивых и долговременных социальных норм мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковременных образцов поведения.

Мода периодическая смена образцов массового поведения.

Обычай ориентирован на традиции, а мода на современность, обновление нововведения.

Инкультурация

Обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре называется инкультурацией.

Инкультурация – это усвоение индивидом системы определенных представлений.

Содержание процесса инкультурации

Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.

Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:

жизнеобеспечение – профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

личностное развитие – приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;

социальная коммуникация – формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;

восстановление энергетических затрат – потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Стадии инкультурации

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия,начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей.

В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни.

Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте.

По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок.

Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки.

Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично.

Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут.

Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

Вторичная стадия инкультурации

Вторичная стадии инкультурации касается взрослых, и характеризуется принадлежностью человека к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе, он умеет комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, принимать решения, которые могут быть значимы как для него, так и для других людей, имеет право участвовать в действиях, которые могут привести к значительным социокультурным изменениям.

Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры.

Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет».

Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба.

Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура.

Он получает доступ к дискуссии и творчеству.

Наши рекомендации