Тема 17. Профессиональная коммуникация
Сущность и структура профессиональной коммуникации. Коммуникативно-риторическая модель профессиональной коммуникации. Проблема ответственности участников профессиональной коммуникации. Приемы деловой коммуникации. Принятие управленческого решения как компонент деловой коммуникации.
Элементы коммуникативного процесса в организации (учреждении): субъекты коммуникации, средства коммуникации, предмет коммуникации, эффекты коммуникации. Цели и задачи профессиональных коммуникаций. Сравнительный анализ моделей коммуникативного взаимодействия (линейная модель Г. Лассуэла, интерактивная модель Т. Ньюкомба, технократические модели коммуникации Г.Маклуэна, модель социальной самоорганизации Н.Лумана).
Коммуникация в управленческой деятельности. Типы коммуникаций. Формы деловой коммуникации. Коммуникация внутри организации. Коммуникация за пределами организации. Правила оптимизации управленческой коммуникации. Профессиональная коммуникация в информационном обществе. Роль информационных служб в коммуникативных процессах.
Тема 18. Речевая коммуникация в профессиональной деятельности
Сущность и специфика речевой коммуникации. Речевой этикет, его социокультурные и региональные особенности. Вербальные и невербальные средства общения. Технологии невербального общения. Использование навыков речевой коммуникации в публичном выступлении.
Правильность речи. Различия между письменной устной и письменной речью. Грамматическая правильность. Нормы грамматики в устной речи. Правильное произношение. Нормы ударения. Точность речи. Логичность речи. Чистота речи. Эмоциональность речи. Соотношение рационального и эмоционального в речи. Выразительность речи. Риторический вопрос, сравнение, эпитет, гипербола. Художественное чтение.
Невербальные средства общения в публичном выступлении, их структура и роль в активизации внимания аудитории. Визуальная культура.
Поза, жесты, мимика, интонация, их коммуникативная роль.
Тема 19. Ораторское мастерство в деловом общении
Понятие мастерства оратора. Становление и совершенствование ораторского мастерства. Психологические особенности речевого воздействия и восприятия сообщения аудиторией. Уровни понимания смыслового содержания речи. Развитие внимания, памяти, мышления оратора и слушателей. Психологический контакт как общность психического состояния оратора и аудитории. Эмпатия. Рефлексия.
Воспитательный, обучающий и образовательный компоненты ораторского мастерства. Педагогический такт. Приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Особенности поведения аудитории. Обратная связь в системе «оратор – аудитория». Этические ценности оратора. Этикет оратора.
Тема 20. Способы установления контакта с аудиторией
Методики завоевания внимания аудитории. Техники речевого воздействия. Причины возникновения возражений, типы возражений и основные способы реагирования. Стратегия принятия/непринятия выражений, аргументация своей позиции. Ответы на вопросы и замечания; спор в ситуации публичного выступления. Приемы нейтрализации вербальной агрессии. Понимание мотивов высказываний собеседников, скрытый смысл и реакцию (в том числе информацию, выражаемую жестами, мимикой и т.д.). Развитие убедительности, способности адекватно реагировать на любые изменения в ситуациях общения, приемы нейтрализации внутреннего дискомфорта. Способы коррекции собственного вербального и невербального поведения, специфика отбора слов.
Тема 21. Монолог в деловой коммуникации
Основные роды и виды монологического публичного выступления. Композиция монологического выступления: проблема, тема, план. Особенности структуры краткой речи: микротема, план, текст.
Общие принципы построения большой речи (лекции, доклада и т.п.): принцип последовательности, принцип усиления, принцип органического единства, принцип экономии.
Основные композиционные параметры публичной речи: способы изложения материала (индукция-дедукция, историческое-логическое, ступенчатое-концентрическое и т.п.); соотношение частей речи по объему и цели (вступление, основная часть, выводы).