Спор» и «конфликт» как понятия конфликтологии и коммуникологии.
СПОР- ЭТО: 1.Ситуация в которой однозначно отношение сторон к предмету спора, но неоднозначно друг к другу.
2. Спор, так же, как и конфликт, м.б. самоцелью.
3. Причина споров – несоответствие желаемого и действительного, различие в представлениях, а также желание сторон определенности взаимоотношений.
4. Споры могут перейти на новый уровень взаимоотношений: диалог или конфликт.
n СПОР – это столкновение мнений
n КОНФЛИКТ – это столкновение сил
n Понятия «СПОР» И «КОНФЛИКТ» относятся к теории коммуникации
5. Конфликт
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия. Обычно сопровождается негативными эмоциями, выходящими за рамки правил и норм.
n Анцупов А.Я., Шипилов А.И.: конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
n Вершинин М.С.:Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
n Здравомыслов А.Г.: Конфликт – это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностям.
Структура конфликта – строение и внутренняя форма организации конфликта выступавшая как совокупность элементов его составляющих обеспечивающая целостность конфликта как системы, обеспечивающая его отличия от других социальных явлений, сохранение его основных свойств при различных изменениях.
включает в себя:
Объективную (материальную) подсистему
Субъективную (идеальную или психологическую) подсистему
К объективной подсистеме относятся:
• участники (стороны) конфликта;
• предмет конфликта;
• объект конфликта;
• микросреда;
• макросреда.
Субъективную подсистему составляют такие элементы, как:
• мотивы сторон;
• конфликтное поведение;
• информационные модели конфликтной ситуации.
1) Объект – ценность на пересечении интересов. 2) Предмет – проблема конфликта. 3) Субъект (2 и более)
· непосредственные участники,
· подстрекатели, пособники, организаторы,
· третья сторона
4) Конфликтогены – слова, намерения, действия или бедствия, которые способствуют возникновению конфликта.
5) Социальная среда.
· пространственно-временные условия;
· социально-психологические - климат; - степень конфронтации;
· социальные
6) Типы участников
· 1го порядка (непосредственные участники)
· 2го порядка (пособники, подстрекатели, организаторы)
· 3го порядка (те, кто разрешает)
7) Мотивы – побуждение к вступлению в конфликт, связанное с удовлетворением потребностей.
8) Образ врага- то, что навязывается, например, государство «навязывало» США во время холодной войны
9) Конфликт интересов - возникает в голове и в одном субъекте. Конфликтное поведение – совокупность противоположно направленных действий участников конфликта.
6.Динамика конфликта
Динамическая модель конфликта делает акцент на динамике, рассматривает конфликт как некий процесс, имеющий определенные этапы развития. В рамках динамической модели выделяются основные стадии конфликта, анализируется момент возникновения, становление, переход от одного этапа к другому, рассматриваются формы конфликтного поведения, исход и последствия конфликта. Основные стадии конфликта:
1. Латентный период. Он включает следующие этапы:
· Возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;
· Осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации;
· Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами . Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции;
· Возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.
2. Открытый период, который включает в себя этапы:
· инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться;
· эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;
· сбалансированное противодействие - здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;
· завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
3. Послеконфликтный период. Она включает в себя следующие этапы:
· частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру;
· полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ — содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых развивается деятельность личности или группы.
ИНЦИДЕНТ — начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон.
ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА — нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.
Эскалация выражается в следующих признаках:
• вытеснение адекватного восприятия партнера;
• рост эмоционального напряжения;
• переход от аргументов к претензиям и выпадам личного характера;
• рост иерархического уровня нарушаемых интересов;
• применение насилия;
• потеря первоначального предмета разногласий;
• расширение границ конфликта;
• увеличение числа участников.
Основные формы завершения конфликта:
• разрешение;
• затухание;
• урегулирование;
• устранение;
• перерастание в другой конфликт.
Управление конфликтами
Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Цель управления конфликтами: предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных конфликтов. Управление конфликтами как сложный процесс, включает следующие виды деятельности:
1. Прогнозирование конфликта - это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Источники: объективные, субъективные условия и факторы между людьми, а также их индивидуальные особенности
2. Предупреждение (профилактика) конфликта - это вид деятельности субъекта, направленный на недопущение возникновения конфликта.
3. Стимулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.
4. Регулирование конфликта - это вид деятельности субъекта, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Предполагает участие третьей стороны (посредников).
Этапы:
1) Признание реальности конфликта
2) Легитимизация – достижение соотношения между сторонами
3) Институализация – создание органов рабочих групп по регулированию конфликта
4) Разрешение конфликта - это вид деятельности субъекта, связанный с завершением конфликта, поиском оптимальных путей решения проблемы. Разрешение - это заключительный этап управления конфликтом. (полное, неполное разрешение)
Типология конфликтов
9. Шесть типов конфликтов H. Bisno
10. М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов
1)подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;
2)случайный или условный конфликт — в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;
3)смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;
4)неверно приписанный конфликт — либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;
5)латентный конфликт — в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется; 6)ложный конфликт — у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
11. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта
экономический конфликт — строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;
конфликт ценностей — формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);
силовой конфликт — когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
Противоречие и его виды
Противоречие– это взаимоисключающее несоответствие частей целого
Виды противоречий:
n Логическое– это приписывание предмету одновременно двух прямо противоположенных признака.
n Диалектическое– это единство взаимополагающих и одновременно взаимоисключающих противоположностей (сторон, тенденций).
n Социальное– это взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
n Логическое противоречие – это приписывание предмету одновременно двух прямо противоположенных признака.
Социальное противоречие.
Социальное противоречие– это взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
Стадии социального противоречия:
n становление
n развертывание
n разрешение
n появление
n осознание
n реакция
Социальные отклонения
Социальное отклонение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются
Норма — правило, образец, предписание
Социальная норма — такие нормы, которые полностью соответствуют статусному ожиданию
Типы социальных норм: групповые; общие правила
Социальные отклонения:
1) Позитивные – стимулируют её прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества
2) Негативные - нарушают функционирование системы
При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.
Девиантология (deviantology) – это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль).
Делинквентное поведение - совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название. Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Причины девиантного поведения: 1.Психологическая 2.Заражённость плохими нормами 3.Социальное неравенство 4.Конфликты между культурами
АНОМИЯ — это состояние общества, в котором разложения, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, поддерживающих традиционный общественный порядок, отныне вызывает их несоответствие новым сформулированным и принятым государством идеалам.