Философия в Древней Индии и Древнем Китае.

Л.А. Сабирова

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ФИЛОСОФИИ

Учебно-методическое пособие

ЕЛАБУГА

ББК

УДК

С

Печатается по решению редакционно-издательского совета Елабужского Института Казанского Федерального Университета в г. Елабуга от ..........….. 2015 г.

Рецензенты:

канд. филос. наук, доцент А.Г. Ильин

канд. филос. наук, доцент С.В. Смирнов

Сабирова Л.А. Практические и тестовые задания по философии: учебно-методическое пособие. – Елабуга: Изд-во Елабужского Института Казанского Федерального Университета в г. Елабуга, 2015. – 34 с.

Учебно-методическое пособие соответствует государственному обра­зовательному стандарту дисциплины «Философия» и представляет собой практические и тестовые задания по основным темам курса. Представленные задания позволят студентам подготовиться к контрольному тестированию на семи­нарских занятиях, текущему экзамену по дисциплине, федеральному Интер­нет-экзамену.

Предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисци­плину «Философия».

ББК

УДК

С

© Елабужского Института Казанского Федерального Университета в г. Елабуга, 2015

© Л.А. Сабирова, 2015

Содержание

Предисловие.......................................... ..................... .........................................

Введение............................................................... ................... ............................

Практические задания по теме «Предмет и функции философии» …

Практические задания по теме «История философии» …

Практические задания по теме «Философия бытия» …

Практические задания по теме «Философия познания, науки и техники» ....

Практические задания по теме «Философия общества» …

Практические задания по теме «Философия человека»...............

Приложения ….

Список рекомендуемой литературы........................................................... ............ .................40

Предисловие

Преподавание философии в высших учебных заведениях предполагает поиск новых форм и методов учебной работы. Одним из таких форм является использование практических заданий.

Представленные практические и тестовые задания – это конкретные вопросы с определенным набором ответов, один из которых правильный. Они, как правило, связаны с реальными жизненными ситуациями, которые необходимо подвергнуть философскому анализу. Цель студента – произвести данный анализ и найти правильный ответ.

Выполнение заданий по всем темам позволяет студентам:

– освоить основную информацию по философии,

– активизировать учебно-познавательную деятельность,

– оценить уровень своих знаний по конкретной теме занятия и по предмету в целом.

– сопоставить уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов,

– подготовиться к сдаче федерального Интернет-экзамена и текущего экзамена по дисциплине.

Преподаватели могут использовать пособие в процессе контрольного тестирования студентов на семинарских занятиях, на зачетах и экзаменах.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ по высшему, профессиональному образованию (31.01.2005).

Пособие не заменяет собой учебника, оно является дополнительным учебно-методическим инструментарием для творческого группового и самостоятельного изучения студентами курса дисциплины “Философия” и может быть использовано в качестве краткого проспекта, содержащего основные вопросы по данной программной учебной дисциплине с применением на лекциях - беседах, лабораторных и семинарских занятиях.

Введение

Практические и тестовые задания составлены для всех основных тем курса «Философия»: «Предмет и функции философии», «История философии», «Философия бытия», «Философия познания и науки», «Философия общества», «Философия человека». Они представлены в следующих основных формах:

1. В форме вопроса, содержащего варианты его решения. Студент должен найти и отметить правильный вариант ответа. Например: кто из известных философов написал философский труд «Метафизика»? Варианты ответов: а) Фалес; б) Демокрит; в) Платон; г) Сократ; д) Аристотель. Студент находит правильный ответ – д) Аристотель – и в ответах отмечает д).

2. В форме открытого вопроса, не содержащего вариантов ответа. Студент должен знать ответ и написать его. Например: как переводится слово «философия» с древнегреческого языка на русский язык? ­­______________ (напишите). Студент пишет правильный ответ – любомудрие.

3. В форме вопроса на определение соответствия какого-либо учения (высказывания, понятия и т.д.) и его представителей (авторов, противоположных понятий и т.д.). Например: определите соответствие следующих учений в философии:

а) волюнтаризм; а) идеализм;

б) материализм; б) аскетизм;

в) гедонизм; в) рационализм;

г) эгоизм; г) фатализм;

д) сенсуализм; д) альтруизм.

Студент должен определить соответствие учений и расставить эти учения по соответствующим парам: а–б (волюнтаризм-фатализм), б– а (материализм-идеализм, в–б (гедонизм–аскетизм), г–д (эгоизм – альтруизм), д–в (сенсуализм – рационализм).

4. В форме вопроса, в котором студенту предлагается проанализировать текст работы определенного философа и определить смысл данного текста. Например: какие проблемы философии рассматриваются И.Кантом в следующем тексте: « ». Студент должен определить, что в этом тексте речь идет о предмете философии, о роли человека в окружающем мире.

Все проблемные задания предполагают только один правильный ответ. Шкала соответствия рейтинговых оценок пятибалльной системе:

91% и более правильных ответов – «отлично»

71% – 90% правильных ответов – «хорошо»

51% – 70% правильных ответов – «удовлетворительно»

50% и менее правильных ответов – «неудовлетворительно».

1. ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Практические задания. «Предмет и функции философии»

Задание 1. В чем особенности мифологического мышления? Почему они сохраняются и сегодня в массовом сознании?

Задание 2. Прокомментируйте следующее суждение: «В качестве продуктов разума (но не мыслящего разума) религия народов и их мифология, какими бы простыми и даже неуклюжими они не казались … содержат в себе … мысли, всеобщие определения, истину, ибо в основании их лежит инстинкт разумности» (Гегель). Что собой представляют эти «всеобщие определения»? Каково их содержание?

Задание 3. Какие черты мифа наследуются религией и философией? Определите это по специфике их ответов на вопрос: как устроен мир?

Задание 4. В далекой «языческой» предыстории каждого народа можно проследить формирование идей пред философского характера. Но развитая философская мысль у некоторых появилась лишь с момента вхождения их в орбиту влияния мировых религий, а содержание и формы философствования определились местом философии в рамках той или иной религии. Можно ли говорить в таком случае о самобытности и оригинальности философской культуры этих народов? Какие оригинальные идеи родились, например, на почве белорусской культуры?

Задание 5. В чем своеобразие философских проблем? Почему они противостоят мифу и «здравому смыслу»? В чем смысл критического отношения философии к наличной культуре (мнениям, знаниям, мифам, предрассудкам, практическому опыту)?

Задание 6. В "Отрочестве" Л. Толстого мы встречаем следующее описание мыслей героя: "Я воображал, что, кроме меня, никого и ничего не существует во всем мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и что, как скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают... Были минуты, что я... иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать пустоту там, где меня не было".Попробуйте переубедить юного философа, если не хотите разделить его идеи.

Задание 7. М. Хайдеггер заметил, что следует отличать в науке строгость и точность: строгость философии как раз в ее неточности. Попробуйте истолковать это положение.

Задание 8. С.Кьеркегор в книге "Или - или" рассказывает следующую притчу: "В одном театре начался пожар. За кулисами. Вышел клоун, чтобы объявить об этом публике. Все подумали, что это шутка, и стали аплодировать. Он повторил - аплодисменты громче. Я думаю, что мир погибнет под всеобщие аплодисменты". Может ли оказаться философия в положении этого клоуна?

Задание 8. Поразмышляйте над стихотворением А.С. Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Какое требование для философской аргументации можно отсюда извлечь?

Задание 9. Аристотель говорит, что так же, как свободным называют человека, который живет для себя, так и философия - единственно свободная наука, так как существует ради себя. Все другие науки более необходимы, чем философия, добавляет он, но лучше нет ни одной. Ваше мнение?

Задание 10. Обоснуйте: нужна Вам философия или не нужна?

1.2. Тестовые задания. «Предмет и функции философии»

1. Философия – это: а) наука, теория; б) способ получения знания; в) вид жизнедеятельности человека; г) форма размышления о мире и человеке; д) умонастроение человека.

2. Философия возникла: а) в 10 – 8 вв. до н.э.; б) в 7 – 5 вв. до н.э.; в) в 4– 1 вв. до н.э.; г) в 1 – 4 вв. н.э.

3. Термин «философия» в переводе с древнегреческого языка означает

–––––––––––––– (напишите).

4. Первым применил термин «философия»:

а) Фалес; б) Конфуций; в) Пифагор; г) Платон; в) Гераклит

5. Страны, где возникала философия: а) Египет, Персия; б) Индия, Китай, Греция; в) Германия, Англия, Франция; г) Греция, Египет, Иран.

6. Философия появилась из такой формы духа, как: а) искусство; б) наука; в) миф; г) религия

7. Предметом философии являются: а) мир в целом, место человека в нем; б) природа, общество, человек; в) законы объективного мира; г) законы субъективного мира.

8. Способ, посредством которого философия отражает мир:

а) знание; б) вера; в) закон; г) принцип; д) идея.

9. Философия дает знания о: а) конкретном; б) особенном; в) всеобщем;

г) единичном; д) абстрактном.

10. «Что есть первоначало? Что есть первооснова? Что есть первопричина?» – это главные философские вопросы о мире, утверждали: а) Фалес, Платон, Декарт; б) Гераклит, Сократ, Августин; в) Пифагор, Эпикур, Маркс;г) Аристотель, Кант, Гегель; д) Протагор, Парменид, Лукреций.

11. «Что есть человек? Что он может знать? Что он может делать? На что он может надеяться?» – это главные философские вопросы о мире, утверждал: а) Платон; б) Августин; д) В.И. Ленин в) И.Кант; г) К.Маркс;

12. Раздел философии, в котором изучаются общие законы существования мира:

а) натурфилософия; г) философия духа;

б) социальная философия; д) философия человека.

в) онтология;

13. Раздел философии, в котором изучается место и роль человека в мире:

а) натурфилософия; г) философская антропология;

б) социальная философия; д) культурная антропология.

в) философия духа;

14. Раздел философии, в котором изучается познание человеком окружающего мира и самого себя:

а) натурфилософия; г) философия духа;

б) социальная философия; д) философия человека;

в) онтология; е) гносеология.

15. Определите соответствие между разделами философии и их содержанием:

А) аксиология; а) учение о природе;

Б) натурфилософия; б) учение о развитии;

В) онтология; в) учение о познании;

Г) социальная философия; г) учение о законах общества;

Д) гносеология; д) учение о ценностях;

Е) диалектика; е) учение о бытии.

16. Философия отличается от естественно-технических и гуманитарных наук:

а) не имеет четко обозначенного предмета исследования; б) не изучает мир в частностях; в) не оперирует точными понятиями; г) менее политизирована; д) не имеет законов.

17. Философия отличается от религии, прежде всего, тем, что:

а) рассматривает весь мир;

б)изучает мир в человеческом измерении;

в) не оперирует понятием «Бог»;

г) более политизирована;

д) не имеет догм.

18. Функции философии – это: а) основные задачи и цели философии; б) теоретико-методологическое значение; в) конкретно-прикладное значение; г) возможности философии по отношению к человеку.

19. Кому принадлежат слова о том, что главная задача философии – помочь человеку “познать самого себя”: а) Сократу; б) Платону; в) Августину; г) И.Канту; д) К.Марксу

20. Какое значение для конкретного человека имеет философия: а) без нее человек не может познать мир; б) она определяет сознание человека; в) она помогает понять мир и правильно в нем действовать; г) она уводит человека в мир фантазий и мечтаний; д) она и человек существуют автономно.

21. Философия формирует мировоззрение, мировоззрение – это: а) совокупность общих взглядов на мир и место в нем человека;б) сумма знаний и верований человека;

в) совокупность научных взглядов на мир и место в нем человека; г) совокупность идеологических взглядов на мир и место в нем человека.

22. Философия позволяет человеку осуществлять рефлексию, рефлексия – это:

а) познание, сознание; в) инстинктивное восприятие мира;

б) самоосознание, самопознание; г) интуитивное восприятие мира.

23. Философия дает человеку методологию, методология – это: а) система способов познания и действия; б) система приемов осознания законов мира; в) система регулятивов действия; г) система способов познания мира.

24. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая ценностно-нормативные ориентации личности и общества:

а)мировоззренческая; г) методологическая;

б)аксиологическая; д) гносеологическая;

в)критическая; е) онтологическая.

1.3. Задания из базы Интернет-тестирования . (ответы напишите)

1. Первая в истории форма духовного постижения мира: _________

2. Философия вышла из: ____________

3. Основной вопрос философии «Что первично?» сформулировал: __________

4. Общее философии и науки: _________________

5. Общее философии и искусства: _____________

6. Общее философии и религии___________

7. Черты философского знания: _____________

8. Философская картина мира характеризуется: ____________

9. Современная научная картина мира базируется на принципах: ___________

10. Роль философии в будущем будет _________

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «История философии»

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА»

6.1. Практические задания. Философия человека.

Задание 1. Термин «антропос» используется в философии чаще, чем «гомо». Объясните, почему?

Задание 2. Демокрит считал, что человек- это микрокосм, зеркально отражающий макрокосм. Объясните, почему?

Задание 3. Какое понятие является более универсальным: человек или личность. Обоснуйте свой ответ.

Задание 4. «Быть или не быть – вот в чем главный вопрос философствующего человека» – утверждал Парменид. Как Вы думаете, что имел в виду данный философ?

Задание 5. Проанализируйте с текст, принадлежащий Э. Фромму: «Что для современного человека важнее: иметь собственность, обладать ею, но подвергать себя всем связанным с этим превратностям судьбы, или же не иметь ничего и не хотеть иметь, но зато чувствовать себя счастливым, пребывать в единении с миром и потому быть».

6.2. Тестовые задания. Философия человека.

1. Составная часть философии, посвященная проблемам выявления природы и сущности человека? а) онтология б) натурфилософия в) социальная философия

г) философская антропология

2. Теория, которая считает, что сущность человека проявляется в том, что он является общественным существом: а) натурализаторская б)космологическая в) религиозная г) психологизаторская д) социологизаторская е) системная

3. Учение, возвышающее ценность человека: а) персонализм б) биологизм

в) психологизм г) социологизм д) историзм

4. Найдите соответствие теории и положения – человек – это:

а) натурализаторская а) космобиопсихосоциальное существо

б) космологическая б) греховное существо

в) религиозная в) природное существо

г) психологизаторская г) общественное существо

д) социологизаторская д) иррациональное существо

е) системная е) инопланетное существо

5. Найдите соответствие терминов и их значений:

а) человек а) социальное качество человека

б) субъект б) неповторимость, своеобразие человека

в) личность в) отдельный представитель человеческого рода

г) индивид г) космобиопсихосоциальное существо

д) индивидуальность д) активный и познающий человек

6. Основной критерий оценки зрелости человека:а) социальная позиция человека

б) социальные функции человека в) реальные действия человека г)социальная активность человека д) социальный статус

7. Источник саморазвития человека:а) способности б) потребности в) мотивы

г) интересы д) цели е) ценности

8. Цель духовного освоения человеком мира: а) обретение счастья б) реализация цели в) получение знаний г) понимание смысла жизни д) обретение власти над собой

9. Смысл жизни – это: а) главная цель в жизни б) удовлетворение потребностей

в) жизнь для других г) наслаждение, жизнь для себя д) ценностная цель, ориентир в жизни человека

10. Какая жизненная цель человека является приоритетной? а) прожить так, чтобы не было обидно умирать; б) прожить так, чтобы попробовать и узнать в жизни все;

в) самореализоваться и тем самым улучшить окружающий мир; г) прожить незаметно;

д) стать великим, оставить память о себе.

11. Учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений: а) гедонизм б) гуманизм в) альтруизм г) прагматизм д) аскетизм

е) эвдемонизм

12. Основная самоценность для человека? а) собственность б) жизнь в) деньги

г) власть д) самоутверждение е) слава

13. Смерть с философской точки зрения – это: а) смерть есть кара за человеческий грех

б) смерть есть переход в инобытие в) смерть есть освобождение духа от бренного тела

г) смерть есть естественный конец жизни человека как индивида, но продолжение его как родового существа

14. Философ, сформулировавший главную цель в жизни человека как руководство принципом «благоволения к жизни»?а) И.Кант б) К.Маркс в) А.Швейцерг) Э.Фромм

15. Свобода человека – это:а) возможности поступать так, как хочется; б) человек никогда не может быть свободнымв) независимость человека от законов природы и общества г) познание законов природы и общества и действия человека, основанные на этом знании

16. Счастье человека – это: а) возможность заработать много денег б) человек никогда не может быть счастливым в) независимость человека от других людей

г) благоприятная и комфортная жизнь

17. "Золотое правило" оптимального поведения человека в обществе:

а) быть альтруистом б) быть эгоистом

в) не желать другому того, чего не желаешь себе г) ставить общественные интересы выше личных д) ставить личные интересы выше общественных

18. Бессмертие человека возможно в продолжение себя в детях, в реализации себя в делах, в памяти людей – заявил: а) Сократ б) Бэкон в) Кант г) Швейцер

19. Термин «антропос» имеет: а) греческое происхождение б) латинское происхождение

20. Теория, которая считает, что человек создан Богом: а) универсальный эволюционизм б) креационизм в) теория внешнего вмешательства

6.3. Задания из базы Интернет-тестирования (ответы напишите)

1. Учение о том, что личность – высшая ценность: ___________

2. Человека как машину понимали: __________

3. Теорию сверхчеловека создал:________

4. Главное в человеке по Фрейду:________

5. Связь человека с Вселенной отражается в принципе:_________

6.Природные силы человека проявляются:_____________

7. Совершенный человек в древнеиндийской философии:___________

8.Совершенный человек в древнекитайской философии:___________

9. Совершенный человек по Марксу:____________

10. Выдающаяся личность по Ясперсу:__________

Приложение.

ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ

1. Бессознательное – это … а) мыслительные процессы, осознаваемые человеком

б) чувственные представления, переживаемые человеком в) психические процессы, не осознаваемые человеком

2. Бытие – это… а) первичность материи, вторичность сознания; б) реальное существование мира; в) первичность сознания, вторичность материи; г) объективность существования мира; д) предполагаемое существование мира.

3. Возможность – это… а) обязательность развития б) тенденция развития в)направленность развития

4. Время – это… а) чистая длительность; б) внутреннее ожидание события;

в) человеческое переживание длительности происходящих событий; г) мысленное представление прошлого и будущего; д) длительность материальных событий и порядок их следования друг за другом.

5. Движение – это… а) течение человеческих мыслей и представлений; б) изменение положения тел в пространстве с течением времени; в) всякое изменение и развитие материи; г) мысленное представление об изменении мира; д) качественное развитие предметов и явлений.

6. Действительность – это… а) наличное существование б) проявление существования в) возможность существования

7. Единичное – это… а) своеобразие объекта б) универсальность объекта

в) многообразие объекта

8. Закон – это… а) любая связь объектов б) существенная связь объектов в) случайная связь объектов

9. Категория – это … а) любое понятие б)философское понятие в) научное понятие

10. Коэволюция означает … а) процесс совместного развития биосферы и человеческого общества б) гармонизацию общественных и частных интересов

в) современную теорию эволюции г) взаимодействие индивида им общества

11. Культура – это … а) определенный тип цивилизации в истории человечества;

б) развитость, образованность, воспитанность человека; в) совокупность материальных и духовных ценностей и достижений г) вторичная, искусственная, очеловеченная природа; д) система образцов и норм поведения людей.

12. Менталитет – это … а)образованность, интеллигентность народа б) религиозность народа в) умонастроение народа г) идеологичность народа

13. Мировоззрение – это … а) совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека б) сумма знаний человека в) совокупность наиболее общих принципов человека

14. Необходимость – это… а) возможность проявления тенденции

б) обязательность проявления тенденции в) вероятность проявления тенденции

15. Общество – это… а) вся совокупность взаимоотношений людей;

б) форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на разделении труда и социальной солидарности; в) экономическая, политическая и духовная жизнь людей;

г) совокупность людей, коллективов, социальных институтов и общностей людей.

16. Природная среда – это … а) весь материальный мир, окружающий человека;

б) природные ресурсы планеты Земля; в) часть материального мира, задействованная в жизнедеятельности человека и общества; г) «очеловеченная», искусственная природа.

17. Причина – это … а) важный фактор б) любой повод в) побуждающий фактор

18. Прогресс – это движение, характеризующееся … а) переходом от низшего к высшему б) переходом от высшего к низшему в) от одного состояния к другому

19. Пространство– это …а) геометрическое расположение б) место, свободное от материи в) упорядоченная совокупность ощущений человека г) совокупность материальных предметов и явлений д) протяженность и взаимное расположение материальных предметов и явлений

20. Развитие – это… а) движение от простого к сложному, от низшего к высшему

б) всякое движение или изменение в) движение по кругу (круговорот) г) постепенное количественное изменение предметов и явлений д) необратимое качественное изменение с преобладанием прогрессивной тенденции

21. Регресс – это процесс … а) деградации, понижения уровня развития организации;

б) застоя, стагнации в) перехода от низшего к высшему

22. Рефлексия – это… а) познавательное действие б) чувственное отражение

в) осознание самого себя

23. Свобода – это… а) возможность делать что хочется б) способность действовать в соответствии с законами мира в) следование правилам поведения

24. Случайность – это … а) невозможность проявления тенденции б) необязательность проявления тенденции в) вероятность проявления тенденции

25. Смысл жизни – это… а) главная цель, ориентир в жизни б) удовлетворение всех своих потребностей в) жизнь для других г) наслаждение, жизнь для себя

д) ценностная цель, выступающая ориентацией в жизни человека.

26. Софизм – это а) рассуждение, построенное на сознательной подмене понятий

б) умение убеждать в спорах в) рассуждение по правилам логического мышления

27. Стагнация – это…а) застой в развитии б) прогресс в развитии в) регресс в развитии

28. Сущность – это философская категория, характеризующая а) внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и глубинных взаимоотношений

б) внешнее содержание предмета в единстве всех его свойств и глубинных взаимоотношений в) общее содержание предмета в единстве всех его свойств и глубинных взаимоотношений

29. Философия - это: а) наука, теория б) способ получения знания в) вид жизнедеятельности человека г) научное теоретизирование о мире д)псевдонаука

30. Цивилизация – это …. а) уровень развития материальной и духовной культуры

б) мировое сообщество государств и народов в) материальная культура

г) совокупность людей, объединенных единством религии д) синоним культуры

31. Человек – это… а) высокоразвитое животное б) ущербное существо в) биосоциальное существо г) социальное существо

32. Язык – это … а) система знаков для общения б) система понятий и символов

в) система суждений и умозаключений

2. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РАЗДЕЛУ:

ТРУДЫ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ

1. «Анти-Дюринг» – это труд, автором которого является …

а) Маркс б) Энгельс в) Ленин

2. «Бытие и ничто» – это труд, автором которого является …

а) Камю б) Сартр в) Ясперс г) Фрейд

3. «Богословско-политический трактат» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Спиноза

4. «Божественная комедия» – это труд, автором которого является …

а) Т. Кампанелла б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) А. Данте

5. «Введение в психоанализ» – это труд, автором которого является …

а) Камю б) Сартр в) Ясперс г) Фрейд

6. «Главные мысли» – это труд, автором которого является …

а) Платон б) Сократ в) Эпикур г) Гераклит

7. «Город солнца» – это труд, автором которого является …

а) Платон б) Ш. Фурье в) Т. Мор г) Т. Кампанелла д) Аристотель

8. «Государь» – это труд, автором которого является …

а) Т. Кампанелла б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) А. Данте

9. «Диалоги» – это труд, автором которого является …

а) Платон б) Сократ в) Эпикур г) Гераклит д) Аристотель

10. «Диалектика природы» – это труд, автором которого является …

а) Маркс б) Энгельс в) Ленин

11. «Закат Европы» – это труд, автором которого является …

а) Камю б) Сартр в) Шпенглер г) Фрейд

12. «Исповедь» – это труд, автором которого является …

а) Т. Кампанелла б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) Августин

13. «Истоки и смысл коммунизма» – это труд, автором которого является …

а) В. Соловьев б) П.Чаадаев в) Ф.Достоевский г) Н.Бердяев

14. «Истина и метод» – это труд, автором которого является …

а) Гадамер б) Сартр в) Шпенглер г) Камю

15. «Критика практического разума» – это труд, автором которого является …

а) Кант б) Фихте в) Гегель г) Шеллинг

16. «Критика чистого разума» – это труд, автором которого является …

а) Кант б) Фихте в) Гегель г) Шеллинг

17. «Курс позитивной философии» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Конт

18. «Левиафан» – это труд, автором которого является …

а) Гоббс б) Локк в) Монтескье г) Спиноза

19. «Материализм и эмпириокритицизм» – это труд, автором которого является …

а) Маркс б) Энгельс в) Ленин г) Кант

20. «Метафизика» – это труд, автором которого является …

а) Платон б) Сократ в) Эпикур г) Гераклит д) Аристотель

21. «Мир как воля и представление» – это труд, автором которого является …

а) Кант б) Фихте в) Гегель г) Шопенгауэр

22. «Миф о Сизифе» – это труд, автором которого является …

а) Камю б) Сартр в) Шпенглер г) Фрейд

23. «Монадология» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Спиноза

24. «Наука логики» – это труд, автором которого является …

а) Кант б) Фихте в) Гегель г) Шеллинг

25. «Начала философии» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Спиноза

26. «Новый органон» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Монтень

27. «Об ученом незнании» – это труд, автором которого является …

а) Т. Кампанелла б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) Л.Валла

28. «О граде божьем» – это труд, автором которого является …

а) Т. Кампанелла б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) Августин

29. «О наслаждении» – это труд, автором которого является …

а) Т. Кампанелла б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) Л.Валла

30. «Оправдание добра» – это труд, автором которого является …

а) Н. Бердяев б) Ф. Достоевский в) Л. Толстой г) В. Соловьев

31. «Опыт о человеческом разумении» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Локк

32. «Опыты» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Монтень

33. «Рассуждение о методе» – это труд, автором которого является …

а) Лейбниц б) Бэкон в) Декарт г) Локк

34. «Смысл творчества» – это труд, автором которого является …

а) В. Соловьев б) П.Чаадаев в) Ф.Достоевский г) Н.Бердяев

35. «Сумма теологии» –это труд, автором которого является …

а) Ф.Аквинский б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) Августин

36. «Сущность христианства» –это труд, автором которого является …

а) Кант б) Фихте в) Гегель г) Фейербах

37. «Так говорил Заратустра» –это труд, автором которого является …

а) Кант б) Фихте в) Гегель г) Ницше

38. «Утопия» – это труд, автором которого является …

а) Т. Кампанелла б) Н. Кузанский в) Н. Макиавелли г) Т.Мор

39. «Феноменология духа» – это труд, автором которого является …

а) Кант б) Фихте в) Гегель г) Ницше

40.«Философия общего дела» – это труд, автором которого является …

а) Булгаков б) Соловьев в) Флоренский г) Федоров

41. «Философия свободы» – это труд, автором которого является …

а) В. Соловьев б) П.Чаадаев в) Ф.Достоевский г) Н.Бердяев

42. «Философия хозяйства» – это труд, автором которого является …

а) Булгаков б) Соловьев в) Флоренский г) Франк

43. «Философические письма» – это труд, автором которого является …

а) В. Соловьев б) П.Чаадаев в) Ф.Достоевский г) Н.Бердяев

44. «Чтение о Богочеловечестве» – это труд, автором которого является …

а) Н. Бердяев б) Ф. Достоевский в) Л. Толстой г) В. Соловьев

45. «Экономическо-философские рукописи» – это труд, автором которого является …

а) Маркс б) Бэкон в) Декарт г) Монтень

3. ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РАЗДЕЛУ:

Л.А. Сабирова

ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ФИЛОСОФИИ

Учебно-методическое пособие

ЕЛАБУГА

ББК

УДК

С

Печатается по решению редакционно-издательского совета Елабужского Института Казанского Федерального Университета в г. Елабуга от ..........….. 2015 г.

Рецензенты:

канд. филос. наук, доцент А.Г. Ильин

канд. филос. наук, доцент С.В. Смирнов

Сабирова Л.А. Практические и тестовые задания по философии: учебно-методическое пособие. – Елабуга: Изд-во Елабужского Института Казанского Федерального Университета в г. Елабуга, 2015. – 34 с.

Учебно-методическое пособие соответствует государственному обра­зовательному стандарту дисциплины «Философия» и представляет собой практические и тестовые задания по основным темам курса. Представленные задания позволят студентам подготовиться к контрольному тестированию на семи­нарских занятиях, текущему экзамену по дисциплине, федеральному Интер­нет-экзамену.

Предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисци­плину «Философия».

ББК

УДК

С

© Елабужского Института Казанского Федерального Университета в г. Елабуга, 2015

© Л.А. Сабирова, 2015

Содержание

Предисловие.......................................... ..................... .........................................

Введение............................................................... ................... ............................

Практические задания по теме «Предмет и функции философии» …

Практические задания по теме «История философии» …

Практические задания по теме «Философия бытия» …

Практические задания по теме «Философия познания, науки и техники» ....

Практические задания по теме «Философия общества» …

Практические задания по теме «Философия человека»...............

Приложения ….

Список рекомендуемой литературы........................................................... ............ .................40

Предисловие

Преподавание философии в высших учебных заведениях предполагает поиск новых форм и методов учебной работы. Одним из таких форм является использование практических заданий.

Представленные практические и тестовые задания – это конкретные вопросы с определенным набором ответов, один из которых правильный. Они, как правило, связаны с реальными жизненными ситуациями, которые необходимо подвергнуть философскому анализу. Цель студента – произвести данный анализ и найти правильный ответ.

Выполнение заданий по всем темам позволяет студентам:

– освоить основную информацию по философии,

– активизировать учебно-познавательную деятельность,

– оценить уровень своих знаний по конкретной теме занятия и по предмету в целом.

– сопоставить уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов,

– подготовиться к сдаче федерального Интернет-экзамена и текущего экзамена по дисциплине.

Преподаватели могут использовать пособие в процессе контрольного тестирования студентов на семинарских занятиях, на зачетах и экзаменах.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ по высшему, профессиональному образованию (31.01.2005).

Пособие не заменяет собой учебника, оно является дополнительным учебно-методическим инструментарием для творческого группового и самостоятельного изучения студентами курса дисциплины “Философия” и может быть использовано в качестве краткого проспекта, содержащего основные вопросы по данной программной учебной дисциплине с применением на лекциях - беседах, лабораторных и семинарских занятиях.

Введение

Практические и тестовые задания составлены для всех основных тем курса «Философия»: «Предмет и функции философии», «История философии», «Философия бытия», «Философия познания и науки», «Философия общества», «Философия человека». Они представлены в следующих основных формах:

1. В форме вопроса, содержащего варианты его решения. Студент должен найти и отметить правильный вариант ответа. Например: кто из известных философов написал философский труд «Метафизика»? Варианты от

Наши рекомендации