Основные проблемы современного международного спортивного движения
Для Международного спортивного движения особенно актуальны следующие проблемы: расовой дискриминации, дискриминации по политическим и идеологическим мотивам, коммерциализации, любительства и профессионализма, допинга, терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах. Эти проблемы возникали, разрешались, а часть из них остаются острыми и в настоящее время. В этом разделе представлены обобщенные сведения о названных выше проблемах МСД. Конкретные же случаи их проявления и разрешения изложены в главах о формах МСД, и прежде всего о МОД и МРСД.
Проблема расовой дискриминации к началу 1990-х гг. практически полностью разрешилась. Коренное население отдельных стран, люди с различным цветом кожи, национальные меньшинства сейчас участвуют в крупных международных соревнованиях. В разделе "Олимпийские игры" содержатся сведения о проявлении этой проблемы в США, ЮАР, Родезии и ее отражении на крупных международных соревнованиях. Например, НОК ЮАР в период 1960 - 1992 гг. был лишен права участия в Олимпийских играх за то, что эта страна проводила политику апартеида в отношении коренного африканского населения и тем самым грубо нарушала Олимпийскую хартию.
Противоречия в идеологии и политике часто переносились на международный спорт. В разделе "Международное рабочее спортивное движение" подробно излагаются факты, имеющие прямое отношение к идеологизации и политизации международного спорта. В наше время бойкот многими странами Олимпиад 1980 и 1984 гг. - яркий пример вмешательства политики в спорт. Следует отметить, что эта проблема к концу 80-х гг. была преодолена и разрешена в МСД. Во всяком случае, до конца 90-х гг. XX в. она заметно не проявлялась.
Демократизация МСД - это расширение прав национальных спортивных организаций, улучшение координации в деятельности МСО и их взаимодействие с правительственными организациями, участие самих спортсменов в обсуждении вопросов международного спорта и т.п. В деятельности МОК примером этого процесса является образование при МОК в 1981 г. Комиссии атлетов и тем самым приближение спортсменов к обсуждению проблем олимпийского движения. В настоящее время 200 НОК стран мира признаны МОК (положение на 2001 г.), с 1995 г. введена в действие новая Олимпийская хартия, в которой расширены права МСФ и НОК при решении вопросов олимпийского движения. Вопрос о порядке выборов членов МОК постоянно дискутируется. Известно, что членами МОК являются 115 человек, а число стран, входящих в него, - 200, т.е. далеко не все страны представлены в МОК. В настоящее время действует положение, что число членов МОК не должно превышать 115 (положение на 2001 г.). Процедура избрания членов МОК была разработана П. Кубертеном в 1894 г.: МОК сам избирает новых членов этой организации для тех или иных стран. Этим самым П. Кубертен хотел оградить зависимость членов МОК от государственных структур. Такая система существует и в настоящее время. Проблемы коммерциализации, любительства и профессионализма тесно взаимосвязаны между собой.
Действительно, финансовые дела МОК в 60 - 70-е гг. находились в плачевном состоянии. Игры 1976 г. принесли городу-хозяину - Монреалю убыток в миллиард долларов. Городов-претендентов на проведение олимпийских игр становилось все меньше и меньше. На Игры-84 претендовал один Лос-Анджелес.
Проблема терроризма и крупных трагедий на спортивных аренах не относится к числу чисто "спортивных". Крупные международные спортивные форумы - Олимпийские игры, чемпионаты мира и континентов и т.п. - создают "идеальные условия", где могут "проявить себя" международные террористы. Такую акцию провели члены палестинской террористической организации "Черный сентябрь" на Олимпиаде-72 в Мюнхене (подробно об этом см. в разделе "Игры XX Олимпиады").
К середине 90-х гг. обозначились еще две новые проблемы - выбора городов для проведения Олимпийских игр и олимпийского образования.
Проблема процедуры выбора городов-кандидатов на право быть хозяином игр объясняется возрастанием прибыльности оргкомитетов, проводящих Олимпийские игры и, как следствие, - значительным увеличением числа городов-кандидатов, участвующих в конкурсе за право проведения Олимпиад. В свою очередь, это привело к существенному повышению расходов городов-кандидатов, связанных с пропагандой и рекламой предстоящих Игр с инспектированием членами МОК и МСФ олимпийских объектов кандидатов.