Двигательно-координационные способности человека как основа ловкости, определение, виды, функциональная база проявления.
Ловкость — способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Ловкость — сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. Основу ловкости составляют координационные способности.
Двигательно-координационные способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво (наиболее совершенно) решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).
1. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений (от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства»).
2. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие (зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений).
3. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (управление тонической напряженностью и координационной напряженностью).
Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов:
- способности человека к точному анализу движений; деятельности анализаторов и особенно двигательного;
- сложности двигательного задания; уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);
- смелости и решительности;
- возраста;
- общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков)
53 Домашние задания по физической культуре: их особенности, основное содержание, контроль за выполнением.
Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий по физической культуре. Домашние задания – вариант самостоятельной деятельности уч-ся по ФВ (необходимое звено по предмету ФК). С помощью домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи:
1) повышение двигательной активности детей;
2) укрепление основных мышечных групп;
3) формирование правильной осанки;
4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.
Осуществляется с 1 по 11 классы.
1-4 кл. – соблюдение гигиенического режима, умение выполнять УГГ, подбирать ОРУ для развития ф. качеств, организовывать самостоятельные игры; 5-9 кл. – влияние ФУ на системы организма, компоненты ФК личности, развитие волевых и нравственных качеств, самостоятельная тренировка двигательных способностей, ЗОЖ; 10-11 кл. – ФУ по месту жительства, организация самостоятельной спортивной тренировки, навыки самоконтроля.
54 Техническая подготовка юных спортсменов (цель, задачи, содержание, организационные формы).Техническая подготовка – педагогический процесс, направленный на совершенное овладение системой движений (техники) данной спортивной дисциплины, и направленной на достижение высоких спортивных результатов.Цель – обучение спортсмена основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащихсредством тренировки, совершенствование избранных форм техники.Общая техническая подготовка заключается в расширении фонда двигательных умений и навыков, в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта. Специальная техническая подготовка направлена на формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях, обеспечивают прогресс технического мастерства.
Средства: общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения.
55 Особенности применения средств и методов для совершенствования координационных способностей у занимающихся различных возрастных групп.
ФУ повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц (без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии; подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт)).
Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий:
а) подводящие упражнения, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;
б) развивающие упражнения, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически.
Методы:1.Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
2. Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.
3. Преодоление нерациональной мышечной напряженности (излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению).
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений );
- изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа);
- изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);
- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);
- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля — в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).
Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.
Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении.
56 Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе; цель, задачи, виды, документы планирования, порядок их составления; формы планирования: тематическое и поурочное, исходный материал планирования, использование в практике.
Планирование физического воспитания — это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Перспективное планирование — это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).
Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе — это планирование на учебную четверть).
Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).
При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.
1. Сведения о контингенте занимающихся (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.) 2. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса.
3.Нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах. 4.Разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение. 5.Рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок. 6.Общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач. 7.Оформление плана (просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.
Планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.
Основными документами планирования в физическом воспитании: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий.
Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями.
Учебный план - основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Учебная программа — это документ планирования учебной работы, в котором определяются:
а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса;
б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, перечень основных физических упражнений, средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) зачетные требования и учебные нормативы (тестовые показатели).
Программа по физическому воспитанию состоит из разделов: 1- уроки физической культуры; 2 - физкультурное оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; 3 - физическая культура во внеурочное время; 4 - физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Структура программы: 1 - пояснительная записка (цель и задачи курса физического воспитания, особенности контингента занимающихся, структура программы, методы и формы занятий, указания по планированию и учету и др.); 2 - учебный материал по теоретическому и практическому разделам (перечень основных теоретических тем для изучения, описание всех физических упражнений, подлежащих освоению по годам обучения), зачетные требования и учебные нормативы; 3) приложение (список рекомендуемой литературы, образцы планов, заявок, типовой табель спортивного инвентаря и оборудования, необходимого для обеспечения занятий по физической культуре, примерные карты физической подготовленности и развития учащихся и др.). План-график учебного процесса - целесообразная последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного (количество часов на каждый раздел). Рабочий (тематический) план - последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные); теоретические сведения по физическому воспитанию; средства, методы, величины нагрузок; контрольные упражнения (тесты)). В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока. Расписание занятий должно быть по возможности постоянным стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию. План-конспект урока (занятия) - полный детализированный сценарий предстоящего урока (номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, средства, параметры нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, организационно-методические указания).
57 Морально-волевая подготовка юных спортсменов (цель, задачи, содержание, организационные формы).
Морально-волевая подготовка – система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности, психических качеств. Создает психическое состояние, способствующее наибольшему использованию физической и технической подготовленности, позволяет противостоятьпредсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (страх перед возможным поражением, неуверенность в своих силах, скованность, перевозбуждение). Цель – реализация потенциальных возможностей личности спортсмена, обеспечивающих эффективнуюдеятельность.
Задачи: - формирование мотивационных установок, - воспитание волевых качеств, - развитие интеллекта, - достижение психической устойчивости к нагрузка - воспитание коомуникативных свойств личности, взаимоуважения, чувства коллективизма.Общая психическая подготовка – обучение универсальным приемам, обеспечивающим готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, концентрации и распределения внимания, мобилизации на максимаьные физические и волевые усилия. Психическая подготовка к конкретному соревнованию. Средства и методы морально–волевой подготовки:
- мобилизующие – на повышение психического тонуса (самоприказы, убеждение, возбуждающий массаж); - коррегирующие; - релаксирующие – снижение уровня возбуждения, облегчают процесс восстановления (последовательное возбуждение и расслабление мышц, психорегуляция).
- подбор заданий, содействующих сплочению коллектива;
- организация совместных действий, взаимопомощь, взаимовыручка;
- поощрение положительных и порицание отрицательных поступков;
- упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха.