Построение средних (мезо -) циклов тренировки для юных спортсменов: втягивающий, общеподготовительный, специально-подготовительный, соревновательный, переходный.

Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжитель­ностью от 2 до 6 недель, включающий относительно закончен­ный ряд микроциклов.

Построение тренировочного процесса на основе мезоциклов позволяет систематизировать его в соответствии с главной зада­чей периода или этапа подготовки, обеспечить оптимальную ди­намику тренировочных и соревновательных нагрузок, целесооб­разное сочетание различных средств и методов подготовки, соот­ветствие между факторами педагогического воздействия и восста­новительными мероприятиями, достичь преемственности в вос­питании различных качеств и способностей.

Внешними признаками мезоцикла являются: 1) повторное вос­произведение ряда микроциклов в единой последовательности либо чередование различных микроциклов в определенной последовательности. При этом в подготовительном периоде они чаще повторяются, а в соревновательном чаще череду­ются; 2) смена одной направленности микроциклов другими харак­теризует и смену мезоцикла; 3) заканчивается мезоцикл восста­новительным (разгрузочным) микроциклом, соревнованиями или контрольными испытаниями.

Втягивающие мезоциклы. Их основная задача — постепенное подведение спортсменов к эффективному выполнению специфи­ческой тренировочной работы. Это обеспечивается применением упражнений, направленных на повышение или восстановление работоспособности систем и механизмов, определяющих уровень разных компонентов выносливости; скоростно-силовых качеств и гибкости; становление двигательных навыков и умений. Эти мезо­циклы применяются в начале сезона, после болезни или травм, а также после других вынужденных или запланированных перерывов в тренировочном процессе. Базовые мезоциклы. В них планируется основная работа по по­вышению функциональных возможностей основных систем орга­низма, совершенствованию физической, технической, тактиче­ской и психической подготовленности. Тренировочная программа характеризуется использованием всей совокупности средств, боль­шой по объему и интенсивности тренировочной работой, широ­ким использованием занятий с большими нагрузками. Базовые мезоциклы составляют основу подготовительного периода, а в соревновательный включаются с цел восстановления физиче­ских качеств и навыков, утраченных в ходе стартов. Контрольно-подготовительные мезоциклы. Ши­рокое применение соревновательных и специально -подготовитель­ных упражнений, максимально приближенных к соревнователь­ным. Характеризуются высокой ин­тенсивностью тренировочной нагрузки, соответствующей сорев­новательной или приближенной к ней, используются во вто­рой половине подготовительного периода и в соревновательном периоде как промежуточные мезоциклы между напряженными стартами, если для этого имеется соответствующее время. Предсоревновательные (подводящие) мезоциклы предназначены для окончательного становления спортивной формы за счет уст­ранения отдельных недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствования его технических возможностей. Особое место в этих мезоциклах занимает целенаправленная пси­хическая и тактическая подготовка. Эти мезоциклы ха­рактерны для этапа непосредственной подготовки к главному стар­ту и имеют важное значение при переезде спортсменов в новые контрастные климатогеографические условия.

Соревновательные мезоциклы. Их структура определяется специ­фикой вида спорта, особенностями спортивного календаря, ква­лификацией и уровнем подготовленности спортсмена. В большин­стве видов спорта соревнования проводятся в течение всего года на протяжении 5—10 месяцев. В течение этого времени может про­водиться несколько соревновательных мезоциклов. В простейших случаях мезоциклы данного типа состоят из одного подводящего и одного соревновательного микроциклов. В этих мезоциклах уве­личен объем соревновательных упражнений.

Восстановительный мезоцикл составляет основу переходного периода и организуется специально после напряженной серии соревнований. В отдельных случаях в процессе этого мезоцикла возможно использование упражнений, направленных на устране­ние проявившихся недостатков или подтягивание физических спо­собностей, не являющихся главными для данного вида спорта. Объем соревновательных и специально подготовительных упраж­нений значительно снижается.

34 Целевые установки в обучении двигательным дей­ствиям; общие и частные задачи, предпосылки и общий порядок построения процесса обучения.В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Овладение двигательным действиям осуществляется в следующей методической последовательности:

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации (совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение).

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия (на основе прослушивания комментария при показе, определение ООТ и ООД).

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ (зрительный, логический, двигательный образ).

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом (по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления).

Весь процесс обучения двигательным действиям включает три этапа, которые отличаются частными задачами и особенностями методики.

1 – этап начального разучивания:

Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах .

Основные задачи:

1 - Сформировать смысловое и зрительное представления о дви­гательном действии и способе его выполнения.

2 - Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.

3 - Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4 - Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

Решение этих задач осуществляется поочередно.

2 - Этап углубленного разучивания двигательного действия:

Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение.

Основные задачи:

1 - Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники.

2 - Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3 - Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

3 - Этап совершенствования двигательного действия:

Цель - двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

Основные задачи:

1Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия. 2 - Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники. 3-Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.). 4 - Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

35 Типовая программа по физической культуре для начальных классов; ее функциональное значение, структура, направленность и содержание.

Состоит из: объяснительной записки, материалов к урокам, внеклассных форм организации, общешкольные физкультурно- массовые мероприятия.

Задачи: укрепление здоровья, профилактика осанки и плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, формирование двигательных умений и навыков, приобретением знаний о значении физических упражнений, двигательном режиме, личной гигиене, закаливании, содействие естественному развития организма, повышению функциональных возможностей, формированию осанки, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Развитие физических качеств, пробуждение интереса к физической культуре и спорту - важнейшие задачи на данном этапе. Приобщение к самостоятельным занятиям ФУ, подвижными играми. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности.

Основы знаний: понятие о здоровье, ЗОЖ и его слагаемые, гигиена, питание и т.д.

Приемы закаливания, саморегупяция и способы самоконтроля.

Двигательные умения, навыки и способности: 1.гимнастика и акробатические упражнения (простейшие виды построения и перестроения, ОРУ с предметами и без, упражнения в лазании и перелезании, упражнения в равновесии, несложные акробатические упражнения, танцевальные упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и со скакалкой);

2.легкоатлетические упражнения (ходьба, бег с максимальной скоростью, в равномерном темпе, челночный бег, прыжки в длину с разбега и в высоту, эстафеты с бегом и прыжками, преодоление полосы препятствий, метание малого мяча);

3.лыжная подготовка (скользящий и ступающий шаг, передвижение попеременным двухшажным ходом. Подъемы и спуски с небольших склонов, повороты на месте и в движении, прохождение дистанции- 1- 2 км.);

4.подвижные игры;

5.плавание (упражнения для освоения с водой, движения рук и ног при кролях и брассе, проплывание 25- 50 м., простейшие единоборства).

36 Предсоревновательная и соревновательная подготовка юных спортсменов.

Подготовительный период(период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1- общеподготовительный (или базовый) этап; 2 - специально подготовительный этап.

Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов.Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недельных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа (повышение общих объёмов тренировочных средств, однонаправленных частных, объем интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направлены на совершенствование физической подготовленности, повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических среде тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

Соревновательный период(период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются: - повышение достигнутого уровня специальной подготовленности , -достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки основным соревнованиям. Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1 - этап ранних стартов, или развития собственно спортивной форм, 2 - этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. Длительность 4- 6 микроциклов. Задачи: - повышение уровня подготовленности, - выход в состояние спортивной формы, - совершенствование новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.

Этап непосредственной подготовки к главному старту. Задачи:

- восстановление работоспособности после главных отбороч­ных соревнований и чемпионатов страны;

- дальнейшее совершенствование физической подготовленно­сти и технико-тактических навыков;

- создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний;

- моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности;

- обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности (физической, тех­нической, тактической и психической) с целью трансформации се в максимально возможный спортивный результат.Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 не­дель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них (с большой суммарной нагрузкой) направлен на развитие качеств и способ­ностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достиже­ний. Другой — на подведение спортсмена к участию в конкрет­ных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.

Наши рекомендации