Первый год жизни для малыша — один из самых насыщенных и сложных
Педагогика раннего детства
«От пятилетнего ребенка до меня — только шаг,
от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние!»(Л. Н. Толстой)
Изучение психологических закономерностей развития личности и разных видов деятельности базируется:
v идеях культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского.
v теории периодизации психического развития Даниила Борисовича Эльконина.
v концепции генезиса общения Майи Ивановны Лисиной.
Первый год жизни для малыша — один из самых насыщенных и сложных
Младенчество.
Физиологические изменения:
ü Увеличение роста и веса ребенка, изменение пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма увеличивается сердце.
ü Дыхательная система становится более совершенной (увеличивается ее объем), совершенствуются органы пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу).
ü Постепенно укрепляется иммунная система растет сопротивляемость к различным заболеваниям, инфекциям, неблагоприятным условиям среды)
Развитие памяти:
v Эмоциональная
v Моторная
v Образная
v Вербальная
Ведущий вид деятельности:
Непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или
ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).
Объект этой деятельности — другой человек.
Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта.
Специфика общения взрослого с ребенком раннего возраста
Ø физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.),
Ø затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»);
Ø затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Речь ребенок осваивает как любую деятельность в определенной последовательности.
Ø
Важные приобретения первого года жизни:
Ø Первые слова (овладение речевой деятельностью).
Ø Хватание и манипулятивная деятельность (овладение предметной деятельностью).
Ø Ходьба
Кризис первого года жизни
Кризис — неотъемлемая часть нормального физического и психического развития ребенка, это своеобразный итог, переход на следующий этап развития. В конце первого года жизни малышу предстоит распрощаться с периодом младенчества и вступить в период раннего детства, который продлится до трех лет.
Основные характеристики кризиса первого года жизни.
Ø Потребность в расширении границ.
Ø Повышенная эмоциональная возбудимость, капризы, бурное выражение эмоций.
Ø Гипертрофированная привязанность к маме.
Ø Непослушание и упрямство
Второй год жизни ребенка
«Все хорошее в жизни происходит от удивления»Сократ
Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым: меняется социальная ситуация, возникает совместная деятельность ребенка и взрослого, и эта деятельность становится предметной.
Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так:
«РЕБЕНОК – ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ»
Выделяют три фазы развития связи действия с предметом в раннем возрасте:
· с предметом могут выполняться любые действия;
· предмет употребляется только по назначению;
· свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.
Развитие речи на втором году жизни ребенка
Второй год жизни ребенка- период повышенной восприимчивости к речи окружающих.
Темп развития речи у детей разный: одни начинают говорить раньше, другие позднее.
При этом скорость овладения словом зависит от внимания взрослых, которые окружают малыша, и от индивидуальных особенностей ребенка.
В этот период слово тесно связано с действием.
Третий год жизни ребенка
«Уважайте… чистое, ясное, непорочное святое детство!»Януш Корчак
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Детское экспериментирование
В процессе исследования и экспериментирования развивается:
любознательность,
расширяются его представления об окружающем мире,
ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:
активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;
подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Развитие речи
Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Появление игровых действий
К концу 3 года жизни появляется Игра.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.
Для возникновения и развития игры необходимо обогащать жизненный опыт малышей. Именно он ложится в основу сюжетных игр.
Развитие образа Я
Развитие представлений о собственных физических возможностях и способностях
Способность влиять на поведение других людей
Развитие умения описывать свое поведение
Проявление чувства собственности
Способность ребенка понимать эмоциональное состояние другого человека и сопереживать его чувствам
Развитие конкретной самооценки
Кризис трех лет
Негативизм
Упрямство
Строптивость
Своеволие
Целевые ориентиры образования в младенческом и
раннем возрасте (к 3-м годам):
Ø ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
Ø использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.).
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте (к 3-м годам):
Ø Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
Ø владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
Ø стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
Ø проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
Ø ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
Ø у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
«Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования как к родителю, так и к педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: они должны хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития"
(Л.С. Выгодский).
Формы взаимодействия
· родительские собрания;
· беседы;
· анкетирование;
· совместные праздники;
· выставки;
· папки-передвижки;
· консультации;
· присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
· укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода.
Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (по И.В.Лапиной):
1-й шаг-приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг- приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг-ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;
5-ый шаг– ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг– ребёнок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители ;
7-ой шаг– ребёнок остается один на целый день.
Требования к личности педагога
Ø Любовь к детям. Искренность, позитивное принятие ребенка, эмпатия, эмоциональность.
Ø Обладание позитивными человеческими качествами.
Ø Хорошее состояние физического, эмоционального здоровья: слабое здоровье педагога сказывается на самочувствии малышей.
Необходимые умения
Ø Организовывать ведущие в раннем возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей;
Ø Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
Ø Высокий профессионализм и компетентность. Это не только знание возрастных особенностей, но и способность строить индивидуальный маршрут развития ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка.
Ø Реализовывать педагогические методики физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Ø Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Ø Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего возраста.
Ø Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего возраста;
Ø Знать общие закономерности развития ребенка в раннем детстве;
Ø Знать особенности становления и развития детских деятельностей в раннем возрасте;
Ø Знать основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего возраста. Понимать высокую ответственность за жизнь, здоровье и развитие детей.
Ø Следить за изменениями в культуре для детей.
Методика ГленаДомана
В отличие от Монтессори, ГленДоман рекомендует приоритет зрительного опыта над всеми остальными способами познания мира.
v С первых дней жизни детям показывают серии карточек по разным отраслям знаний, начиная от написанных слов, карточек с точками (математика) и кончая изображением растений, животных, великих людей и исторических событий и многого другого.
v По мнению Домана, подобное опережающее обучение стимулирует развитие различных отделов мозга и благодаря чему ребенок развивается гораздо быстрее сверстников.
Развивающие игры Никитиных
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины, родители семерых детей из подмосковного города Болшева, создатели принципиально новую систему воспитания и оздоровления детей в семье.
v Ими открыто и описано явление "НУВЕРС" — "Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей".
v Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивают способности, заложенные в ребенке от природы.
v Автор называет свои игры "ступеньками творчества".
v Необходимым условием успеха в применении игр Никитиных является непосредственное участие родителей в занятиях с ними.
v Это не игра-развлечение, которая покупается, чтобы "избавиться" от ребенка на некоторое время. Это игры для совместного времяпрепровождения.
Педагогика раннего детства
«От пятилетнего ребенка до меня — только шаг,
от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние!»(Л. Н. Толстой)
Изучение психологических закономерностей развития личности и разных видов деятельности базируется:
v идеях культурно-исторической концепции Льва Семеновича Выготского.
v теории периодизации психического развития Даниила Борисовича Эльконина.
v концепции генезиса общения Майи Ивановны Лисиной.
Первый год жизни для малыша — один из самых насыщенных и сложных
Младенчество.
Физиологические изменения:
ü Увеличение роста и веса ребенка, изменение пропорции его внутренних органов: растет грудная клетка, развиваются легкие, опускается и становится более крепкой диафрагма увеличивается сердце.
ü Дыхательная система становится более совершенной (увеличивается ее объем), совершенствуются органы пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу).
ü Постепенно укрепляется иммунная система растет сопротивляемость к различным заболеваниям, инфекциям, неблагоприятным условиям среды)
Развитие памяти:
v Эмоциональная
v Моторная
v Образная
v Вербальная
Ведущий вид деятельности:
Непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину), или
ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).
Объект этой деятельности — другой человек.
Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта.
Специфика общения взрослого с ребенком раннего возраста
Ø физиологического комфорта (потребность в пище, гигиеническом уходе, тепле и др.),
Ø затем потребность в получении новых впечатлений; эмоциональное общение («эмоционально положительный комплекс»);
Ø затем деловое общение (общение по поводу деятельности). Речь ребенок осваивает как любую деятельность в определенной последовательности.
Ø
Важные приобретения первого года жизни:
Ø Первые слова (овладение речевой деятельностью).
Ø Хватание и манипулятивная деятельность (овладение предметной деятельностью).
Ø Ходьба