Проблема переучивания элементам техники: ошибки объективного и субъективного характера и их устранение, положительный и отрицательный перенос двигательного навыка, его перестройка.
В процессе обучения движениям и совершенствования техники выполнения движения постоянно возникают ошибки.
Объективные ошибки – связанные с неправильным обучением, возникающим из-за недостаточного материально-технического обеспечения. Они легко устранимы при соблюдении режима обучения. Субъективные ошибки – связанные с личностными качествами спортсмена (недостаточная физическая подготовленность и т.д.).
- из-за двигательной недостаточности (недостаточность физических качеств, координационная недостаточность, особенности телосложения, навыковая бедность);
- из-за дефекта обучения (обучение ошибочной технике выполнения, методические ошибки, перенос неадекватного навыка, неудовлетворительный контроль навыка);
- психогенные (неудовлетворительный контроль, психологические воздействия внешних условий, неуверенность, опасение, страх);
- из-за необычности условий (особенности внешних физических условий, регламент деятельности, дефекты психологической двигательной установки);
- случайные (спонтанные, вызванные случайными внешними факторами, совпадением внешних и внутренних факторов, несистематические, неясного происхождения).
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие (в частности, контрастные) задания.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основное условие положительного переноса навыка – наличие структурного сходства в главном звене техники двигательного действия.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс становления нового. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в главном звене.Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если указывать ученику те основные опорные точки, в которых нежелателен перенос.Своевременное выявление и установление причин возникновения ошибок в значительной мере обусловливает эффективность процесса технического совершенствования.
50 Типы школьных уроков: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования изученного, контрольные уроки, смешанные уроки (особенности построения и методики проведения каждого из них).
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью: - развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, - восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности. 3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания .4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью:- вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверги, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.
- уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.
- уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала.
- смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
- контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.
51 Тактическая подготовка юных спортсменов (цель, задачи, содержание, организационные формы).
Тактическая подготовка – педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфичной соревновательной деятельности.
Цель – обеспечение оптимального уровня тактической подготовленности.
Задачи: - воспитание тактического мышления (ряд умственных операций по составлению и реализации плана спортивной борьбы);
- формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы;
- формировать умение эффективно использовать технику и тактические действия с учетом особенностей противника, судейства, зрителей;
- обеспечить высокую степень надежности при выполнении тактических действий; Общая тактическая подготовка – направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях. Специальная тактическая подготовка - направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях против конкретного соперника. Средства: тактические упражнения в облегченных условиях, в усложненных условиях, условиях, максимально приближенных к соревновательным. Методы: тренировка с реальным и условным соперником.