Физическая культура в Древнем Египте, Ассирии, Древних Китае и Индии
О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязаний на колесницах, а также высеченные на камне тексты Законов Хаммураппи, датируемые 1800-1750 годами до н. э. Согласно другим археологическим находкам, ассирийцы организовали обучение фехтованию на мечах и метанию копья.
В отношении персов, помимо свидетельств памятников материальной культуры, до нас дошли также записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, из которых ясно, что они обучали своих детей в возрасте 7-16 лет в "воспитательных домах", действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. Позднее из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций оставались центрами физической культуры Персии.
С опозданием примерно на полтысячи лет, в долине Нила развернулся такой же процесс развития, как в Месопотамии. В конце IV тысячелетия до н э. в местах обитания крупных племен Северного и Южного Египта образовалось несколько относительно небольших центров политической власти.
Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778-2723 года до н. э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога со всей очевидностью объясняется теми же мотивами, что и испытания героев греческой мифологии и современных вождей отдельных африканских племен, в ходе которых кандидаты физическими достижениями подтверждают, что они достойны быть избранными.
Позднее испытания в беге при избрании царя-бога были вытеснены борьбой, лучше выражающей превосходство в силе и ловкости, приемы которой напоминают современную вольную борьбу, акробатики и охоты на стене гробницы Фиоххотена в Саккаре, середина III тысячелетия до н. э. Наиболее ранний памятник, связанный с этой борьбой, - изображение серии движений, извлеченное из гробницы Фиоххотена, середина III тысячелетия до н. э. в Саккаре. Оно свидетельствует о владении фараоном техникой борьбы и его боевом настрое.
По мере всеобщего распространения рабовладельчества в области социальной роли и структуры физической культуры также происходил важный процесс перестройки. Магический обряд оттеснялся на задний план, все большее значение приобретал эстетический аспект публичного зрелища. О большой популярности физических упражнений свидетельствует обстоятельство, что в книгах правил приема гостей, писанных для привилегированных кругов, специальные главы посвящались указаниям о развлечении гостей акробатическими и танцевальными упражнениями.
К периоду Среднего царства относятся и самые древние надписи, содержащие обстоятельное описание парных игр с мячом. Заслуживает внимания, что различные рельефы, рисунки и скульптурные фигуры изображают только бросающих мяч или бьющих по нему игроков в основном в женских одеждах, которые никогда не борются за мяч. Можно сделать вывод, что физической культуре Древнего Египта были не известны командные игры. С другой стороны, это свидетельствует о том, что в играх с мячом, которые культивировались для эстетического воспитания и веселого времяпрепровождения женщин из господствующих слоев общества, цель действия не была связана с качественными критериями результата, в широком смысле этого слова.
Физическая культура наступившего после свержения господства гиксосов периода Нового и Позднего царства (1562-332 гг. до н. э.) с самого начала стала обогащаться новыми чертами. На созданных при правлении Аменхотепа II (1447-1420 годы до н. э.) знаменитых изображениях сфинксов запечатлены уже соревнования гребцов и воины, бегущие за колесницами. О соревновательном характере этих действий можно судить по тому, что скульптор показал фигуры бегунов в виде беспорядочной толпы, а не фронтально, как мы наблюдаем на барельефах, изображающих строй воинов. В период правления наследников этого фараона появились первые документы, свидетельствующие о распространении состязаний лучников и кулачных бойцов.
На храмовых празднествах Рамзеса II (1290-1223 годы до н. э.) стали уже проводиться соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи. Все чаще увековечивались бои на лодках, отражающие борьбу за дающую жизнь воду, но затем превратившиеся в традиционные зрелищные состязания. В ходе таких баталий, в отличие от позднейших лодочных турниров в Западной Европе, состязающиеся, вооруженные длинными шестами, стремились не только столкнуть друг друга в воду, но также потопить судно противника.
Перестройка своеобразной системы канонов древнеегипетской физической культуры произошла под влиянием эллинизма, распространившегося здесь после завоевания страны Александром Македонским в 332 года до н. э. Временный расцвет эллинистической культуры был сведен на нет христианской церковью, а затем арабским владычеством, укреплявшимся с 641 г. н. э.
В древнеиндийских описаниях впервые упоминается и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов.
Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.
О высокой культуре конных состязаний в Древней Индии можно судить по дошедшему до нас в хеттском переводе 1360 года до н. э. "учебнику по тренингу" на основании употребляемой в нем санскритской терминологии. Характерный ритуал выразительных движений, ведущий начало от магии плодородия, получил классическую форму в рамках института танцовщиц в храмах - девадаси.
Наряду с упомянутыми кастовыми разграничениями большую роль в формировании особенностей физической культуры Древней Индии сыграло также то обстоятельство, что относительно более развитые формы классового общества переплетались здесь с первобытно-родовыми отношениями в большей мере, нежели у народов Месопотамии, Вавилона и Древнего Египта. Вместе с этими отношениями, унаследованными от периода, предшествовавшего классовому расслоению, сохранялись характерные магические обряды, ритуалы и мифологические представления. Среди прочего - различные учения тантризма и практика йоги. В то же время кшатрии почитали совершенно неприемлемым для себя заниматься распространенными среди шудров танцевальными упражнениями, а также упражнениями с чучелами, кубиками или обручами и другими видами состязаний.
О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и таких древнеиндийских эпосов, как Махабхарата и Рамаяна. Военная аристократия завоевателей, их вооруженная челядь получали физическую подготовку высокого уровня.
Состязания в силе и ловкости, помимо военной подготовки в узком смысле, имели также большое значение для праздничных мероприятий древнеиндийских городов.
Согласно санскритским рукописям, уже в VII веке до н. э. в Индии повсеместно существовал культ игр на досках, требовавших сосредоточения и раздумий. Среди них выделялась прародительница современных шахмат чатуранга, воспитывавшая стратегическое мышление.
Название, состоящее из двух слов, чатур - четыре и анга - боевой порядок, происходит не от числа игроков, а от главных видов оружия индийской армии того времени: пехоты, кавалерии, боевых колесниц и боевых слонов. Ходы шахматных фигур: раджи Э - короля, боевой колесницы - ладьи, кавалериста - коня, пехотинца - пешки, - остались с тех пор по существу неизменными.