Первый год жизни для малыша — один из самых насыщенных и сложных

Педагогика раннего детства


«От пятилетнего ребенка до меня — только шаг,
от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние!»(Л. Н. Толстой)

Изучение психологических закономерностей развития личности и разных видов деятельности базируется:

v идеях культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского.

v теории периодизации психического развития Даниила Борисовича Эльконина.

v концепции генезиса общения Майи Ивановны Лисиной.

Первый год жизни для малыша — один из самых насыщенных и сложных

Младенчество.

Физиологические изменения:

ü Увеличение роста и веса ребенка, изменение пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма увеличивается сердце.

ü Дыхательная система становится более совершенной (увеличивается ее объем), совершенствуются органы пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу).

ü Постепенно укрепляется иммунная система растет сопротивляемость к различным заболеваниям, инфекциям, неблагоприятным условиям среды)

Развитие памяти:

v Эмоциональная

v Моторная

v Образная

v Вербальная

Ведущий вид деятельности:

Непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или

ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).

Объект этой деятельности — другой человек.

Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта.

Специфика общения взрослого с ребенком раннего возраста

Ø физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.),

Ø затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»);

Ø затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Речь ребенок осваивает как любую деятельность в определенной последовательности.

Ø

Важные приобретения первого года жизни:

Ø Первые слова (овладение речевой деятельностью).

Ø Хватание и манипулятивная деятельность (овладение предметной деятельностью).

Ø Ходьба

Кризис первого года жизни

Кризис — неотъемлемая часть нормального физического и психического развития ребенка, это своеобразный итог, переход на следующий этап развития. В конце первого года жизни малышу предстоит распрощаться с периодом младенчества и вступить в период раннего детства, который продлится до трех лет.

Основные характеристики кризиса первого года жизни.

Ø Потребность в расширении границ.

Ø Повышенная эмоциональная возбудимость, капризы, бурное выражение эмоций.

Ø Гипертрофированная привязанность к маме.

Ø Непослушание и упрямство

Второй год жизни ребенка

«Все хорошее в жизни происходит от удивления»Сократ

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым: меняется социальная ситуация, возникает совместная деятельность ребенка и взрослого, и эта деятельность становится предметной.

Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так:

«РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ»

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом в раннем возрасте:

· с предметом могут выполняться любые действия;

· предмет употребляется только по назначению;

· свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Развитие речи на втором году жизни ребенка

Второй год жизни ребенка- период повышенной восприимчивости к речи окружающих.

Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее.

При этом скорость овладения словом зависит от внимания взрослых, которые окружают малыша, и от индивидуальных особенностей ребенка.

В этот период слово тесно связано с действием.

Третий год жизни ребенка

«Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!»Януш Корчак

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Детское экспериментирование

В процессе исследования и экспериментирования развивается:

любознательность,

расширяются его представления об окружающем мире,

ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:

активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;

подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Развитие речи

Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Появление игровых действий

К концу 3 года жизни появляется Игра.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Для возникновения и развития игры необходимо обогащать жизненный опыт малышей. Именно он ложится в основу сюжетных игр.

Развитие образа Я

Развитие представлений о собственных физических возможностях и способностях

Способность влиять на поведение других людей

Развитие умения описывать свое поведение

Проявление чувства собственности

Способность ребенка понимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать его чувствам

Развитие конкретной самооценки

Кризис трех лет

Негативизм

Упрямство

Строптивость

Своеволие

Целевые ориентиры образования в младенческом и

раннем возрасте (к 3-м годам):

Ø ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ø использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.).

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (к 3-м годам):

Ø Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

Ø владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Ø стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

Ø проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Ø ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

Ø у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать

различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)

«Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования как к родителю, так и к педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: они должны хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития"

(Л.С. Выгодский).

Формы взаимодействия

· родительские собрания;

· беседы;

· анкетирование;

· совместные праздники;

· выставки;

· папки-передвижки;

· консультации;

· присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;

· укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.

Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (по И.В.Лапиной):
1-й шаг-приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг- приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг-ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;
5-ый шаг– ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг– ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;
7-ой шаг– ребёнок остается один на целый день.

Требования к личности педагога

Ø Любовь к детям. Искренность, позитивное принятие ребенка, эмпатия, эмоциональность.

Ø Обладание позитивными человеческими качествами.

Ø Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей.

Необходимые умения

Ø Организовывать ведущие в раннем возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей;

Ø Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

Ø Высокий профессионализм и компетентность. Это не только знание возрастных особенностей, но и способность строить индивидуальный маршрут развития ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.

Ø Реализовывать педагогические методики физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Ø Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

Ø Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего возраста.

Ø Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста;

Ø Знать общие закономерности развития ребенка в раннем детстве;

Ø Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем возрасте;

Ø Знать основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего возраста. Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей.

Ø Следить за изменениями в культуре для детей.

Методика ГленаДомана

В отличие от Монтессори, ГленДоман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира.

v С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.

v По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.

Развивающие игры Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, родители семерых детей из подмосковного города Болшева, создатели принципиально новую систему воспитания и оздоровления детей в семье.

v Ими открыто и описано явление "НУВЕРС" — "Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей".

v Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы.

v Автор называет свои игры "ступеньками творчества".

v Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними.

v Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы "избавиться" от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения.

Педагогика раннего детства


«От пятилетнего ребенка до меня — только шаг,
от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние!»(Л. Н. Толстой)

Изучение психологических закономерностей развития личности и разных видов деятельности базируется:

v идеях культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского.

v теории периодизации психического развития Даниила Борисовича Эльконина.

v концепции генезиса общения Майи Ивановны Лисиной.

Первый год жизни для малыша — один из самых насыщенных и сложных

Младенчество.

Физиологические изменения:

ü Увеличение роста и веса ребенка, изменение пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма увеличивается сердце.

ü Дыхательная система становится более совершенной (увеличивается ее объем), совершенствуются органы пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу).

ü Постепенно укрепляется иммунная система растет сопротивляемость к различным заболеваниям, инфекциям, неблагоприятным условиям среды)

Развитие памяти:

v Эмоциональная

v Моторная

v Образная

v Вербальная

Ведущий вид деятельности:

Непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или

ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).

Объект этой деятельности — другой человек.

Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта.

Специфика общения взрослого с ребенком раннего возраста

Ø физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.),

Ø затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»);

Ø затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Речь ребенок осваивает как любую деятельность в определенной последовательности.

Ø

Важные приобретения первого года жизни:

Ø Первые слова (овладение речевой деятельностью).

Ø Хватание и манипулятивная деятельность (овладение предметной деятельностью).

Ø Ходьба

Наши рекомендации