Конструктивное общение
Культурный обмен на фестивале Исогайза (гостевая статья).
17 октября 2015 г.
[Сегодня мы приветствуем нашего приглашенного автора, Лайонела Перабо, приехавшего к нам из Северной Европы. Wild Hunt всегда ищет новых публицистов и почти каждый месяц принимает гостей. Таким образом мы расширяем кругозор и делимся разнообразным опытом, полученным от членов языческих политеистических общин со всего мира. Мы ценим любые представления и мнения.]
Фестиваль Исогайза был основан в 2009 году Рональдом Квернмо - представителем народа саамов из норвежских земель, очень интересующимся родной культурой и духовностью, в частности, шаманизмом. До наступления современной эпохи большинство саамов были язычниками, а систему религиозных верований и концепций у них зачастую воплощали noaidi (шаманы). Даже после эффективной колонизации и преобразования Сапми (Земли Саами), элементы этой языческой культуры в той или иной форме сохранились до наших дней.
Фестиваль проходит на берегу живописного фьорда Лаванген, расположенного на 68 градусах северной широты в Северной Норвегии. [Фото: Линнеа Нордстрем]
Согласно Квернмо, движение пиетистов саами, известное как Læstadianism, ставшее заметным среди саамов во второй половине 19-го века, является некоторым подобием шаманизма. Фестиваль Исогайза во многом можно считать проявленим желания нового поколения саамов вернуться к их традиционной культуре и духовности. Для Квернмо важно,чтобы фестиваль рассматривался в более широком контексте. Эта встреча является частью недавнего перерождения, которое саамская культура переживает после поколений колонизации и систематического угнетения. Он рассказал:
"Саамское общество потеряло многое из своей культуры, отчасти из-за норвегизации и при поддержке государством расизма, но в последние двадцать-тридцать лет, с наступлением Нового времени, саамская культура снова развивается, и люди могут гордиться своим наследием".
Концепция Исогайзы уникальна, так как это единственный фестиваль, ориентированный на традиционную религию саамов. Других мероприятия содействия развитию культуры саамов распространены в северных уголках Норвегии, Швеции и Финляндии, но ни одно не направлено так, как языческиий фестиваль Исогайза. Хотя традиционные обычаи и верования саамов являются главным акцентом праздника, Исогайза рад приветствовать представителей и специалистов-практиков из других культур. Для Квернмо это знак гостеприимства и дружбы, а также вполне естественно и практично. Он поделился:
"Для Саамского народа важны возможности развития родной культуры, ведь за все время утеряно немало. Для того чтобы восстановить свои практики, мы должны заимствовать элементы у наших соседей. Наша культура не застойная, а динамичная, и одно время мы тесно сотрудничали с некоторыми из наших северных соседей: ненцами и кедли-саамами из России".
Обмен верованиями
В этом году на фестивале так же в центре внимания оказались латыши. Десять латышских язычников, в том числе члены балтийской музыкальной группы "Тай-Тай", были приглашены дать мастер-классы и сделать презентации по своей родовой религии, ремеслам и музыке. Во время одного такого мероприятия, участники "Тай-Тай" исполнили народные песни и танцы, устроили игры. Они поведали о своих корнях гостям фестиваля, представителям России, Норвегии, Финляндии и Великобритании.
Гости из Латвии показали традиционную технику прядения с использованием дикорастущих трав. Фестиваль - способ обмена знаниями о традиционных ремеслах. [Фото: Линнеа Нордстрем]
Если Исогайза определенно имеет значение для культурного обмена, этот процесс поможет восстановлению испорченных межэтнических отношений в Северной Финно-Скандинавии. За более чем 250 лет, Норвегия, Швеция, и Россия усердно стирали саамскую культуру, традиции и образ жизни. Это напоминает то, что коренные народы Северной Америки и Австралии пережили за тот же период времени.
В результате, и даже принимая во внимание недавний подъем саамской культуры, имеющий место последние несколько лет, вековые предрассудки иногда еще присутствуют в северных регионах. В Финляндии, например, очень часто не саамы надевают (часто низкого качества) традиционные костюмы при общении с иностранными туристами. Разрываемая между дискриминацией со стороны государства и дружеским отношением со стороны общества потребителей, саамская культура подстраивается под официальную политику скандинавских государств на протяжении большей части 20-го века.
На фестивале Ева и Питер Армстрэнды ярко иллюстрируют культурный обмен и общие праздники разных этносов. В то время как оба они являются гражданами Швеции, Питер саам, его корни в северной части страны, Ева по национальности шведка с юга. Они вместе несколько лет, и теперь занимаются духовными практиками, целительством и традиционнми ремеслами вместе под именем Команда Форбеарс. В перерывах между церемонией и мастер-классом, Ева объяснила, как они смогли, в буквальном смысле, поженить две разные традиции:
"Изначально это действительно были всего лишь параллельные пути. Со временем мы продумали общие имена богов и духов, ведь по сути, это одни и те же персонажи. Нам не кажется странным смешать две традиции, напротив, это вполне естественно".
Уилл Рубах, Хайди Ким ,Ева и Питер Армстрэндывыступают на церемонии закрытия. Лидер фестиваля, Рональд Квернмо наблюдает со сцены. [Фото: Линнеа Нордстрем]
Конструктивное общение
За четыре дня фестиваля Исогайза шаманы, язычники и другие одухотворенные люди, прибывшие из стран Северной Европы и не только, собирались, обменивались опытом и работали вместе. Благодаря сотрудничеству с разными альтернативными религиозными объединениями, Исогайза достиг определенной известности в европейских альтернативных религозных движениях. Расположенный в потрясающе красивом фьорде Лаванген, недалеко от норвежско-шведской границы, в деревне Трумс, фестиваль стал уникальным по географии местом встречи международного масштаба. Многие участники и зрители-саамы стараются восстановить связь с их древними традициями. Кто-то явно ближе к Нью-эйдж, а некоторых по праву можно назвать историческими реконструкторами.
Важны не различия между людьми, собравшимися на Исогайзе, а то, что их объединило: искреннее желание слушать и учиться у других. В общем, фестиваль можно считать практически глобальным мероприятием, на котором люди, которые бы иначе никогда не встретились, могут повеселиться вместе и подружиться. Например, делегации латвийских и российских саамов провели большую часть фестиваля вместе, общаясь на русском, и стали настоящим братством к церемонии закрытия фестиваля. Таким искренним и положительным результатам способствует тот факт, что на фестивале строго запрещены алкоголь и наркотики.
Основные церемонии фестиваля проходили в главном Лавву - традиционном саамской шатре. Большинство (если не все) курсов, семинаров и концертов провели в таких Лавву, ставшими идеальным убежищем в случае плохой погоды. Главный Лавву - это массивное сооружение, соединившее не менее четырех шатров и образовавшее Центральный конференц-зал, где можно собрать сотни людей. Там же состоялась церемония Закрытия фестиваля.
Тара Лиэнн Эрикссон Тобиас и Крамп совершают подношение Священному Огню во время церемонии закрытия фестиваля. [Фото: Линнеа Нордстрем]
Шаманы, ораторы и художники, вошедшие в состав выступающих в этом году, по очереди выступили с речами, песнями и сердечно поблагодарили зрителей и друг друга. Общий настрой был позитивным, и никто не получил больше похвал, чем старейшины фестиваля, особенно женщины.
Среди всех исполнителей русский саам, танцор Семен Большунов, наверное, произвел самое сильное впечатление. Вдохновленный шаманской традицией своего народа, он, облачившись в шкуры диких животных, исполнил танец вокруг Священного огня, в финале которого практически упал на груду оленьих шкур. Еще одной изюминкой церемонии стало празднование Дня рождения члена датскго союза шаманов Сёгера. После того, как вынесли торт, спели десяток версий песни ´Happy Birthday´ на многих языках.
Церемония закрытия завершилась выступлением Эйрика Мирхауга, уважаемого саамского шамана, который благословил фестиваль в завершении своей речи. Когда он закончил, шестой ежегодный фестиваль Исогайза подошел к концу. Исогайза повсеместно создает благоприятную почву для тех, кто интересуется или участвует в шаманских и языческих практиках Северной Европы и других культур.
Фестиваль проводится в одном из самых красивых мест Северной Норвегии, что добавляет ощущения духовности и гармонии, которой преисполнены как зрители, так и исполнители. Запрет алкоголя и наркотиков сделал мероприятие идеальным для семей: много детей бегало на территории фестиваля. Как ни один другой фестиваль в этом уголке мира, Исогайза создает по-настоящему уютную и домашнюю атмосферу, которая дает людям почувствовать, что из года в год они возвращаются туда, где их вторая семья и родственные души. С таким настроем, не нужно быть ясновидящим, чтобы предсказать Исогайзе светлое будущее!
* * *
[Лайонел Перабо изучает религию Древней Скандинавии в магистратуре университета Исландии. Он писал для различных новостных сайтов, блогов и студенческих журналов. Путешествуя по северным странам, Лайонел в то же время трудится над диссертацией магистра, в которой стремится проанализировать, как переселение североскандинавских народов отображается в сагах и прочем фольклоре. Еще он работает в туристическим гидом и краеведом в городе Тромсо в Северной Норвегии.]