Овладение речевой деятельностью

Ø До одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки.

Ø В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки, например, а-а, у-у, э-э.

Ø К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением.

Ø Затем, в 2–4 месяца, возникает гукание, а в 4–6 месяцев – гуление, повторение простых слогов.

Ø В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации.

Ø С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику.

Ø В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми.

Ø Общение со взрослым в раннем возрасте характеризуется высокой степенью эмоциональности, и повышенной чувствительностью ребенка к речевым звукам, исходящим от взрослого.

Ø Одновременно происходит формирование избирательной чувствительности к характеристикам речевых звуков – фонематический слух.

Ø Развитие фонематического слуха и интереса к речи взрослых являются основными предпосылками возникновения у ребенка в конце первого года жизни пассивной речи или понимания речи окружающих.

Овладение предметной деятельностью:

Хватание - это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев. Оно организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка.

Неспецифические манипулятивные действия с предметами (сосет погремушку (как и любой предмет попавший в руки), постукивает им, размахивает и т.п.

Специфические манипулятивные действия с предметами, т.е.малыш начинает активно замечать и использовать особенности предметов, их простейшие свойства и соотношения. Ребенок активно манипулирует с предметами находящимися в зоне доступности.

Экспериментируя с предметами (с помощью неспецифических и специфических манипуляций) ребенок извлекает множество информации об объектах, учится устанавливать связи между ними.

Одним из важных условий развития исследовательского поведения является общение со взрослым, который организует стимулирующую развитие предметную среду.

Освоение ходьбы:

Освоение ходьбы (так же как и освоение речи) представляет собой особый вид деятельности.

Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса хождения. Постоянные добровольные упражнения в ходьбе доставляют ребенку радость от чувства овладения телом. Это чувство придает уверенность, положительно влияет на его самочувствие.

Д.Б. Эльконин считал главным в акте ходьбы:

во-первых, расширение пространства ребенка,

во-вторых, то, что ребенок отделяет себя от взрослого, и уже не мама ведет его, а он ведет маму. Это свидетельствует о разрыве старой ситуации развития.

С началом самостоятельного передвижения в жизни ребенка наступает новый период.

Малышу становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги. Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др.

Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер.

Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

Несмотря на то, что в течение первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни(Д.Б.Эльконин).

Кризис первого года жизни

Кризис — неотъемлемая часть нормального физического и психического развития ребенка, это своеобразный итог, переход на следующий этап развития. В конце первого года жизни малышу предстоит распрощаться с периодом младенчества и вступить в период раннего детства, который продлится до трех лет.

Основные характеристики кризиса первого года жизни.

Ø Потребность в расширении границ.

Ø Повышенная эмоциональная возбудимость, капризы, бурное выражение эмоций.

Ø Гипертрофированная привязанность к маме.

Ø Непослушание и упрямство

Второй год жизни ребенка

«Все хорошее в жизни происходит от удивления»Сократ

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым: меняется социальная ситуация, возникает совместная деятельность ребенка и взрослого, и эта деятельность становится предметной.

Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так:

«РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ»

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом в раннем возрасте:

· с предметом могут выполняться любые действия;

· предмет употребляется только по назначению;

· свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Наши рекомендации