Этап начального разучивания двигательного действия: цель и задачи этапа, средства и методы, управление формированием ООД и ООТ.
Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи:
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие (в частности, контрастные) задания.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: 1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Методы: 1. методы развития физических качеств, 2. наглядные методы, 3. словесные методы, 4. аудиовизуальные воздействия.
41 Типовая программа по физической культуре для средней (полной) школы - старших классов, ее функциональное назначение, структура, направленность и содержание.Задачи: получение объема знаний о правилах самоконтроля, влиянии занятий физическими упражнениями, создание верного и прочного представления о ЗОЖ, всестороннее физическое развитие, коррекция недостатков телосложения, формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, уверенности, выдержки.
Основы знаний: ФК и спорт – средства развития личности, ФК семьи, психологическая регуляция и саморегуляция. Двигательные умения, навыки и способности: 1.гимнастические и акробатические упражнения (ОРУ с предметами и без, на месте и в движении, упражнения на параллельных и разновысоких брусьях, на бревне, опорные прыжки, акробатические упражнения, ритмическая гимнастика, эстафеты, игры, полосы препятствий); 2.легкоатлетические упражнения (беговые упражнения, бег с ускорением, с высокого и низкого стартов, с максимальной скоростью, эстафетный бег, бег в равномерном и переменном темпе, кросс, прыжки в длину и в высоту, метание малого мяча и гранаты в цель, челночный бег); 3.лыжная подготовка (повторное прохождение отрезков, эстафеты, прохождение учебных отрезков);
4.спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч);
5.плавание (проплывание отрезков 25- 100 м., плавание в умеренном и переменном темпе, игры и эстафеты на воде);
6.элементы единоборств (силовые упражнения и единоборства в парах, подвижные игры, приемы самостраховки, приемы борьбы лежа и стоя, учебные схватки).
42 Особенности организации кружков ФК и внеклассных занятий по видам спорта в школе (программное обеспечение, планирование работы, организационные операции).
1-4 классы – кружки ФК. Цель – всестороннее физическое развитие на базе ОФП. В современном представлении об организационных функциях ФК – составляют спортивно-оздоровительный этап подготовки. Задачи: - оздоровление, - привлечение к систематическим занятиям спортом, - раскрытие индивидуальной двигательной одаренности, - ориентация на конкретную спортивную деятельность.
Спортивные секции организуются по виду спорта для всех возрастных групп, носят целенаправленный характер. Осуществляются по программе этапа предворительной подготовки, но в уменьшенном объеме.
Занятия в кружках и секциях – 2 раза в неделю по 1 часу. Планирование: годичный и четвертной планы.Организация кружков ФК и секций по виду спорта осуществляется завучем по УР. Собираются сведения о возможной ориентации уч-ся по виду спорта и приглашается тренер (из числа учителей ФК, учителей-предметников, родителей, энтузиастов), имеющий представление о виде спорта и о пед. процессе.
43 Этап углубленного разучивания двигательного действия. Особенности применения средств и методов, регламентации режима движений, предупреждение и устранение ошибок.
Цель — сформировать полноценное двигательное умение.
Основные задачи:
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия, необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор техники действий, беседа. Такой подход позволяет более углубленно познать технику изучаемых действий.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств:
1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.
2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого двигательного действия. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения.
3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.
Эффективность использования различных упражнений (подготовительные, подводящие, имитационные) достигается при четком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными двигательными действиями; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.
Методы: - метод расчлененного обучения, - метод целостного обучения, - методы развития физических качеств.
44 Урок - основная форма организации процесса обучения: типология и структура уроков физической культуры, единство образовательной, воспитательной оздоровительной направленности системы уроков.
Урок физической культуры-основная форма занятий физическими упражнениями в школе.
Структура урока:1. Подготовительная часть урока. Цель — подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Задачи: - обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;
- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности;
Содержание: игровые задания, упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс ОРУ в строю и отдельные специально подготовительные упражнения без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени.
2. Основная часть урока. Цель- решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств. Продолжительность основной части урока 25—30 мин.
3. Заключительная часть урока. Цель - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Задачи: - снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;
-регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся и домашнее задание.
Длительность заключительной части урока 3—5 мин.
Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки. Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач различают 4 разновидности уроков: комбинированные, уроки с преимущественной оздоровительной направленностью, преимущественно воспитательной или образовательной направленностью.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебного материала. Задача уроков нового материала - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение. Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала. Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими ЗУНов по теме или разделу программы.
По признаку основной направленности различают уроки ОФП, профессионально- прикладной направленности (ППФП), спортивно- тренировочные уроки, методико-практические занятия.
45 Специфика организации работы с юными спортсменами в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, спортивных классах общеобразовательной школы.
Для осуществления процесса спортивной тренировки юных спортсменов создаются соответствующие общественно-государственные учреждения:
ДЮСШ – (9-16 лет) – совершенствование в избранном виде спорта. Группы НП-1г об., НП-2г об., УТГ 1 и 2 г об. Этапы предворительной подготовки, начальной и углубленной специализации.
СДЮШОР (с 15 до 22 лет) – подготовка спортивных резервов.
УОР (14-16 лет) – для получения среднего ФК образования юными спортсменами, не успевающими по школьной программе.
Спортивные классы общеобразовательных школ – классы целенаправленной подготовки спортивных резервов (школьников успевающих по школьной программе и проявивших предрасположенность к занятиям спортом).Программа – основа планирования, утверждается спортивным комитетом, реализуется пед. составом соответствующего заведения (год. план для данного возраста, нед. план, план-конспект). Отражает общий объем тренировочной нагрузки и его распределение по этапам подготовки: теоретические знания, контрольные нормативы, ОФП и СФП).Контроль за осуществлением подготовки осуществляется 2-мя способами: динамика спортивных результатов и выполнение контрольных нормативов