Религиозная и иные концепции
В рамках орудийно—трудовой концепции (по Ф. Энгельсу) возникновение культуры связывается со становлением способности человека к труду и его умения создавать орудия труда. Трудовая концепция генезиса культуры утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и самой культуры.
Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.
Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, чтоисточниккультуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.
-Человек играющий, по мнению Й. Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий.
-Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец.
Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Й. Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.
Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.
Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.
Религиозная концепция связывает начало культуры с возникновением веры в Бога. Одна из центральных в христианстве тем – тема от—деленности человека от Бога.
Пустоту разрыва между Богом и людьми призвана была восполнять культура, именно она привносила в жизнь высокие смыслы.
В основе христианского понимания культуры лежит стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности.
Вера в Бога давала человеку силу преодолевать себя, наполнять свою жизнь моральными смыслами.
Игровая концепция культуры целостно была сформулирована философом-идеалистом Йоханом Хейзингом в работе «Человек играющий»..
Игра – прежде всего, свободная деятельность. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер игры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собственном воображении, в сфере игры.
Концепция рассматривает игру как первооснову культуры, которая возникает и развертывается в игре, носит игровой характер.
Игра – это всеобъемлющий способ человеческой деятельности.
.. Цель игры – в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть ни дурной, ни хорошей.
Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры.
В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении «правил игры».
Игровые состязания, более древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подобно дрожжам, способствовали росту и развитию форм архаической культуры.
Культ рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрой. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязание.
Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах.
Поэтому вывод здесь может быть только один: культура, в ее первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, она развертывается в игре и как игра.
. Й. Хейзинга подчеркивает, что культура все еще хочет, чтобы ее «играли», – по взаимному соглашению относительно определенных правил.
7.Психоаналитическая концепциякультурогенеза, созданная Фрейдом.Теория архетипов К.Юнга
Психоаналитическая концепция (по З. (Фрейду) подходит к раскрытию генезиса культуры через исследование феномена первобытной культуры.
Большое значение в данной концепции придается системе запретов – табу. Человек обрел особенности, которые не были присущи животному миру.
По мнению Фрейда , культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо) с помощью норм и запретов.
В результате происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их обезьяньих предков. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Энергию неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы — искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности.
В основе религии, по мнению Фрейда, лежит чувство вины. В своей врачебной практике австрийский психиатр часто сталкивался с чувством затаенной вражды, которое испытывает сын по отношению к своему отцу. Причиной этого являлась подавленная любовь к матери, которая и выливалась в ненависть по отношению к тому, кто обладал преимущественным правом на сексуальные отношения с нею.
На первобытной стадии существования человечества возникла ситуация, когда вождь орды присвоил себе преимущественное право на всех женщин орды, за что был убит своими сыновьями, впоследствии раскаявшимися в своем поступке и объявившими табу на убийство и инцест (кровосмесительство).
Подобное воспоминание о фигуре убитого отца послужило в дальнейшем основанием для появления фигуры Бога, т. е. стало источником не просто формирования примитивных форм тотемизма, но и развитых религиозных форм.
Ученик Фрейда, Карл Густав Юнг (1875–1961), в своих работах обратился к конкретным мифам с целью их сравнения и выявления общих символов.
Например, символику круга можно наблюдать в самых различных религиозных традициях: круг как идеальная форма (т. е. символическое отображение мироздания в виде круга) – в буддизме и т. д.
Например, Персей – в древнегреческой мифологии,
Иисус – в христианской традиции, аналогичные ближневосточные и индийские мифы. КАРЛ ЮНГ предположил, что все эти мифы являются заимствованиями из одного источника.
Фрейд и Юнг неоднократно подчеркивают, что религиозная символика порождается человеческим подсознанием, которое уже содержит в себе весь набор символов (или комплексов).