Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях - одна из самых гуманных и самых важных задач.

Лекция № 6

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ АВАРИЯХ, КАТАСТРОФАХ И СТИХИЙНЫХ ДЕЙСТВИЯХ

1. ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ.

2. ПРИ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ

3. ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ МЕСТНОСТИ И ПОМЕЩЕНИЙ ТЯЖЕЛЫМИ МЕТАЛЛАМИ

4. Неотложная помощь при тяжелых острых отравлениях:

5. Демеркуризация.

6. ЭВАКУАЦИЯ ДЕТЕЙ.

7. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

ПРИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЯХ.

Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях - одна из самых гуманных и самых важных задач.

Учителя обязаны знать и уметь выполнять основные приемы и способы защиты детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Учителя, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал школ должны твердо знать свои обязанности на случай аварии или пожара вблизи учебного заведения, стихийного бедствия, место укрытия детей, маршрут следования к нему.

Для этого во всех образовательных учреждениях должны проводиться занятия, тренировки, дни защиты детей.

Нельзя забывать, что только за прошедшие 20 лет вследствие природных катаклизмов погибло около 3 млн. человек. Каждый третий из них - ребенок.

Забота об их защите - дело не только родителей, по и всех административных, хозяйственных и общественных структур государства.

Землетрясения по своему разрушительному действию не имеют себе равных среди остальных стихийных бедствий. Вспомним декабрь 1988 г. - землетрясение в Армении, конец мая 1995 г. - Нефтегорск (северный Сахалин).

Сколько пострадало детей в домах, учебных заведениях, дошкольных учреждениях?
Коварство землетрясения в том, что оно почти всегда внезапно и, следовательно, заблаговременно предупредить население об опасности практически невозможно. Большей частью для каких-либо реальных действий людям отводятся не только минуты - секунды.

Если первые толчки застали вас дома, то:

1. те, кто находился на первых этажах, должны немедленно взять детей и с ними выбежать на улицу. В вашем распоряжении не более 15 - 20 с..

2. на втором и последующих этажах - встать в дверных и балконных проемах, прижав к себе ребятишек.

3. можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами. Эти места наиболее прочны, здесь больше шансов остаться невредимыми.

4. ни в коем случае не разрешайте детям прыгать из окон, с балконов и лоджий. В большинстве случаев это приводит к трагическим последствиям.

5. как только толчки прекратятся, немедленно покиньте помещение.

6. не отпускайте детей одних, смотрите, чтобы они не пользовались лифтами - в любой момент могут застрять. Тогда беды не миновать.

7. строго следите за тем, чтобы ни один ребенок не зашел в поврежденное здание.

8. помните, после первого могут последовать повторные толчки.

Будьте готовы к этому сами и предупредите малышей. Толчки обычно происходят через несколько часов, а иногда и суток.

Дети любят пользоваться спичками и зажигалками, свечками и горящими лучинками - не допускайте этого.

При утечке газа из поврежденных коммуникаций открытый огонь приведет к взрыву и дополнительным жертвам.

Может случиться, первые толчки застали вас на улице:

1. Немедленно как можно дальше отведите детей от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов - они могут разрушиться.

2. Работникам детских учреждений и учебных заведений в сейсмически опасных районах следует твердо усвоить, что в момент разрушения или повреждения зданий опасность представляют не только падающие стены и перекрытия, а также разлетающиеся кирпичи, стекла, дымовые трубы, карнизы, лепные украшения, балконы, осветительные устройства, вывески, дорожные знаки.

3. Если вы увидели травмированных детей, тут же окажите им первую медицинскую помощь.

Наводнения, которые довольно часто бывают во многих районах, приводят к человеческим жертвам. Чтобы этого не произошло, надо с максимальной пользой использовать время, которого не так много:

1. При угрозе затопления работа школ и дошкольных учреждений прекращается.

2. Детей отправляют домой или переводят в безопасные места.

3. Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят малышей, детские учреждения и больницы.

4. Если это сделать не удалось, надо поднять ребят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды - и на крыши.

5. Оттуда их следует вывозить на ботах, катерах, баржах, лодках.

6. На плавающие средства входить они должны по одному, ступая на середину настила.

7. Во время движения не разрешайте детям меняться местами, садиться на борта, толкаться.

8. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все дети не окажутся на суше.

9. В крайних случаях надо предложить каждому ребенку в отдельности воспользоваться надежными подручными средствами - бочками, бревнами, деревянными щитами, дверями, обломками заборов, автомобильными камерами и другими предметами, способными удержать его. Обязательно рядом должен быть взрослый.

Вода может застать вас в поле, в лесу:

1. Как можно быстрее вывести детей на возвышенные места.

2. Если нет такой возможности, помочь ребенку забраться на прочное развесистое дерево.

3. К тонущему ребенку подплывать лучше со спины.

4. Приблизившись, взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами.

5. Если есть лодка, приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде - против ветра и волны.

6. Вытаскивать ребенка из воды лучше всего со стороны кормы.

7. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

Буря, ураган, шторм, смерч - все это явления, вызванные действием ветра большой разрушительной силы, высокой скорости и значительной продолжительности. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, валит столбы, вырывает с корнями деревья, обрывает провода, повреждает транспортные магистрали. Метеослужба достаточно достоверно прогнозирует эти явления, предупреждает о скорости и направлении движения ветра.

После передачи по радио штормового предупреждения:

1. детей из домов, учебных заведений, детских дошкольных учреждений не выпускают.

2. следует запретить ребятам подходить к окнам - они могут быть ранены осколками разлетающегося стекла. Лучше стать в простенок или отвести детей в коридор.

3. для защиты можно использовать прочную мебель - письменный стол, шкаф, парту. Как показала практика, самыми безопасными местами в таких случаях являются убежища, подвалы, погреба, внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий.

4. нельзя разрешать выходить на улицу сразу после ослабления ветра: через несколько минут порыв может повториться.

5. если во время бури, урагана вы оказались на улице, быстрее ложитесь на дно канавы, котлована, придорожного кювета, в любое другое углубление, крепко прижмите к себе ребенка. Его голову прикройте сумкой, портфелем, ранцем, любым другим предметом, который был с вами. Держитесь подальше от зданий и строений.

Помните! Чаще всего в такой ситуации дети получают травмы от осколков стекла, шифера, черепицы, кусков кровельного железа, сорванных дорожных знаков, деталей отделки фасадов и карнизов, предметов, хранящихся на лоджиях и балконах.

6. не разрешайте ребенку браться или наступать на оборванные провода - они могут быть под током.

7. предвидев бурю, ураган, снежные заносы, надо позаботиться об аварийных источниках освещения, создать запасы воды и продуктов на 2-3 суток.

8. подумайте, что в таких условиях может потребоваться детям из питания и одежды.

9. не забудьте запастись медикаментами и особенно перевязочными материалами.

10. радиоприемники и телевизоры необходимо держать постоянно включенными, так как по ним будут передаваться сообщения, информация, разъяснения о правилах поведения в конкретной ситуации.

ПРИ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ

Довольно частыми стали аварии и катастрофы, которые сопровождаются взрывами и пожарами, разливами ядовитых сильнодействующих веществ (СДЯВ). Радиоактивными веществами и тяжелыми металлами загрязняются окружающая местность, помещения, продукты питания и вода. При взрывах, которые происходят дома, в гаражах, вблизи учебных заведений и детских дошкольных учреждений, дети, получают травмы разной степени тяжести.

Главная задача - как можно быстрее оказать первую медицинскую помощь, остановить кровотечение, наложить повязку на рану и потом отправить ребенка в лечебное учреждение.

Пожары происходят всюду - на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях и особенно много (до 50%) в жилых домах. Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе горения выделяются ядовитые вещества, которые приводят к серьезным отравлениям.
При определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, мучная, зерновая пыль, а так- же пыль хлопка, льна и пеньки.

Ежегодно в России происходит 270 - 280 тыс. пожаров. Погибает около 9 - 10 тыс. человек, среди них 2800 - 3000 - дети. Еще больше обожженных и калек. Цифры не только настораживают, они зовут к решительным действиям. Как в таких случаях спасать детей, какую помощь им оказывать?

Надо помнить, что:

1. выводить детей из зоны пожара через огонь и дым крайне нежелательно.

2. следует искать более легкие и безопасные пути. Если невозможно воспользоваться лестничными клетками, пробуйте спустить ребенка на лифте или через окно, балкон, лоджию, к которым подаются автомобильные подъемники, выдвижные и приставные лестницы.

3. в крайнем случае, когда все выходы отрезаны огнем и укрыться в каком-либо безопасном месте нельзя, надо взять прочную веревку или надежно связать несколько простыней, одним концом крепко обвязать ребенка, другой - привязать к тяжелому предмету, батареям отопления.

4. затем, обмотав веревку вокруг рук, начать потихоньку спускать его на землю. Речь идет о 2, 3 и 4 этажах. Нельзя привязывать веревку к оконной раме - под тяжестью человека она может оторваться.

Как вести поиск детей в горящем здании:

1. Сначала уточнить планировку, выяснить места вероятного нахождения маленьких ребят.

2. Надеть противогаз с гопкалитовым патроном или респиратор. Можно воспользоваться мокрой противопыльной тканевой маской, ватно-марлевой повязкой.

3. Набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани и после этого идти в помещение на поиск притаившихся детей. Чаще всего они прячутся под кровати, диваны, столы, забиваются в шкафы, кладовки, туалетные и ванные комнаты. На зов в большинстве случаев не откликаются.

4. Если вы отыскали в горящем помещении ребенка, который может сам передвигаться, надо накинуть на него увлажненную простыню, скатерть, одеяло и крепко взяв за руки, вывести в безопасное место. Рот и нос закрыть мокрым платком, шарфом, косынкой.

5. Если ребенок потерял сознание, взять его на руки и немедленно выходить из зоны огня и дыма.

6. В том случае, когда загорелась одежда, надо как можно скорее набросить на него мокрое или даже сухое покрывало и плотно прижать его к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение.

7. Смотрите, чтобы ребенок, на котором горит одежда, не побежал - пламя только усилится.

8. Не вздумайте тушить одежду при помощи огнетушителя - может произойти химический ожог.

9. В тех помещениях, которые сильно задымлены и там находятся дети -немедленно широко раскройте окна и двери для проветривания.

10. Уменьшит задымленность струя распыленной воды, которая охлаждает дым и одновременно осаждает его твердые частицы. В первую очередь это надо делать там, где могут быть дети.

11. Работать в задымленных помещениях надо небольшими группами (2-4чел.), передвигаясь по участкам с относительно хорошей видимостью - вблизи окон и дверей, придерживаясь какой-либо стены.

12. Поиск детей в горящем здании прекращается лишь тогда, когда точно известно, что ни одного ребенка там больше нет, когда тщательно проверены все охваченные огнем и дымом помещения.

13. Помните, огонь безжалостен. Строже следите за детьми в опасных ситуациях, контролируйте их каждое действие, предостерегайте от опрометчивых поступков.

Аварии с выбросом (разливом) ядовитых сильнодействующих веществ (СДЯВ)не исключены на хладо- и мясокомбинатах, водопроводных станциях, целлюлозно-бумажных предприятиях, химических заводах. В этих случаях в атмосферу попадают аммиак, хлор, могут быть и другие вещества. Учебное заведение, жилой массив могут оказаться недалеко от объекта, на котором произошла такая авария.

Как поступить:

1. В такой чрезвычайной ситуации органы гражданской обороны и местной администрации должны немедленно оповестить население о случившемся, коротко напомнить порядок действий, указать, куда, в каком направлении может двигаться ядовитое облако.

2. Во всех случаях при возникновении опасности химического заражения лучше всего надеть на ребенка детский противогаз или укрыться в ближайшем убежище. Но не всегда это возможно. Больше вероятности, что придется срочно выходить из зоны заражения.

3. Готовясь к выходу, наденьте на ребенка плотную верхнюю одежду, лучше плащ, застегните его на все пуговицы, шею обвяжите шарфом, на ноги резиновые сапоги, на голову шапочку, рот и нос прикройте ватно-марлевой повязкой, предварительно смочив ее в воде или 2 % растворе питьевой соды при хлоре, 5% растворе лимонной кислоты при аммиаке. Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район.

Если не было четких указаний и не говорилось, куда выходить или вы просто не расслышали, что делать тогда:

1. Выходить самим и выводить (вывозить) детей из зоны возможного заражения в направлении, перпендикулярном движению ветра.

2. Времени для этого очень мало. Облако СДЯВ движется со скоростью ветра. Возьмем минимальный ветер - 1 м/с. В таких условиях за 10 мин ядовитые вещества продвинуться на 600 м, а при чуть большем дуновении - до километра.

3. Ни в коем случае нельзя прятать детей в подвалах, погребах, оврагах, балках. Многие ядовитые вещества, как, например, хлор, сероводород, бензол тяжелее воздуха, стелятся по земле, затекая в низинные места.

А если укрыть детей в убежище или вывести из зоны заражения не удалось, тогда:

1. оставайтесь дома, но плотно закройте окна и двери, дымоходы, вентиляционные отверстия.

2. Входные двери надо завесить плотной тканью, одеялом.

3. Щели в окнах и стыки в рамах заклеить обычной бумагой, пленкой, лейкопластырем. Такая герметизация на какое-то время затруднит проникновение СДЯВ в помещение.

4. При подозрении на поражение СДЯВ исключите ребенку любые физические нагрузки, дайте обильное теплое питье - это может быть чай, молоко, кофе.

5. Затем обязательно покажите его медицинскому работнику.

Аварии на атомных энергетических установках (АЭУ). Были они в США, Англии и Советском Союзе. Особенно памятна всем Чернобыльская катастрофа (апрель 1986 г.). Вся тяжесть и опасность таких аварий состоит в том, что из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу радиоактивные вещества в виде мельчайших пылинок, аэрозолей. Может произойти разлив жидкости, приводящий к радиоактивному загрязнению местности, водоемов. Обнаружить радиоактивные вещества человек не может, так как они лишены каких-либо внешних признаков. Они не обладают ни запахом, ни цветом, ни вкусовыми качествами.
Только приборы могут сказать о заражении местности, воды, воздуха, предметов домашнего обихода, транспортных средств, продуктов питания.

Узнав об аварии на АЭУ, необходимо:

1. надеть противогаз на себя и на ребенка или респиратор и вместе укрыться в защитном сооружении (убежище, противорадиационном укрытии).

2. если вы дома или на службе - включите радиоточку и прослушайте информационное сообщение местного штаба ГО или администрации о случившемся и о порядке действий.

3. в помещении надо обязательно плотно закрыть окна, двери, форточки, вентиляционные люки, отдушины, заклеить щели в оконных рамах. На улицу стараться не выходить.

Главную опасность для людей, оказавшихся на местности, загрязненной радиоактивными веществами, представляет внутреннее облучение, то есть попадание радионуклидов внутрь организма при дыхании, при приеме пищи и воды. Для этого и проводится герметизация помещений, строжайший контроль над радиоактивной загрязненностью продуктов питания и воды.

В этой обстановке необходимо соблюдение мер радиационной безопасности и санитарной гигиены. В первые дни наибольшую опасность для людей представляет облучение щитовидной железы. Вот почему так необходима йодная профилактика. Заключается она в приеме внутрь йодистого калия в таблетках (иногда в порошках). Максимальный эффект от йодной профилактики достигается только при введении препарата до начала или в момент поступления в организм радиоактивного йода.

Тогда доза облучения щитовидной железы может быть снижена в 90 - 100 раз.

Однократный прием йодистого калия обеспечивает защитный эффект в течение 24 ч. Поэтому рекомендуется принимать его ежедневно.

Действующей с 1986 г. инструкцией по экстренной йодной профилактике взрослые и дети от двух лет и старше принимают по одной таблетке (0,125 г), дети до двух лет по 1/4 таблетки (0,04 г) в течение 7 суток. Выдаваться таблетки должны лечебно-профилактическими учреждениями в первые часы после аварии. Можно использовать йодистый калий из аптечки индивидуальной АИ-2. Если этого нет, йодистую настойку можно приготовить самим: три-пять капель 5% раствора йода на стакан воды, детям до 2 лет - одну-две капли, хорошенько размешать. Принимать лучше равными частями три раза в день.

4. Прежде чем покинуть квартиру или рабочее место, надо не забыть выключить свет, другие электрические приборы, газ, закрыть водопроводные краны.

5. С собой непременно взять документы, деньги, необходимые веши.

6. Обязательно надеть плащ с капюшоном или накидку, комбинезон или спортивную одежду, резиновую обувь, кожаные или резиновые перчатки.

7. Перед входной дверью иметь емкость с водой и рядом расстелить влажный коврик, о который вытирать ноги.

8. Пребывание на местности должно быть по возможности кратким.

9. Нельзя садиться на землю, курить, ходить по кустам и пыльной дороге, купаться в открытых водоемах, собирать грибы и ягоды в лесу.

10. В помещениях, предназначенных для нахождения людей, ежедневно проводить влажную уборку, желательно с применением моющих средств.

11. Пищу принимать только в закрытых помещениях.

12. Руки мыть обязательно с мылом, рот полоскать 0,5% и раствором питьевой соды.

13. Все колодцы оборудовать крышками, навесами, глиняными отмастками.

14. Продукты хранить в стеклянной таре, полиэтиленовых пакетах, холодильниках и погребах.

15. Если по условиям радиационной обстановки дальнейшее пребывание людей в данной местности небезопасно - проводится эвакуация. Для этого следует использовать автобусы, крытые грузовики и легковые автомашины обязательно с закрытыми окнами. Транспорт лучше подавать непосредственно к подъездам домов, собирать людей где-либо на открытой местности и заставлять их ждать там прихода машин запрещается.

16. Эвакуацию проводят по кратчайшим маршрутам с наименьшими уровнями радиации, по дорогам с твердым покрытием, чтобы как можно меньше образовывалось пыли. А еще лучше после дождя или после того, как пройдут поливомоечные машины и смочат трассу.

17. О начале эвакуации обязательно предупредить соседей, сослуживцев, других людей, которые окажутся рядом.

18. По прибытии в безопасный район каждый обязан пройти полную санитарную обработку. Это означает вымыться с мылом, сменить белье, обувь на незараженное.

19. При этом необходимо провести дозиметрический контроль. как до санитарной обработки, так и после нее.

Наши рекомендации