Техника физических упражнений: общее понятие, основа техники, главное звено, детали.
Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют три фазы:
- подготовительная (создает наиболее благоприятные условия для выполнения главной задачи действия); - основная (движения, с помощью которых решается главная задача действия); - завершающая (завершает действие).
Эффект физических упражнений зависит от биомеханических характеристик отдельных движений:
- пространственные – положение тела и его частей (и.п., оперативная поза), направление, амплитуда, траектория;
- временные – длительность движений (величина воздействия – нагрузка) и темп (количество движений в единицу времени);
- пространственно-временные – скорость и ускорение (определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве);
- динамические – взаимодействие внутренних (силы активного сокращения - тяги мышц, сила упругого сопротивления растягиванию мышц, реактивные силы) и внешних (реакции опоры, гравитационные, трения и сопротивления внешней среды и т.д.) сил в процессе движений.
Критерии эффективности техники – признаки, на основе которых оценивается мера соответствия наблюдаемого способа двигательного действия объективно необходимому:
1) результативность физического упражнения:
- эффективность – соответствие решаемым задачам и высоким конечным результатам, уровню физической, технической, психической подготовленности;
- стабильность – помехоустойчивость, независимость от внешних и внутренних условий;
- вариативность – коррекция двигательных действий от условий соревнований;
- экономичность – рациональная затрата усилий, времени, пространства;
- минимальная тактическая информативность для соперника.
2) параметры эталонной техники (сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники);
3) разница между реальным и возможным результатом.
38 Типовая программа по физической культуре для основной школы - средних классов, ее функциональное назначение, структура, направленность и содержание.
Задачи: совершенствование приобретенных навыков, соблюдение гигиенических правил, ознакомление с основами самоконтроля и оказание первой медицинской помощи; гармоничное развитие организма, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к условиям внешней среды; выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, формирование умений адекватной оценки собственных физических возможностей, воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи и т.д.Основы знаний: гигиена труда и отдыха, влияние ФУ на организм, основные компоненты ФК и т.д.
Двигательные умения, навыки и способности: 1.гимнастические и акробатические упражнения (упражнения в построениях и перестроениях, ОРУ с предметами и без, ОРУ в движении, упражнения в висах и упорах, на различных гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения); 2.легкоатлетические упражнения (бег с высокого и низкого стартов, с ускорением, с максимальной скоростью, в равномерном темпе, кросс, прыжки в длину и в высоту с разбега, метание малого мяча в горизонтальной и в вертикальной плоскости в цель с места и с разбега); 3.лыжная подготовка (передвижения классическими шагами, подъемы и спуски в гору и с горы, торможения при спусках, повороты в движении, прохождение дистанции); 4.спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч) 5.плавание (специальные упражнения для освоения кролей и брасса, повторное проплывание отрезков 25- 50, 100- 150 м., игры и развлечения на воде); 6.элементы единоборств.
39 Спортивная ориентация и отбор в спорте (этапы отбора, критерии отбора)
Спортивный отбор- это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивная ориентация— система организационно-методических мероприятий, позволяющих наметить направление специализации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
Задачи спортивной ориентации:
- выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельности;
- отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта.
Способности— это совокупность качеств личности, соответствующая объективным условиям и требованиям к определенно' деятельности и обеспечивающая успешное ее выполнение.
Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа:
На первом этапе отбора - массовый просмотр контингентов детей 6—10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта, критерии спортивной ориентации - рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов. Осуществляется систематическое изучение каждого учащегося с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации
На третьем этапе от бора - поиск перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки СДЮШОР и УОР, комплектование групп спортивного совершенствования.
На четвертом этапе отбора - просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:
1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);
2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;
3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования.